Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2010 в 15:38, Не определен
1.Биографическая справка
2. Идеи И.Т. Посошкова о самобытном хозяйственном опыте России
2.1 О развитии промышленности
2.2 О крестьянстве
2.3 О купечестве, внутренней и внешней торговле
2.4 О богатстве и его источниках, финансах и деньгах
3. Анализ экономических идей И.Т. Посошкова о самобытном хозяйственном опыте России
Заключение
Список использованной литературы
Программа Посошкова предполагала постоянную корректировку структуры экспорта и импорта по мере развития российского производства. Следовало учитывать, что к 20-м годам XVIII в. в России уже была создана мощная металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, функционировали предприятия по производству парусины, а также полотняные, суконные, стекольные, бумажные и другие фабрики и заводы. Поэтому при реорганизации внешней торговли Посошков предлагал повнимательнее присмотреться к импортируемым товарам. Он возмущался тем, что "вместо материальных товаров возят к нам разные пития", стеклянную посуду, тонкие шелковые ленты и "всякие товары, кои непрочны и портятся скоро", а также дорогую одежду, украшения и другие подобные им товары.
Посошков указывал, что не следует ввозить товары, производимые в стране. И предлагал запретить ввоз железа, соли, зеркал, оконного стекла, шляп, скипидара: "... всем тем управляться нам надо своим, а у иноземцев отнюдь бы тех вещей и на полцены не покупать". Более того, сопоставляя назначение ввозимых в Россию и вывозимых из нее товаров, автор заявлял, что "мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут".
Регулирование внешней торговли, по мысли Посошкова, должно было преследовать далеко идущие цели. Во-первых, беречь деньги, следовательно, надо вывозить товаров больше, а ввозить меньше. Во-вторых, надо способствовать развитию собственной промышленности, вывозя готовую продукцию, а не сырье; не ввозить товары, изготовляемые в России, ввозить лишь "отборный товар", притом по доступной цене, а не "безделки" и не предметы роскоши.
В основе суждений Посошкова лежит мысль об усиленном вывозе русских готовых изделий и сокращении потребления иностранных. Он мечтал установить выгодную для России взаимозависимость между экспортом и импортом: ввоз иноземных товаров должен обусловливаться соответствующим вывозом российских товаров.
Для И.Т. Посошкова проблема богатства была центральной: каким образом увеличить богатство страны, какими путями снизить значение факторов, уменьшающих богатство и приводящих к скудости. Посошков рассматривал богатство не в виде золотых и серебряных денег, а в двух основных формах: "вещественной" и "невещественной". Вещественным богатством Посошков полагал совокупное богатство государства (казны) и народа. К нему он относил развитую промышленность, ремесленные мастерские, рудники и произведенные ими "материальные товары", а также освоенные сельскохозяйственные земли и природные ресурсы. Он призывал беречь, не тратить попусту полезные ископаемые, сохранять леса и реки с их животным и растительным миром. Посошков многократно говорил о необходимости увеличения производства материальных товаров, для чего надо строить предприятия, осваивать новые районы и обживать их, привлекая средства казны, купечества, дворянства и даже крестьян. Он мечтал о том, чтобы отечественная промышленность была в состоянии производить разнообразные товары для собственного потребления и для вывоза за границу, чтобы страна богатела и мощь ее возрастала. Но при этом Посошков четко разграничивал богатство, которым распоряжается власть, и богатство народа: "Не то царственное богатство, еже в царской казне лежащие казны много, но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы"[12].
В качестве альтернативного источника богатства Посошков рассматривал экономию. Он был убежден, что бережливость, разумное использование денежных и материальных ресурсов укрепляет благосостояние государства и каждого россиянина, тогда как расточительность приводит к оскудению.
Привлекают внимание рассуждения автора о невещественном богатстве: "Паче вещественного богатства надлежит нам всем пещися о невещественном богатстве, то есть об истинной правде... Правда богатство и силу умножает... неправда не токмо вновь не богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит". Поэтому Посошков указал царю о необходимости заботиться "... о снискании правды. Когда правда в нас утвердится и укоренится, то царство наше российское обогатится и славою возвысится".
