Экономическое учение Рикардо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, реферат

Описание работы

Рикардо родился в Лондоне, в семье банкира, переселившегося из Голландии. Он не получал никакого систематического образования. Уже с 14 лет начинает заниматься биржевыми операциями, под началом своего отца. Биржа – вот храм науки, где получает образование и воспитание великий экономист. В возрасте 21 года он женился на дочери квакера вопреки воле своих родителей, которые лишили его наследства. Будучи вынужденным содержать себя самостоятельно, он становится биржевым маклером и принимается за биржевые спекуляции. Биржа оказалась благосклонной к Рикардо

Файлы: 1 файл

Учение Рикардо.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Политехнический  Университет

Кафедра управления в социально-экономических системах

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу

История экономических учений

На  тему: Экономическое учение Рикардо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Давид Рикардо (1772-1823) –представитель классической политической экономии.

Рикардо родился в Лондоне, в семье банкира, переселившегося  из Голландии. Он не получал никакого систематического образования. Уже с 14 лет начинает заниматься биржевыми операциями, под началом своего отца. Биржа – вот храм науки, где получает образование и воспитание великий экономист. В возрасте 21 года он женился на дочери квакера вопреки воле своих родителей, которые лишили его наследства. Будучи вынужденным содержать себя самостоятельно, он становится биржевым маклером и принимается за биржевые спекуляции. Биржа оказалась благосклонной к Рикардо. Уже через несколько лет он приобретает огромное состояние, к 25 годам он уже миллионер и один из известных банкиров Лондона.

В 1814 году в возрасте 42 лет Рикардо оставляет бизнес и начинает знакомиться с научной  литературой; его привлекает математика, химия и зоология. Но окончательный  выбор он останавливается на политической экономии. В том же году он переключил свое внимание на торговую политику и год спустя опубликовал работу «Очерк  о влиянии низкой цены зерна на доходность капитала» (1815), которая заложило то, что вскоре стало одним из краеугольных камней классической политической экономии – закон убывающей отдачи от приращений капитала и труда, примененных к фиксированным участкам земли. Два года спустя он расширил его до крупного трактата «О принципах политической экономии и налогообложения» (1817). В 1819 году Рикардо получил место в палате общин и в течении нескольких следующих лет принимал активное участие в парламентских дискуссиях по текущим проблемам.

Умер Рикардо от церебральной инфекции в 1823 году оставив жену, семерых  детей и состояние, оцененное 750 000 ф.ст. (что эквивалентно сегодняшним 75 млн. ф.ст.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная работа Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения» (1817) по своему значению равна с «Богатством народов» Смита. Сильному логику было нетрудно заметить логические промахи Смита. Желая исправить её очевидные недочеты, Рикардо пришел к построению своей собственной теории, отличительной чертой которой является необыкновенная точность, ясность и логическое изящество выражения мысли. В этой работе автор дал общий очерк теории политической экономии.

 

       Методология Д. Рикардо

Рикардо развивал, в основном, взгляды Смита на заработную плату, прибыль и ренту как на первичные  доходы трёх главных классов общества. 
Работы Давида Рикардо сыграли важную роль в определении предмета и метода политической экономии как науки, а также в практической разработке методологии экономического исследования. Он считал, что классовая структура общества играет определяющую роль в функционировании его экономики. 
Основную задачу политической экономии он видел в установлении законов распределения «продукта земли» (т.е. национального дохода и национального богатства) между тремя главными классами общества. В своем основном труде 
«Начала политической экономии и налогового обложения» он пишет: «Определить законы, которые управляют этим распределением, – главная задача политической экономии».

В эпоху промышленной революции в Англии на смену мануфактурному производству пришла машинная индустрия. Предпосылкой и следствием этого  процесса явились накопление капитала и одновременно всеобщее распространение наемного труда. Этот период совпал с годами жизни Давида 
Рикардо, который придавал огромное значение применению машин и его влиянию на положение основных классов общества. Не случайно в «Начала политической экономии…» он ввел специальную главу «О машинах», где показал, что применение машин при капитализме противоречиво, что оно может наносить ущерб интересам рабочих, если в результате «часть рабочих лишается работы и население становится излишним в сравнении с фондом его использования»[1]. Трудовая теория стоимости дала Рикардо твёрдое основание для его теории распределения. Рикардо правильно исходит из того, что единым источником стоимости общественного продукта является наёмный труд рабочих. 
С позиции трудовой теории стоимости Д. Рикардо опровергает теорию 
«производительности капитала» и концепцию о земле как источнике ренты. 
Трудовая теория стоимости позволяет Д. Рикардо подойти к научному анализу законов, регулирующих доходы основных классов буржуазного общества. Научная заслуга Рикардо состоит в попытке дать объяснение процесса распределения, исходя из единой основы - трудовой теории стоимости.

