Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2010 в 17:56, Не определен
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Рынок информации: теоретические основы……………………….4-23
§1.1.Информация как экономический ресурс………………………………...4-8
§1.2.Риски и неопределенность: понятие и методы измерения……………9-17
§1.3.Методы снижения рисков. Отношение к риску……………………...18-22
Глава 2.Риски как атрибут рыночной экономики………………………….23-42
§2.1.Основные виды рисков в российской экономике ……………………23-27
§2.2.Опыт снижения рисков…………………………………………………28-42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованных источников литературы…………………………44-45
Следовательно, независимо от желания, вступая в рынок, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Не избегать риска, а суметь оценить его вероятность, степень и допустимые пределы – такова задача любого рыночного субъекта. Производственные, финансовые, коммерческие риски обязательные атрибуты жизни предприятия в рыночной экономике. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность рыночного предприятия, не является недостатком рыночной экономики. Более того, отсутствие риска, то есть опасности возникновения непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий его собственных действий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективность.
Риск- это возможная опасность. Риск – это оценённая любым способом вероятность, а неопределённость – это то, что не поддаётся оценке. В русском языке рисковать – значит действовать предприимчиво, на удачу в надежде на счастливый исход. Риск – это опасность, угрожающая успешным результатам. Основа любого риска – это неуверенность в будущем, возможная опасность. Риск – это негативные отклонения от поставленной цели.
В экономической теории под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
В самом общем виде хозяйственный риск предприятия возможен по следующим причинам:
а) Внезапно наступившие непредвиденные изменения окружающей партнера среды, в свою очередь вынуждающие его изменить условия договора с данным предприятием (повышение цен изменение налогового законодательства, социально-политической и т.п);
б) Появление более выгодных предложений (возможность более прибыльный договор, удлинение или сокращение его срока, с более привлекательными условиями деятельности и т.п.), что побуждает партнеров отказаться от заключения или выполнения прежних соглашений;
в) Перемены в целевых установках партнеров (вследствие повышения статуса, накопления позитивных результатов деятельности изменения ориентации и т.д.);
г) Изменения условий перемещения товарных, финансовых и трудовых ресурсов между предприятиями (появление новых таможенных условий, новых границ и т.д.).
Существует несколько подходов к измерению риска. Вероятность - возможность получения определенного результата.
Объективная вероятность - это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление.
Субъективная вероятность - это вероятность, основанная на предложении о возможности получения данного результата.
Ожидаемое значение – это средневзвешенное значение всех возможных результатов.
Ex=π1X1+ π2X2+…+ πnXn= πiXi, где
Хi – возможный результат,
π i – вероятность соответствующего результата.
Например, билет в автобусе стоит один рубль, а штраф за безбилетный проезд – 10. Если вероятность проверки билета 1/10, то ожидаемое значение результата от безбилетного проезда:
Ex= 0,9x*1 – 0,1*10 = - 0,1.
Таким образом ездить «зайцем» нерационально, убытки превысят выгоду.
Отклонение
- это разница между
Анализ рисков можно подразделять на «качественный» и «количественный».
Качественный анализ имеет целью определение факторов риска, тех этапов работы, при выполнении которых возникает риск, то есть установить потенциальные области риска.
Количественный анализ означает прогноз экономических параметров отдельных рисков.
Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска предприятия, можно разделить на «объективные» и «субъективные».
К объективным факторам относят факторы, не зависящие от самого предприятия: это – инфляция, конкуренция, политические, экономические и экологические кризисы, таможенные пошлины, отмена режима наибольшего благоприятствования, возможность работать в зонах свободного экономического предпринимательства, и т. д.
К субъективным факторам относят факторы, непосредственно зависящие от данного предприятия: это производственный потенциал, техническое оснащение, организация труда, уровень производительности труда, уровень техники безопасности, выбор типа договора с заказчиком.
Экономическая неопределенность информации относится к числу актуальнейших проблем информационной экономики. Неопределенность существует в самом производстве информации, прежде всего в соотношении между затратами на нее и получаемыми результатами. При этом, чем более определенным является какой-либо один из этих двух параметров, тем менее определен другой. Скажем, при жестоком финансировании затрат (их абсолютная определенность) результат исследования становится полностью неопределенным. И, наоборот, ориентация на строго определенный конечный результат (будь то доказательство большой теоремы Ферма или получение лекарства от СПИДа) делает абсолютно неопределенными затраты.
Динамика неопределенности соотношения затрат на информацию и их результатов обусловлена тем, что путь научных исследований к цели никогда не бывает прямолинейным: наряду с концепциями, содержащими момент истины, как правило, возникает множество совершенно неверных теоретических представлений; и это – не недоразумение, а объективно предопределенный ход событий. Если Река Истины, как утверждал Рабиндранат Тагор, протекает через каналы заблуждений, то «построение» таких каналов составляет необходимый элемент затрат на научные исследования. Прямой, непосредственный результат этих затрат – нулевой, но косвенный все же есть, и им является развитие самой науки в целом, идущее так, как это в реальности возможно.
