Транснациональные корпорации в экономике различных групп стран (развитых, развивающихся, с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2010 в 18:59, Не определен

Описание работы

Актуальность представленной темы состоит в том, что в настоящее время транснационализация – важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации

Файлы: 1 файл

ТАЭС.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

     Так же необходимо отметить, что 100 наиболее крупных ТНК развитых стран имеют 40-50 % всех зарубежных активов. Если сравнить активы 100 компаний с общей суммой во всем мире, которые можно оценить в 20 трлн. долларов, то получится, что эти 100 компаний имеют приблизительно 16 % мировых производительных активов всего мира, а 300 наиболее крупных компаний контролируют, вероятно, 25 % всех активов.

     Для ведущих промышленно развитых стран  именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Так, до 40 % стоимости имущества 100 крупнейших ТНК, включая финансовые, находится за пределами их страны базирования. Если сопоставить объём зарубежного производства ТНК с объемом экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 2009 года это соотношение для США, Японии и ФРГ составляло: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3.

     К 2009 году в среднем 45 % общего объема продаж ТНК развитых стран приходится на экспорт. ТНК охватывает 90 % мировой  торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком джутом и железной рудой, 85% − медью и бокситами, 80 % − чаем и оловом, 75 % − натуральным каучуком и сырой нефтью. Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалом. Сейчас на внутрифирменную торговлю приходится от 14 до 20 % экспорта США, 23 – 29% экспорта Японии и 24 – 28% − ФРГ. На протяжении двух последних десятилетий ежегодно примерно половина американского экспорта приходится на американские иностранные ТНК, в Великобритании эта доля достигает 80 %, в Сингапуре – 90 %. Движение капиталов ТНК происходит независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации.  ТНК устанавливает систему международного производства, основанную на размещении филиалов дочерних компаний, отделений по многим странам мира.

     ТНК развитых стран проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые  требуют огромных инвестиций и высококвалифицированных  работников. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации отраслей ТНК.

     Существенной  чертой деятельности международных  компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. Это ТНК, у которой имеется более 30 дочерних компаний разного профиля в Швеции, несколько десятков за рубежом, которые производят моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия 11 отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30 – 50 отраслей. В группе из 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии – 78, во Франции −  84, в Италии – 90.  Так, количество и характер входящих в ТНК предприятий определяется главным образом экономической целесообразностью.

     Филиалы ТНК превращаются в составную  часть экономической системы  мирового хозяйства, поэтому они  могут использоваться как инструмент экономической политики в интересах  ведущих стран их происхождения (или инкорпорации).

     Располагая  мощной производительной базой, ТНК  проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка, динамичную политику в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в национальном, континентальном и международном масштабах для всех подразделений (филиалов) материнской корпорации как единого целого. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.

     В качестве конкретного примера, возникновения  и развития международной корпорации, можно привести сосредоточившую  в своих руках 25 % мирового рынка  бытовых электроприборов и промышленного  оборудования ТНК «Электролюкс». Она  возникла ещё в 1912 году в результате слияния двух шведских компаний. «Электролюкс» уже в конце 20-х годах вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие «Электролюкс» приобретала компанию «Уайт Консолидейтед» − третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др. «Занусси» − крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» − главного производителя электротоваров в ФРГ.

     После присоединения этих трех фирм «Электролюкс» превратились в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 странах мира. На сегодняшний момент на предприятиях этой ТНК трудятся свыше 110 тысяч человек, её годовой оборот в 2009 составил 17 млрд. евро.

     Итак, современные ТНК играют не малую  роль в развитии экономике развитых стран. Некоторые известные теоретики-исследователи ТНК не только признают всепроникающее влияние ТНК на экономику и политику государств, но и объявляют его величайшим благом. Отчасти это действительно так − экономическая и технологическая мощь современных ТНК такова, что их устраивал бы бесконфликтный мир, в котором спорные вопросы решались бы исключительно политическими средствами. 

2.2. Влияние  ТНК на экономическое развитие  на примере развивающихся стран

     В современной мировой экономике  новое международное разделение труда в наибольшей степени формируется  транснациональными корпорациями (ТНК). Именно они, обозначив развивающиеся  страны зоной своих интересов, перемещают туда свои производства, которые там экономически и технологически выгодно организовывать.

     Улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами началось в 80-е годы. Этому  во многом способствовал пересмотр  рядом развивающихся государств законодательств о прямом зарубежном инвестировании. В эти же годы отмечается уменьшение числа случаев национализации и увеличение количества судебных разбирательств, спорных ситуаций между ТНК и правительствами развивающихся стран.

     Переосмысление  роли ТНК многими развивающимися странами в основном идет в русле  изменения представлений о том, что могут дать эти корпорации для структурных изменений и  стимулирования внутренних факторов технического прогресса. Как свидетельствует  практика, ТНК вносят весомый вклад в развитие стран «третьего мира». Этот вклад выражается:

     − в передаче передовых производственных технологий в некоторых отраслях (текстильная, швейная, электронная промышленность). ТНК играют важную роль и как инвесторы, и как поставщики инвестиционных товаров или технологий (лицензий);

     − в содействии превращению развивающихся стран из экспортеров сырья в продавцов готовых изделий. Этот непосредственный вклад в структурные изменения развивающихся стран более важен, чем просто перемещение финансовых ресурсов по линии прямых инвестиций;

     − в том, что ТНК способствуют ускорению процессов инноваций. Технологические инновации в основном сконцентрированы в промышленно развитых странах, однако в последние десятилетия они все больше перемещаются в некоторые другие страны, прежде всего в НИС (новые индустриальные страны). С передачей технологии, однако, может быть связано и непреднамеренное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Деятельность филиалов ТНК отрицательно сказывается на природе принимающих стран, а, значит, на благосостоянии людей, вплоть до угрозы их жизни. Таким образом, возникает потребность в усилении регулирующих функций национальных органов в развивающихся странах для контроля, как за собственными, так и за иностранными предприятиями;

     − ТНК улучшают в развивающемся мире ситуацию с занятостью. Хотя следует отметить, что число рабочих мест, непосредственно связанных с прямыми инвестициями, невелико − менее 1% экономически активного развивающегося мира.23

     Международные организации предлагают развивающимся странам использовать ТНК при осуществлении технической помощи, а правительства этих стран в свою очередь борются за привлечение ТНК в свою экономику. Так, американская компания «Дженерал моторе» намерена к 2020 году удвоить свою долю на азиатско-тихоокеанском рынке, доведя ее до 15 %. В этих целях компания собирается построить на Филиппинах или в Таиланде завод по выпуску автомашин и запчастей стоимостью 1 млрд. долл. По мнению специалистов, Таиланд имеет преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако Филиппины предложили «Дженерал моторе» ряд инициатив, включая налоговые и таможенные льготы, стимулирующие строительство завода именно в этой стране.

     Подчиняясь  объективным законам развития международных экономических связей, развивающиеся страны ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями, проблемами социально-экономического развития и интересами ТНК в экономике их стран.

     Так, зону сильного экономического влияния американских ТНК попали две крупные европейские страны: Швейцария и Италия. В Швейцарии основной интерес американских инвесторов вызвал финансовый сектор (43 % всех инвестиций) и сети розничной торговли (около 15 % инвестиций). В Италии основные инвестиции осуществлялись в электронную и автомобильную промышленность (30 % и 18 % всех инвестиций соответственно). Что связано с рядом сделок американскими компаниями итальянских производителей. Особо следует отметить сделку по приобретению американским автомобильным гигантом «Дженерал Мотерс» одного из подразделений итальянской компании «Фиат», занимающегося разработкой и производством моторов и кузовов для легковых автомобилей («Fiat Auto SpA»). Опыт конкурентной борьбы и внедрение новейших технологий американской корпорации без сомнения способствуют повышению конкурентоспособности итальянской автомобильной промышленности, особенно на чрезвычайно насыщенном Европейском рынке.