Именно в установлении законов распределения «продукта  земли» (т.е. национального дохода и  национального богатства) между тремя главными классами общества Рикардо видел основную задачу политэкономии.

 

Теория стоимости

 

Большое внимание Рикардо  уделил, прежде всего, теории стоимости. Преодоление неопределенности в  толковании этой категории, по мнению Рикардо «имеет для политической экономии в высшей степени важное значение». При рассмотрении этой проблемы он продолжает идеи высказанные Смитом, и в то же время полемизирует с ним по некоторым моментам. Как пишет Рикардо, стоимость товаров определяется «количеством труда, воплощенного  в них», затратами на производство того или иного продукта,  а не тем, какое количество продукта можно купить на рынке. Причиной изменения стоимости товаров является большая или меньшая легкость их производства, иначе говоря, увеличение или уменьшение количества труда, необходимого для их производства.

«Стоимость каждого  предмета повышается или падает …  пропорционально количеству труда, затраченного на его производство».

Другое уточнение позиции  Смита состоит в том, что в  стоимости товаров следует учитывать труд, не только затрачиваемый непосредственно на их производство, но и овеществленный, иными словами, затраченный на «изготовление орудий и машин, требующихся для того вида труда, при котором они применяются».

Орудия труда могут  производиться одними людьми,  а трудиться с их помощью будут другие. Цена же продукта будет соответствовать труду, действительно затраченному как на обновление капитала, так и непосредственно на производство продукта.

Если Смит не проводит строгого различия между стоимостью и богатством, то Рикардо считает неправильным отождествление этих понятий. Размеры богатства, его возрастание зависят от наличия «предметов насущной необходимости и роскоши», находящихся в распоряжении людей. Как бы ни менялась стоимость этих предметов, они одинаково будут доставлять удовлетворение, обеспечивать потребности их владельцам. Стоимость существенно отличается от богатства, «ибо она зависит не от изобилия,  а от трудности, или легкости производства». Изобретение новых машин, повышение квалификации работников, лучшее разделение труда, открытие новых рынков дают возможность увеличивать богатство. Но что качается стоимости того или иного предмета, оставляющего элемент богатства, то она изменяется пропорционально количеству затраченного труда. Таким образом, Рикардо последовательно проводит различие между потребительной стоимостью («полезность»)  и стоимостью (затратами на производство этой «полезности»).

При этом Рикардо делает оговорку: истинная стоимость товаров, обладающих полезностью, зависит не только от количества труда, требуемого для их производства, но и от редкости предметов. Второй источник стоимости – «редкость» представляет скорее исключение,  а не общее правило.

 

  «Стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое умалчивается за этот труд».

Теория распределения

 

Оригинальность Рикардо  заключалась не в том, что он признал связь между трудовой стоимостью и ценностью, а в том, что трудовую теорию ценности положил в основание учения о распределении. Учение о распределении было и остается главным предметом исследования политической экономии после Смита. «Определить законы, регулирующие распределение, составляет главную задачу политической экономии», - говорит Рикардо в предисловии к работе «Начало политической экономии». Предшественники Рикардо никак не связывали учение о распределении с учением о ценности. Рикардо привел оба эти учения в тесную связь.

Рикардо строит свою теорию распределения на трудовой теории. Распределение общественного продукта между различными классами общества совершается при посредстве ценности каждому классу достается определенная доля ценности продукта в виде заработной платы,  прибыли или ренты. Важнейшим (но не единственным) фактором ценности является труд. Он отнюдь не утверждает, будто ценность создается только трудом; но изучая законы распределения ценности, он считает удобным свести ценность к какому-либо простому началу и таковым признает человеческий труд.