Неопределенность производства информации проявляется также в процессе создания информационного продукта. Оно складывается из последовательных стадий фундаментальных и прикладных исследований, а затем опытно – конструкторских работ. В их совокупности эти стадии и составляют собственно процесс производства информации, за которым следует процесс ее обращения (включающий хранение, обработку, передачу), требующий, разумеется, соответствующих дополнительных издержек.
Неопределенностью характеризуется процесс не только производства, но и потребления информации. Это проявляется в неопределенности конкретного труда по применению данной информации. Как отмечал Дж. Брайт, «наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществляется там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли вовремя зарождения нововведения или эти цели выглядели второстепенными»1. Данное обстоятельство существенным образом связанно с наличием так называемых технологических пределов, которые ограничивают количественные возможности применяемых технологий. Например, дальность стрельбы из лука можно увеличить до известного предела, для того же, чтобы его превзойти, надо уже не совершенствовать лук, а изобретать порох, т.е. привлекать принципиально иные средства и предметы труда. Паровая машина по своей физической природе не может достичь КПД в 90%, для этого необходим электрический двигатель. Наличие технологических пределов обеспечивает устойчивое применение все новых и новых технологий для решения прежних технических проблем, это означает: именно неопределенность информации создает резервы для экономического роста.
Еще один вид неопределенности состоит в том, что процесс применения информации неопределенно продолжителен: в большой части это вызывается тем, что время применения результатов фундаментально научных исследований практически невозможно установить загодя.
Факт
экономической неопределенности информации
относится к числу имеющих
большое практическое значение. В
основе неоклассических
Преодоление неопределенности, связанной с конкретным трудом по применению информации, как и всякой неопределенности вообще, требует некоторых затрат.3 Поэтому неопределенность в процессе потребления информации заключается также и в невозможности строго оценить экономические преимущества и недостатки практического применения нового знания. Нередко случается так, что затраты на преодоление этой неопределенности превышают доходы от использования новой информации. Например, известно, что первые технические воплощения новых технико-технологических принципов, как правило, не бывают успешными в экономическом смысле и не приносят никакого коммерческого эффекта. Тем не менее, бесспорно, что значительная часть экономического роста порождается именно научно – техническим прогрессом (хотя в количественной оценке этой части специалисты, как известно, сильно расходятся)4.
Другим выражением той же самой неопределенности может служить то обстоятельство, что 75% всего экономического эффекта от производительного применения изобретений обеспечивается очень небольшой их частью – примерно 3-7%. Это значит, что остальные 25% эффекта приходятся на долю 93-97% изобретений. Но выявляется это постфактум, в ходе же работы вся изобретательская деятельность в одной и той же мере обеспечивается обществом.
Сказанное подводит к проблеме стоимостного выражения продукта сферы НИОКР, поскольку информация при всей ее экономической неопределенности должна получать соответствующую стоимостную оценку. Нахождение последней не следует смешивать с решением вопросов ценообразования на научно - техническую информацию.
Пусть само знание неизмеримо, но зато измерим результат его использования (приращение производства продукции за счет более совершенной технологии, удешевление единицы продукции и т. д.). Отсюда вытекает естественная идея оценить не поддающуюся стоимостному измерению информацию через прирост измеримых экономических категорий (прибыли, эффективности производства, производительности труда и других), измерение которых является результатом применения информации в производстве.
Слабость этой распространенной позиции в том, что производительное применение информации не является ее единственным назначением. Вряд ли можно опровергнуть авторов, подчеркивающих, что «полезность всякой информации определяется ее познавательной способностью»5.
Однако информация, применяемая за пределами материального производства, весьма трудно поддается стоимостной оценке. Возможно, поэтому все большее признание сегодня завоевывает точка зрения, согласно которой нельзя считать, что мерой продукта информационного производства являются определенные количественно измеримые экономические категории (национальный доход или его прирост и т. д.)6.
В частности, остро стоит проблема стоимостной оценки информации, выступающей продуктом фундаментальной науки и не находящей непосредственного производительного применения. Острота эта имеет и чувствительный практический аспект, крайне важный в современных условиях: как определить основу для финансирования фундаментальных исследований? «Вряд ли что–нибудь еще поддается расчету в столь малой степени, как та выгода, которую может принести в будущем новая идея…-писал Норберт Винер. – Открытие, которое, может быть, только через пятьдесят лет даст что-нибудь практике, почти не имеет шансов оказаться выгодным для тех, кто оплачивал работу, проделанную ради того, чтобы оно свершилось»7.
Стоимостная неопределенность информации, воплощающей фундаментальные знания, ставит неопределимые препятствия на пути стоимостной оценки информации, которая получается с помощью таких знаний. В самом деле, ведь одна информация выступает средством труда при производстве другой, новой; если стоимость первой представляет собой величину неопределенную, то кА быть со стоимостью другой и продукта, произведенного с ее применением?
Остановившись перед так поставленным вопросом, мы должны, получается, признать стоимость какой бы то ни было информации величиной заведомо неопределенной, а весь процесс информационного производства бесконечной спиралью обусловливающих друг друга стоимостных неопределенностей.