     В зону значительного экономического влияния американских ТНК попала всего одна европейская страна − Ирландия. Это не удивительно, ведь США и Ирландия тесно взаимосвязаны в историческом плане. Значительная часть населения США имеет ирландские корни. Из наиболее известных политических фигур Джон Кеннеди и Билл Клинтон являются потомками ирландских переселенцев. По всей видимости, то же самое можно сказать и про многих финансовых деятелей. Не отличающаяся особой инвестиционной привлекательностью Ирландия получила в 2009 г. американских ПИИ (Прямые иностранные инвестиции) на сумму 7,4 млрд. долл., что составило более 45 % валового притока инвестиций в страну. Более половины этих инвестиций (около 53%) пришлось на финансовый сектор.24

     Страны  Латинской Америки являются вторым по значимости получателем американских ПИИ. На них приходится 27,5 % всего экспорта американского капитала (на Европу приходится 52 %), что составляет более 38 млрд. долл. Основными отраслями-получателями американских ПИИ в этой стране оказались: транспортное машиностроение (около 21% всех инвестиций), банковский сектор (20 %), сфера услуг (13 %).

     Еще несколько Азиатских стран стали  крупными получателями Американских инвестиций: Гонконг (3,1 млрд. долл.), Сингапур (2,7 млрд.), Индонезия и Тайвань (чуть боле 1млрд каждая из стран). Однако, если Сингапур и Индонезия попали (как и Саудовская Аравия) из-за этого в зону значительного экономического влияния ТНК США, то Тайвань − в зону умеренного влияния (наряду с Турцией, Тайландом, Израилем, и Республикой Кореей), а Китай и Гонконг − в зону слабого влияния (экономических интересов), к которой так же относятся Малайзия, ОАЭ и Филиппины. Во всех этих 5 странах инвестиции осуществлялись в основном в финансовый сектор (Гонконг) и электронную промышленность.

     Что касается Африки, Австралии и Океании, то, к сожалению, эти регионы мира не являются особо привлекательными для потенциальных инвесторов. Исключением являются лишь: ЮАР, Австралия, Новая Зеландия и некоторые страны западной Африки (Тунис, Египет), на которые и приходится большая часть притока ПИИ в эти регионы. Для американских инвесторов в 2009 г. наиболее привлекательными оказались: Австралия (1,5 млрд. долл.), попавшая в зону умеренного экономического влияния; Египет (0,6 млрд.) - попал в зону сильного экономического влияния и ЮАР, которая оказалась в зоне слабого экономического влияния ТНК США.

     Тем не менее, необходимо отметить, что положительное влияние деятельности ТНК на экономический прогресс в развивающемся мире, несомненно, тем более что высокоразвитые страны заинтересованы в социально-экономическом развитии периферии мирового хозяйства. Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает их спрос на потребительские и инвестиционные товары индустриальных стран. При сохранении нынешних темпов роста ВВП развивающегося мира к концу 2010 г. он будет поглощать более 1/3 всего объема экспорта высокоразвитых государств. К тому же перемещение трудоизбыточных ресурсов и энергоемких, экологически загрязняющих производств в развивающиеся страны помогает развитым странам сохранять социальную и политическую стабильность, повышать благосостояние общества.

     Таким образом, влияние ТНК на экономику  развивающихся стран значительно. Оно пополняет бюджет развивающихся  стран, захватывает и ускорение процессов инноваций, обеспечивает занятость, улучшает социальные услуги рабочих, способствует развитию НТП. Но ТНК развитых стран также  подавление своей мощью местных фирм, установление монопольных цен и также нарушает баланс заработной платы между работниками ТНК и местными фирмами и оказывает негативное влияние на окружающую среду. 

2.3. Проблемы  функционирования ТНК в странах с переходной экономикой (Россия)

     Недавний резкий взлет компаний в странах с переходной экономикой, в том числа и в России, в качестве новых значимых игроков международного бизнеса оказался весьма неожиданным для многих наблюдателей. Действительно, если в ходе первого десятилетия перехода российской экономики на рыночные рельсы национальное хозяйство постоянно страдало от нехватки инвестиционных средств, и страна быстро превращалась в нетто-импортера капитальных ресурсов, то после 2001 г. ситуация коренным образом изменилась. Россия стала не только весьма привлекательным объектом для иностранных инвесторов, но и сама превратилась в страну базирования растущего числа компаний, активно развивающих производственно-хозяйственную деятельность за рубежом. Ведущие российские ТНК становятся реальными участниками глобальной конкуренции и как таковые неизбежно встают на путь ускоренного создания своей международной производственной базы на основе интенсивного роста зарубежного инвестирования.

Информация о работе Транснациональные корпорации в экономике различных групп стран (развитых, развивающихся, с переходной экономикой