Теоретический анализ теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2010 в 23:27, Не определен

Описание работы

Для России проблема ТЭ особенно актуальна, во-первых, потому, что масштабы теневых операций составляют по различным оценкам 25-40% (а даже более) ВВП, т.е., возможно, уже превысили тот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение ее наиболее важных жизненных функций

Файлы: 1 файл

Исправленое.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

    Положение усугубилось тем, что механизм централизованного планирования с началом приватизации был практически разрушен без замены его механизмом рыночного регулирования. Кроме того, приватизация не прояснила вопроса о собственности, поскольку новые "владельцы" не имеют ясного титула собственности.

    Только  прямые потери государства от поспешной (а зачастую и просто криминальной) приватизации в 1995 г. оцениваются в 10 трлн. руб. (без учета деноминации). Значительно труднее оценить  ущерб от проникновения на финансовые рынки и аукционы уголовно-мафиозного капитала, активно участвующего в процессах передела собственности.

    Одним из наиболее значимых факторов поддержания  и расширения теневого сектора является налоговая политика государства - чрезмерно  высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер налогообложения. По различным оценкам, у предприятий в счет уплаты налогов изымается 60-80% прибыли по сравнению с 33-35% в странах Запада. При наличии долгов по налогам любые средства, поступающие на счета предприятия, подлежат бесспорному изъятию для погашения указанной задолженности. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". Например, предприятия, не располагающие ощутимым политическим влиянием и имеющие налоговую задолженность, в целях сохранения возможности ведения хозяйственных операций прибегают к использованию счетов третьих лиц, т.е. скрывают свою деятельность от государственного учета.

    Анализируя  отечественную налоговую систему, В.Исправников отмечает следующие негативные последствия ее функционирования: спад отечественного производства и ухудшение его структуры; тотальное стремление субъектов всех форм собственности уйти от налогообложения (прямое сокрытие налогов составляет 20% суммы всех налоговых поступлений); утечка капиталов за рубеж; криминализация хозяйственной жизни, нарастание масштабов ТЭ.

    В России при общем высоком уровне налогообложения существует "льготно-налоговый рай" для определенных структур; необходимость "платить" чиновникам за получение налоговых льгот создает благоприятную почву для развития коррупции.

    В экономической литературе среди  других причин и факторов роста ТЭ в период реформ наиболее часто упоминаются  следующие.

  • Возникновение   делового   тандема   чиновника   и предпринимателя.  Усиление неопределенности функций, прав и ответственности чиновников разного ранга способствовало созданию условий для приватизации функций государства отдельными группами чиновников, которые используют свои рабочие места (власть и информацию) как один из ресурсов для частного, теневого по своему характеру, предпринимательства. Предприниматели и частные лица в этих условиях вынуждены обращаться напрямую к сотрудникам государственных служб, вступая с ними в неформальные отношения.
  • Асоциальный характер рыночных преобразований в России.  За годы реформ сложилась ситуация, при которой экономически активному населению приходится искать средства к существованию и новые  виды  деятельности  вне  сложившихся  формальных экономических институтов найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и т.п.

Неправовой  характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей  лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки, которые хотят сохранить свободу рук в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. 
 

1.3 История и особенности формирования теневой экономики в России

     В советское время теневая экономика  охватывала такие виды хозяйственной  деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций  со стороны партийно-хозяйственных  органов управления. К числу распространенных теневых видов деятельности относились бартер, несанкционированное совместительство, неплановое строительство, выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий, запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов, оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно, взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений, валютные операции и т.п.

     В советской научной литературе первые публикации о теневой экономике появились только в конце 1980-х - начале 1990-х п. Эти исследования позволяют сделать вывод, что практически все директора предприятий и большая часть руководителей среднего звена регулярно осуществляли деятельность в рамках теневой экономики. Прежде всего это относилось к таким отраслям как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, ЖКХ. [Приложение 1]

     В 1970-х - начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.). В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е гг. уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции. Главными, по мнению Л. Косалса из них были две.

     Первая  функция - экономическая, состоявшая в  компенсации недостатков работ  официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции»: на одном предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали не контролируемые  «сверху» горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.

     Вторая  функция - социальная. Она заключалась  в обеспечении социальной ниши для  предприимчивых людей, которые не могли  реализовать себя в официальных  структурах, не создавших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы. Эти люди стремились самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме выполняла функцию обеспечения ее самореализации. Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производств, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы «сверху». И естественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика.

     В эпоху перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать.