О естественной и рыночной цене

Формирование меновой  стоимости товара Рикардо рассматривает  на следующем примере. «Предположим, что все

товары продаются по естественной цене и, следовательно, нормы прибыли на капитал во всех занятиях одинаковы или же разнятся лишь постольку, поскольку разница, по мнению заинтересованных сторон, компенсируется какой-либо действительной или воображаемой выгодой, которой они обладают или от которой отказываются. Предположим теперь, что перемена моды увеличивает спрос на шерстяные изделия; их естественная цена, количество труда, необходимого для их производства, останутся без изменения, но рыночная цена шелковых изделий поднимется, а шерстяных – упадет. Вследствие этого прибыль фабриканта шелка будет выше, а фабриканта шерсти – ниже общей и сложившейся нормы. Это отразится не только на прибыли, но и на заработной плате рабочих в этих отраслях. Однако этот возросший спрос на шелковые изделия скоро будет покрыт предложением благодаря перемещению капитала и труда из шерстяного производства в шелковое; тогда рыночные цены шелковых и шерстяных изделий снова приблизится к естественным ценам, и фабриканты этих товаров будут получать каждый свою обычную прибыль.

Таким образом, стремление каждого капиталиста извлекать  свои фонды из менее прибыльного  и помещать  в более прибыльное дело не позволяет рыночной цене товаров  оставаться или много выше или  много ниже их естественной цены. Именно конкуренция устанавливает меновую стоимость товаров на таком уровне, при котором при выдаче заработной платы за труд, необходимый для их производства и покрытия всех прочих расходов, требующихся для того, чтобы применяемый капитал сохранял состояние своей первоначальной пригодности, остаток стоимости или избыток её будет в каждой отрасли пропорционален стоимости затраченного капитала…

Итак, говоря о меновой  стоимости или покупательной  силе того или другого товара, я  всегда разумею ту покупательную  силу, которой он обладал бы, если бы она не нарушалась временными или случайными причинами, и которые представляют его естественную цену.1

О заработной плате

 

Заработная плата есть не что иное, как цена рабочей  силы. Как и всякая другая цена, заработная плата может подниматься и  падать под влиянием колебаний спроса и предложения. Но для каждой страны существует один общий уровень, к которому тяготеет заработная плата. Этот уровень Рикардо называет естественной ценой труда. «Естественная цена труда есть та, которая вообще необходима для доставления рабочим средств к существованию и к продолжению своего рода». Она различна в разных странах в зависимости от различных привычек и образа жизни рабочих; то, что в одних странах считается роскошью, составляет в других необходимую принадлежность жизни, без которой рабочие не могут обойтись. Рыночная цена труда не может на долгое время разойтись с естественной, так как если первая цена повысится сравнительно со второй, то повышение благосостояния рабочих приведет к усиленному размножению населения; предложение рабочих рук возрастет и рыночная заработная плата упадет ниже естественной, то вымирание населения приведет к сокращению предложения труда  и росту цены последнего.

Таким образом, Рикардо  делает вывод, естественная заработная плата есть тот центр, вокруг которого колеблется рыночная цена труда. Выраженная в деньгах естественная оплата труда должна измениться в зависимости от цены предметов потребления рабочего класса. Чем выше цены предметов этого ряда, тем выше должна быть и денежная плата рабочего.2

 

Теория прибыли

 

« Во всех случаях прибыль, как в земледелии, так и в  промышленности - по мнению Рикардо,- понижается при повышении цены сырых произведений, если оно сопровождается повышением заработной платы. Если фермер не выручает добавочной стоимости за хлеб, остающийся ему после уплаты ренты, если фабрикант не выручает добавочной стоимости за производимые им товары и если оба они вынуждены платить более значительную стоимость в виде заработной платы, то можно ли яснее показать, что прибыль должна падать  с повышением заработной платы?» 2

 

Рикардо делает вывод, что  «прибыль зависит от количества труда, требующегося для снабжения рабочих  предметами насущной необходимости, на той земле или с тем капиталом, которое не дают никакой ренты. Значит, результаты накопления будут различны … в зависимости от … плодородия земледелия … Земля, которая недостаточно плодородная и куда ввоз жизненных припасов запрещен, самое умеренное накопление капитала будет сопровождаться тем значительным понижением нормы прибыли и быстрым повышением ренты. И, наоборот, небольшая неплодородная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения  нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты.2

Информация о работе Экономическое учение Рикардо