Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 20:39, Не определен
Введение
1. Сущность теневой экономики и ее структура
2. Особенности формирования теневой экономики в РФ
3. Пути вывода экономики из тени
Заключение
Список использованных источников
За пять лет действия в России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников и провести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов с учетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населения сформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности. Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение, производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты и объяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почему одному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самые операции кредитная организация проводила.
Несогласованность декларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствие гласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитным организациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требований Федерального закона № 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоить технологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора11.
В целом борьба с легализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия
различных государственных
Законодательная система страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. У банков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующее гражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключать договоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов, не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право не информировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции. Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводят сомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции, пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств — тарифная политика и создание различных искусственных препятствий бюрократического характера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократический метод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические риски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточно много бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифы
заградительного характера
Однако массовое введение этих инструментов, ориентированных, по сути, не на предупреждение, а на ограничение уже проводимых сомнительных операций, приведет к повышению комиссии, что сделает этот бизнес еще более привлекательным. В рыночных условиях при наличии спроса всегда поступит предложение. Как следствие, эта комиссия будет заложена в себестоимость продукции производственного сектора теневой экономики. Таким образом, как обычно, все заплатит конечный потребитель.
Все сказанное привело к тому, что у банков возникла насущная потребность в построении действенных и эффективных систем внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, при построении которых необходимо учитывать следующее:
качественная реализация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ возможна только при вовлечении в процесс всех сотрудников банка (в рамках компетенции), а базисом для построения такой системы должна стать комплексная автоматизация;
систему внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ необходимо ориентировать на предупреждение проведения сомнительных операций, используя для этого процедуры комплекс — «Знай своего клиента» и «Осторожное отношение к клиенту».
На законодательном уровне для организации эффективной работы по противодействию легализации в первую очередь необходимо:
наделить банки инструментами борьбы с организаторами теневых схем. В частности, дать им право отказывать в открытии счета и проведении операции, расторгать договоры банковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализации денежных средств или финансировании терроризма;
изменить позицию контролирующих органов по отношению к формальной стороне исполнения закона, т.е. смягчить наказание для банков за технические ошибки12.
В России существуют следующие службы и организации по борьбе с теневой экономикой:
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.
У Росфинмониторинга существует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. Согласно Федеральному закону информацию также обязаны предоставлять все коммерческие, кредитные и некредитные учреждения, включая казино и почтовые службы. Информация предоставляется в соответствии с существующей системой критериев. Таких критериев около 30. В частности, это — операции, связанные с наличным обращением; операции, связанные с юридическими лицами, чей характер сделок запутан и т.д. Все эти сведения анализируются и расследуются. Если есть достаточные основания полагать, что эти сообщения могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, то только в этом случае направляются материалы расследований в правоохранительные органы по принадлежности. Правоохранительные органы по исходным материалам проводят целый комплекс мероприятий, потом передают дела в суды, и суды принимают решения. За 5 лет работы Росфинмониторинга совместно с правоохранительными органами определены типологии, которые могут использоваться по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследование этих дел.
В 2002г. Россия вступила в группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу. Работа ведется на постоянной основе. Существует закрытая система связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членом группы «Эгмонт» важно. По уставу, который эта организация имеет, раскрытие информации становится обязательным элементом сотрудничества. Обмен информацией происходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены на 100 %, что материалы, которыми они располагают, подкрепляются с их стороны соответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этих материалов в российские правоохранительные органы.
Сейчас по инициативе России создана Евразийская региональная группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В нее входят 7 стран-членов этой региональной группы, и достаточно много стран и международных организаций являются наблюдателями. Здесь единые интересы, которые заключаются в том, чтобы во всех этих странах ЕАГ были использованы в полной мере рекомендации международных организаций и ФАТФ, и Организации Объединенных Наций, и Всемирного банка, и Международного валютного фонда в части выполнения международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Очень важно, чтобы во всех 7 странах были приняты законы, которые соответствовали бы международным стандартам, были бы образованы подразделения финансовой разведки, такие как Росфинмониторинг в России.
Россия
принимает самое активное участие
в работе ЕАГ. Был создан Международный
учебно-методический центр финансового
мониторинга в Москве, где проводится
обучение кадров на финансовые постоянной
основе. Правительство выделило для этого
значительные ресурсы, и страны, которые
являются наблюдателями, также могли бы
более эффективно принимать участие в
тех вопросах, которые сегодня решает
Россия.