     Произошло же все наоборот. По данным МВД России, в 1990-1991 гг. в теневой экономике производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994г. - 39, в 1995г. - 45, в 1996 г. - 46%. [3] По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. чел.

     Заметно меньшие и, возможно, более реалистичные цифры дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992 - 1994 гг.) доля теневой  экономики в ВВП составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. 20, в 1996 г. - 23% . [2]

     К 2002 г. доля теневой экономики составила  уже 26,9% ВВП. При этом, по оценкам  МВД России, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий  могут иметь связи с организованными  преступными сообществами. Более  того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.

     Так как теневая экономика была сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье  исчезнуть даже при самых благоприятных условиях.

 

2. ТЕНЕВОЙ СЕКТОР И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Общий взгляд на теневой сектор в экономике

     Криминализация  экономики носит устойчивый характер и может характеризоваться как  саморазвивающийся социальных процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан. Об этом, в том числе свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности. Так, только за период с 1998 по 2003 общее число выявленных преступлений данной категории возросло в l,7 раза и стабилизировалось на уровне около 380 тыс. [Приложение 1]

     Наиболее  ярко криминальную ситуацию в сфере  экономики характеризует статистика преступлений, выявленных правоохранительными органами в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). Число преступлений данной категории за 1998 - 2003 гг. выросло почти в 2,5 раза и составило около 47 тыс.

     Некоторое уменьшение статистических показателей  в 2003 г. обусловлено переносом акцента в деятельности правоохранительных органов на выявление более сложных и тщательно подготовленных экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. [Приложение 2]

     Число наиболее опасных преступлений данной категории, а именно совершенных в крупных и особо крупных размерах и обязательных к расследованию, увеличилось за этот же период уже в 2,4 раза, или с 7,2 до 17,6 тыс. При этом среди выявленных всеми правоохранительными органами в сфере экономики наиболее опасных преступлений, совершенных в крупных размерах и обязательных к расследованию, основную часть (от 45 до 75 % в 1999-2003 гг.) составляют преступления, связанные с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 198 и ст. 199 УК РФ). Число таких преступлений возросло с 1997 г. с 5,5 тыс. до 12,7 тыс., или в 2,4 раза %. [1]

     Особую  озабоченность вызывает высокий  уровень криминализованности отраслей, являющихся ключевыми для отечественной экономики и формирования доходной части государственного бюджета. Так, наибольшая доля предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах от общего числа предприятий (далее - уровень криминализации) в 1999 - 2003 гг. наблюдалась в таких отраслях, как ТЭК  (в 1999 г. - 20,8% общего числа предприятий, в 2001 г. - 24,8%), лесопромышленный комплекс (8,6 и 16,1%), черная и цветная металлургия (2,6 и 4,8%), пищевая промышленность (3,1 и 4,2%). [3]

     Темпы роста криминализации отношений  в налоговой сфере могут характеризовать  следующие цифры. В период с 1999 по 2003 г. в промышленности уровень криминализации  увеличился в 1,4 раза, в том числе  в ТЭКе – в 1,2 раза, в черной и  цветной металлургии - в 1,9 раза. [4]

     Преступность  в сфере экономической деятельности тесно связана с так называемой теневой экономикой, которая представляет собой прежде всего совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей. 

2.2 Негативные последствия  экономики переходного  периода

   За  спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечать совершенно новую социально-экономическую реальность. Реальность не столько перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько формирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных экономических отношений, характеризующейся рядом признаков:

    • огромный вес теневого сектора;
    • огромная роль неформальных и вне правовых отношений;
    • Колоссальные проблемы — почти тотальная коррумпированность госаппарата;
    • низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому капиталу.
 

Интересные  сведения:

  • пост заместителя министра в России “стоит” 2 млн. долл.;
  • подпись председателя Кабинета министров – 10 тыс. долл.;
  • государственный кредит под инвестиционную программу можно получить за 20% от запрашиваемой суммы наличными;
  • деньги из бюджета можно получить за 25% от запрашиваемой суммы наличными. Деньги переводятся на счет какой-нибудь фирмы – и порядок. Можно закладывать эти деньги сразу в себестоимость продукции. Это совет консультантов: не обивать московские пороги, а сразу заплатить эти деньги, поскольку без них производство не вытащишь;
  • сегодня можно получить “портфельный” кредит от 1 млн. до 100 млн. долл. Его отдадут в портфеле, но нужно подписать обязательство о выплате определенной суммы.

   Одно  из следствий формирования соответствующей  олигархии,  присваивающей связанные с монополизмом колоссальные доходы,  и вместе с тем - обнищание огромной части населения.

Информация о работе Теоретический анализ теневой экономики