Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2010 в 15:18, Не определен
сравнение хозяйственных систем стран постосоветского режима
«Экономический
рост, социальное неравенство
и бедность в странах
постсоветского режима»
Введение
Существует ряд стран долгое время прибывавших в тесной связи и зависимости от Советского Союза. С течением времени данный союз распался, и многие страны стали независимыми, отдельными и самостоятельными государствами, именуемыми «странами постсоветского режима». В данной работе я бы хотела провести сравнительный анализ двух стран, относящихся к вышеуказанной категории, по ряду экономических и социальных показателей. Наиболее интересными для меня оказались следующие страны: Латвия и Эстония. Причиной этого является одновременно и их близость к России, которая так же будет фигурировать в данном сравнении, и схожесть в образе жизни граждан данных государств, но в то же время отдалённость, европеизированность, иное отношение к труду и т.д. Более того, хотелось бы посмотреть по-разному ли складывается ситуация на рынке труда двух стран, какое государство более прогрессивно в отношении экономического положения своих граждан. Для сравнения рынков труда, проводится анализ каждой страны по следующим показателям:
В своей
работе я буду ориентироваться
на данные собранные Ангусом Мэдисоном
(Statistic of World Population, GDP and Per Capita GDP, 1-2008), для
анализа экономического роста стран. Более
того, я буду использовать сайт Международной
Организации Труда (МОТ) для анализа социального
неравенства и динамики безработицы. А
так же базу данных национальной организации
The World Factbook от ЦРУ-CIA, для подробного анализа
уровня бедности в выбранных странах.
В данных источниках я буду рассматривать
период с 2002 года по 2008, в виду дефицита
данных Международной Организации Труда
по данным странам.
Экономический рост.
Наиболее доступными данными для анализа экономического роста стран являются базы данных, в которых содержится информация относительно ВВП на душу населения. Как мне кажется, этот показатель лучше всего характеризует экономическое состояние стран, с данным показателем возникает наименьшее количество проблем.
При рассмотрении динамики ВВП Латвии, Эстонии и России стоит обратить внимание на уникальность данных стран. С одной стороны на их историю влияли одни и те же события, к примеру, распад Советского Союза оказал огромное влияние на экономику каждой страны. Но с другой стороны каждое государство – это отдельный, самостоятельный «организм», внутри которого происходят изменения, не зависящие от других стран. Более того, эти страны обладают как характеристиками страны европейского типа (разная степень для каждой страны), так и чертами советского государства. Результат соединения подобных черт - уникальные показатели для изучения.
После распада Советского Союза Латвия и Эстония обрели независимость, а вместе с ней свободу выбора в отношении развития экономики. Наиболее приемлемой экономической политикой для них оказалась ориентация на другие страны, как правило, боле могущественные и расположенные по соседству. Это во многом изменило экономическую ситуацию Латвии, и Эстонии, которую я постараюсь проанализировать по данным среднедушевого ВВП с 2002 года по 2008.
Ниже представлен график, который демонстрирует экономический рост в данных странах за выбранный период1.
Данный график отражает практически равномерный рост ВВП в Эстонии и Латвии, так как оказываются схожими периоды спада и подъёма экономики. Однако, необходимо заметить, что в численном отношении увеличение ВВП достигало максимального размера в Латвии, к примеру в 2004 году среднедушевой прирост ВВП составлял 13 %. Более того, из графика хорошо видно, что Эстония и Латвия не устояли под влиянием экономического кризиса. Чего нельзя сказать о России, которая демонстрирует стабильный рост данных показателей, с небольшими изменениями в сторону спада и подъёма.
Высокий подъём ВВП в первую очередь связан с тем, что Эстония и Латвия после распада СССР стремились продемонстрировать странам Европы свою экономическую зрелость для вхождения в Европейский Союз. Но и со стороны международных сообществ можно было наблюдать желание видеть страны Балтии интегрированными в Центральную Европу с помощью «транснациональных экономических, социальных и культурных связей».2
Историю Латвии и Эстонии периода 1990-2005 многие авторы называют историей успеха или чуда. Они постоянно лидировали среди европейских стран по приросту ВВП на душу населения. Средний темп роста составлял 7%, что намного больше, чем в других странах Европы. Однако, если мы посмотрим на ситуацию экономического роста сейчас, то обнаружим, что после мирового кризиса Эстония и Латвия занимают одни из самых последних мест среди стран Центральной и Западной Европы. Но, больше всего пострадали люди, потерявшие работу, так как низкий уровень социальной поддержки, помощи, малый объём сбережений граждан повлияли на послекризисное состояние людей3.