В качестве важной формы невещественного богатства он видел духовную культуру, образованность населения. Русскому народу "надобно не парчами себя украшати, по надлежит добрым нравом и школьным учением". Это приведет к появлению новых идей, необходимых для обновления общества. Посошков подвел Петра I к мысли о том, что "Книга о скудости и богатстве", которая поможет увеличить богатство вещественное, сама есть не что иное, как "невещественное богатство".
И
сегодня представляется невероятным,
что в то далекое время автор
сумел возвыситься до идеи о том,
что богатство государства
В этой связи очень интересны мысли Посошкова, относящиеся к, государственным финансам, в частности к податной системе. Посошков был прекрасно осведомлен о финансовых трудностях государства, связанных с продолжительной русско-шведской войной, строительством Петербурга, Кронштадта, обводного Ладожского канала и др. Было придумано и введено более 30 различных налогов, прежняя подворная система была заменена подушной.
Заботясь о процветании государства, росте его богатства, Посошков предложил реформу налоговой системы, значительно опередив свое время: он полагал справедливым, что платить налоги должны все классы общества (кроме духовенства); налоги не должны разорять народ; за основу обложения следует взять землю. Посошков хорошо понимал, что распространение налоговых платежей на дворян встретит с их стороны отпор: "... чаю, сильные лица будут всячески сие дело препинать, так как они... не так любят дать, как любят себе взять"[13]. Он проявил себя и здесь вдумчивым экономистом, убеждая Петра I в осмотрительности при установлении размеров платежей: "Царские собрания не истощатся, если не круто будут собиратися"; они дадут возможность "всячески свое место наполнить, а крутое собрание не собрание, а разорение"; "худой тот сбор, кто царю казну собирает, а людей разоряет".
Установленную Петром I подушную подать Посошков решительно критиковал: "Душа - вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены неимущая". Надлежит ценить вещи реальные, ощутимые. А самое главное для него состояло в том, что подушная подать игнорирует имущественные различия плательщиков.
Размер повинностей должен быть установлен созванным специально съездом дворян и утвержден царем. Единственно правильной системой прямого обложения он считал поземельную подать. Земля в то время была преимущественней формой богатства. Именно землей наделялись и награждались дворяне за службу. Земля, по мнению Посошкова, - наиболее важный источник дохода, поэтому основой обложения и должен служить земельный надел, "двор". "Двором" он называл участок земли, которым владеет крестьянин, включающий 6 десятин пахотной земли, необходимых для высева 4 четвертей ржи, 8 четвертей ярового, покос в 20 копен сена и землю под усадьбой в 600-700 квадратных саженей. По отношению к посадским людям, не имеющим земли, он предлагал систему пересчета. Исходя из размеров реального надела, Посошков считал необходимым, чтобы каждый платил подать с целого двора или с полдвора или со двора с четвертью, т.е. с того, "кой чем владеет". "Двор" должен был стать своеобразной расчетной единицей, при помощи которой реализуется принцип соответствия количества земли и повинностей для исчисления податей крестьян в казну и обязанностей помещику.
Полагая, что и дворяне должны платить налог в казну, Посошков надеялся отделить земли крестьян от помещичьих. Земля после размежевания должна быть закреплена законом за владельцами. Сбор "по земляному владению" будет более прибыльным и постоянным, чем подушная подать. Если крестьянин точно будет знать размер уплачиваемого налога и налог будет справедливым, то и крестьянин никогда не оскудеет.
Таким образом, чтобы государство крепло и процветало, "того ради царю как великородных и военных, так и купечество и крестьянство блюсти следует, чтобы никто во убожество не входил, но все бы по своей мерности изобильны были".
Богатое население, по мнению Посошкова, всегда исправно платит налоги, чем наполняет казну, а в случае чрезвычайной необходимости помимо обычных налогов сможет выдержать и дополнительные платежи.
Большой
интерес у Посошкова как
В России в первой четверти XVIII столетия большое значение имели медные деньги, поэтому проблема ценности медных денег стояла очень остро. Иностранцы предпочитали получать за свои товары серебряные и золотые монеты. Патриотизм Посошкова перешел всякие границы.