Заключение
Подводя
итоги вышесказанному, хотелось бы
подчеркнуть, что в условиях той
абсурдной экономической
Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:
теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 1990-хгг;
большинство из многих миллионов российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более — криминальными элементами (для них это единственно доступный способ выживания);
теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость (как и «олигархам», получить без обременения часть национального богатства);
в
условиях низкой конкурентоспособности
российских производителей на мировом
рынке теневая экономика обеспечивает
необходимый
уровень себестоимости промышленной продукции
за счет значительного уменьшения объема
налоговых и иных обязательных платежей.
Объективно роль теневого сектора в экономике России сегодня именно такова. Так сложилось, но так быть не должно, так как это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.
В России в первое десятилетие реформ (1985-1995 гг.) доля теневой экономики по разным оценкам составляла от 25 до 45% национального продукта, тем или иным способом в ней участвовало около 60 млн. человек, т.е. более половины совокупной рабочей силы страны. Таким образом, теневая экономика в России по размерам резко превышала среднемировой уровень.
Изменения
в этом плане начались лишь в последние
годы, что в первую очередь связано
с общей стабилизацией
Однако
в идеале, для искоренения теневой
экономики, необходимо не просто усиливать
репрессивные меры, а пытаться достигнуть
формирования ментальности законопослушания
как не только единственно возможного
пути получения доходов, но и положительного
образа гражданина России, как главного
элемента устойчивого развития страны.
В этом и заключается суть главной миссии
организованной в России системы противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма
(ПОД/ФТ).
Несогласованность
декларируемых задач и вектора законотворчества
в данном вопросе, отсутствие гласности
результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили
кредитным организациям, до этого активно
расширявшим работу по соблюдению требований
Федерального закона 115-ФЗ, возможность
применить формальный подход, освоить
технологии, позволяющие безболезненно
обходить требования регулятора.
В целом борьба с легализации протекает
не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различных государственных структур,
к сожалению, недостаточно скоординированы
между собой и не системны. Так, например,
в соответствии с законом бороться с легализацией
незаконных доходов должен достаточно
широкий круг организаций. Это финансовые
организации банки, страховые и лизинговые
компании, участники рынка ценных бумаг,
иные организации - риелторы, нотариусы,
букмекерские конторы, ломбарды и даже
ювелирные магазины. Однако создается
впечатление, что борьба с легализацией
незаконных доходов ведется в основном
банками. Это связано с тем, что реальное
участие в этой борьбе напрямую зависит
от активности соответствующего надзорного
органа. В настоящее время такую активность
проявляет только Банк России.
Законодательная система страны не адаптирована
для борьбы с легализацией денежных средств.
У банков нет инструментов для борьбы
с организаторами теневых схем. Действующее
гражданское законодательство, защищая
клиентов, обязывает банки заключать договоры
банковского обслуживания, проводить
операции по поручениям клиентов, не препятствовать
ведению хозяйственной деятельности.
Клиент имеет право не информировать банк
об источниках денежных средств и целях
проведения операции. Организаторы теневых
схем, прикрываясь действующим законодательством,
проводят сомнительные операции, маскируя
их под законные. Банки, наблюдая эти операции,
пытаются им противодействовать, используя
небогатый выбор средств тарифная политика
и создание различных искусственных препятствий
бюрократического характера. Но оба средства
имеют свои недостатки.
Бюрократический метод изначально ориентирован
на конфликт с клиентом и может нести юридические
риски. Поэтому применять его в массовом
порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная
под эти цели банковская система предоставляет
достаточно много бесплатных и безрисковых
способов легализации денежных средств.
Тарифы заградительного характера могут
быть обойдены классическими методами
легализации и вероятнее всего ущемят
интересы добропорядочных клиентов. Использование
возможностей тарифной политики в краткосрочной
перспективе позволит снизить привлекательность
конкретного банка для обналичивания
денежных средств за счет того, что остаются
другие банки, тарифная политика которых
позволяет их использовать для этих целей.
Дешевые деньги побуждают к перетеканию
таких клиентов в эти банки. Известно,
что при разработке схемы обналичивания
денег для ее организаторов важны скорость
цикла оборота схемы, ее мощность или пропускная
способность и себестоимость оборота
схемы. Если хоть один параметр не удовлетворяет
требованиям организаторов, то обналичивающие
схемы стараются перевести в более комфортные
условия
Однако массовое введение этих инструментов,
ориентированных, по сути, не на предупреждение,
а на ограничение уже проводимых сомнительных
операций, приведет к повышению комиссии,
что сделает этот бизнес еще более привлекательным.
В рыночных условиях при наличии спроса
всегда поступит предложение. Как следствие,
эта комиссия будет заложена в себестоимость
продукции производственного сектора
теневой экономики. Таким образом, как
обычно, все заплатит конечный потребитель.
Информация о работе Теневая экономика, пути вывода экономики из тени