Самая удручающая ситуация складывается в Латвии, которая на протяжении нескольких лет активно сдаёт позиции. Подобные ситуации в Латвии, происходящие в периоды, меняющие не только историю одной страны, а мировую историю в целом, говорят о низком уровне адаптированности государства к меняющимся законам мирового рынка, мировой экономики.
Что же
касается России, то экономический
рост в первую очередь связан с
ростом услуг и экспортом природных
ресурсов4. В России имеется большое
количество денежных средств, квалифицированных
трудовых кадров, природные ресурсы, различные
технологические проекты. Однако стоит
сказать об основных проблемах государства,
которые не позволяют стремительно увеличить
экономический рост «Это, прежде всего
решение социально-экономических проблем
– борьба с преступностью в экономике,
восстановление доверия к банковской
системе, создание благоприятного инвестиционного
климата, расширение финансовой поддержки
государственных программ (не смешивать
с расходами на содержание госаппарата),
создание беспристрастной и эффективной
правовой системы»5.
Уровень и динамика безработицы, структура безработицы, уровень бедности
На 31 декабря 2008 года в Латвии было 91,6 тыс. граждан, ищущих работу. Из них 80,4 тыс. человек работали до этого, и 11,3 тыс. искали работу в первый раз, согласно данным о реальной, а не регистрируемой безработице. 6
Количество ищущих работу и их удельный вес в экономически активном населении в 2008 году увеличилось по сравнению с 2007 годом, когда работу искали 72 тыс. человек. Анализ динамики безработицы позволяет заключить, что с 2002 по 2008 год уровень безработицы постепенно снижался до 2007 года: за 6 лет он уменьшился в 2 раза, с 12% (2002 год) до 7,5 %(2007 год), и увеличился до 6,8% в 2008 году. Удельный вес ищущих работу мужчин среди экономически активных жителей в Латвии в 2008 году выше, чем женщин - 8,1% и 7%. В нынешней экономической ситуации, когда работодатели сокращают число рабочих мест, и спрос на рабочую силу на рынке труда падает, растет число ищущих работу, имеющих опыт работы. «Следует заметить, что пособие по безработице в Латвии выплачивается конкретному жителю в течение не очень длительного времени. Так как эффективность латвийского Агентства занятости мала, многие безработные стараются сохранить свой статус лишь на время получения пособия. Таким образом число лиц не занятых в какой либо организации не поддается исчислению даже латвийскому Министерству благосостояния, следовательно, реальный процент безработных работоспособных жителей Латвии может оказаться намного более высоким»7.
Ситуация на рынке труда Эстонии характеризуется большим сокращением в численности безработных. В 2008 году она составляла 38,4 тысячи людей, когда в 2002 году это цифра была равна 67,2 тысячи человек. Но наблюдается схожая динамика с Латвией, при анализе уровней безработицы и количества безработных в общем количестве экономически активного населения. После 2002 году наблюдалось сокращение уровня безработицы вплоть до 2007 (2002 год-10,3%; 2007 год-4,7%), но в 2008 году опять-таки возросло число людей перешедших в категорию безработные, показатель увеличился до 5,5 %8. Более того, ещё одним сходством с Латвией является то, что безработных мужчин в Эстонии больше, чем безработных женщин. Показатели составляют: мужчины- 10,8% и 9,7% у женщин среди своего пола. Это связано, в первую очередь, со свойством женщин соглашаться на любую работу в тяжёлые времена, а так же тем, что большое количество женщин являются домохозяйками, которые не включаются в категорию безработных.
В целом ситуация с динамикой и уровнями безработицы довольно схожа у Латвии и Эстонии, что говорит об одинаковой восприимчивости мировых экономических процессов и схожей ситуацией на внутренних рынках труда. Однако надо сказать, что последние 2 года Латвия лидирует среди европейских стран по уровню безработицы, и прогнозируется лишь его повышение.
В России число безработных за выбранный период снизилось, однако разница незначительна. Динамика представлена в следующем графике9.
Бесспорно, число безработных гораздо больше, нежели в сравниваемых странах, в виду большой численности населения. Однако интересно посмотреть на процентное количество людей, находящихся за чертой бедности. К сожалению, в базе данных от ЦРУ отсутствуют данные о Латвии. В Эстонии данный показатель в 2007 году равен 19,5%, а в России в том же году он равен 15,8%. Для сравнения в Швейцарии в том же году он равен всего 4,4%10. Основной проблемой безработицы является слабая устойчивость предприятий против мирового кризиса. Надо отметить, что в современной России уровень защиты безработных и государственная поддержка безработных не позволяют безработным долго оставаться в подобном статусе. Пособие по безработице составляет максимум 4 900 рублей11, что далеко от прожиточного минимума.
Профсоюзы активно протестуют таким законам, однако ситуация практически не меняется. Подобная ситуация сближает Эстонию, Латвию и Россию, социальная защита безработных способствует снижению уровня безработных, однако это не положительное влияние. Многие Европейские страны, к примеру, Швеция, стараются защищать своих работников, заботиться о жизни безработных людей, увеличивая пособия по безработице. Для подобных стран на первом месте находится качество жизни, ценность свободного времени и жизни для себя. Несомненно, это зависит от степени благополучия страны, государственного богатства. Если человек может жить на зарплату за неполный рабочий день и в оставшееся время заниматься тем, что ему по душе, не пользоваться государством, просиживая на его шее, будучи безработным, а стараться искать работу, то, конечно, не возникает вопросов об уровне благополучия государства и отдельного человека. В России абсолютно другая ситуация и проблем, по которым мы не можем иметь подобную социал-демократическую систему, множество. Некоторые из них: коррупция, особый менталитет, желание больше взять и поменьше сделать, воровство и т.д. Продолжать этот список можно долго, однако необходимо понимать, что для России есть выход, он не заключается в копировании модели государственной политики другой страны, а в разработке своей собственной программы, которая сможет учесть все нюансы и проблемы нашего государства.
Социальное неравенство, показанное посредством уровней заработной платы
Самая
высокая заработная плата на эстонском
рынке труда составляет 23899 крон
в месяц, это оплата работников финансового
сектора, а самая низкооплачиваемая –
в сфере ресторанного и гостиничного обслуживания
и равна 8226. В Латвии, так же как и в Эстонии,
оплата работников финансового сектора
составляет наибольшую сумму заработка
и равна 1094 лат. Наименьшую заработную
плату получают работники в сфере гостиничного
и ресторанного обслуживания. Как мы видим,
ситуация распределением заработной платы
схожа. Что же касается России, то здесь
так же наблюдается разница в заработной
плате в несколько раз. Самая высокая зарплата
в Федеральных организациях (36083 рублей
в месяц), а самые низкие в сельскохозяйственном
секторе (8 475). Об уровне социального неравенства
можно так же судить по процентному соотношению
самой низкодоходной категории и самой
высокодоходной категории. В Латвии и
Эстонии показатели одинаковые: самые
низкодоходные – 2,7%, а самые высокодоходные
группы 27%. В России данный показатель
равен 1,9% и 30,4%12. К сожалению, в доступных
источниках мне не удалось найти сведения
о разнице между самым низкими и высоким
доходом в реальности, так как, судя по
заработным платам, в нашей стране никто
не зарабатывает больше 40 000 тысяч рублей,
что конечно же далеко от настоящей ситуации
(так как рассматривались средние показатели).
Однако, опираясь на собственные знания
о ситуации в России, я могу утверждать,
что в нашей стране наблюдается социальное
неравенство, сильное расслоение общества.
Большое число граждан недовольно сложившейся
ситуацией. «Социальное неравенство, имущественное
расслоение общества, как правило, ведут
к росту социальной напряженности, особенно
в переходный период. Именно это характерно
в настоящее время для России»13.
Заключение.
Важно отметить, что правительство Латвии и Эстонии старается регулировать рынок труда, поддерживать своих граждан, заставляет посредством закона работодателей выплачивать им пособия по безработице, выходные пособия и т.д. Но положение данных стран остаётся одним из самых худших в Евросоюзе, к примеру, уровень ВВП в Латвии по прогнозу на 2010 возможно будет самым низким в мировой истории. Для любого государства очень сложно сохранять стабильное и успешное положение каждого гражданина, если в экономике страны возникают всё новые проблемы. Но посредством анализа мне удалось выяснить, что Эстония и Латвия - страны с мало различающимися характеристиками, со схожими проблемами, низкими показателями в одних отраслях, но с высокими показателями в других. Две небольшие, стойкие, но нуждающиеся в поддержке страны Прибалтики.