Он призывал медные деньги ценить "не по-иноземчески, по цене меди, но по изволению его императорского величества... Мы не иноземцы, не меди цену исчисляем, но имя царя Своего величаем, того ради, нам не медь дорога, но дорого его царское имянование". И далее добавлял: "У нас не вес имеет силу, но царская воля... У нас настолько сильно его пресветлого величества слово, что если б повелел на медной золотниковой цате положить рублевое начертание, то бы она за рубль и ходить в торгах стала". Посошков, сам того не ведая, оказался сторонником номиналистической теории денег, которая была характерна для стран в периоды господства в них абсолютизма.
Посошков выступал противником порчи качества монет путем примешивания меди к серебру, а серебра к золоту. Он считал национальным достоинством России, что ее монеты должны быть из чистого металла, как чиста православная вера, "никакого примеса еретического неимущая". Будучи практиком, Посошков приводил расчет, согласно которому доход казны от чеканки медных гривенников по предлагаемым им нормам из 10 тыс. пудов меди составит 1 млн 840 тыс. руб. Сумма по тем временам огромная, учитывая, что доходы казны в последние годы царствования Петра I не достигали за год и 8 млн руб.
Анализ экономических идей Посошкова позволяет сделать вывод о неоднозначной природе его мировоззрения. В посошковской экономической стратегии обновления России действуют многоцелевые установки, связь между которыми установить трудно. Тем не менее "Книга о скудности и богатстве" - цельное сочинение, и между отдельными проектами существует органическая связь.
В работах советских исследователей 30-50-х годов Посошков прежде всего идеолог купеческого сословия, а также представитель меркантилизма в России. Б.Б. Кафенгауз считал его представителем "среднего купечества, охваченного в... беспокойную эпоху лихорадочной предпринимательской деятельностью и строительством мануфактур". Впоследствии ученый сделал очень важное добавление к характеристике экономических взглядов мыслителя, считая, что "последний с наибольшей яркостью выразил интересы нарождающегося купечества и частично отразил нужды крестьянства".А.И. Пашков полагал, что русский экономист "не был идеологом угнетенного крестьянства", а все его планируемые аграрные преобразования направлены исключительно на ослабление помещичьего гнета и налогового пресса государства. Даже эти точки зрения, ставшие в определенной мере эталонными в науке, показывают сложность его экономических идей.
"Книга о скудости и богатстве" - непрерывный диалог, часто спор ее автора с Петром I, попытка убедить царя в необходимости новых, более глубоких реформ. Посошков как бы на время превращается в крестьянина и ремесленника, купца и предпринимателя, представителя администрации и простого солдата. Поэтому при чтении трактата обращает на себя внимание своеобразная "полифония" его экономических взглядов. От главы к главе нарастает представление о непрерывной "инверсии" его идеологии.
Удивительно это "многоголосие" экономических идей. Часто создается впечатление, что Посошков вел записи того "многонародного совета" России, который он предлагал учредить Петру I. Причем он старается воспроизвести в книге "вольный голос" почти всех сословий и "чинов", кроме поместного дворянства. "Книга о скудости и богатстве" - некий "собор" идей, чаяний и пожеланий русского народа. Однако у этого "многоголосия" есть автор, который и произвел отбор "голосов", написал для каждого из них особую "партию", выражающую как общесословные, так и групповые интересы. [15]
Проводя идею равенства всех перед царем и законом, Посошков просит Петра I в равной степени прислушиваться к "вольному голосу" любого сословия. Мыслитель считал это основным принципом государственного общежития. Государство - тот же большой дом, где у каждого свои определенные обязанности. И его благополучие и процветание зависят от согласия (у Посошкова - "любви") всех живущих в нем людей. Правитель - глава такого дома, отец "семьи сословий". Согласно "Домострою" в семье все должно строиться на повиновении ее главе. Так и в государстве - все люди беспрекословно подчиняются царю. Патриархальные порядки, поддерживаемые "Домостроем", Посошков распространял на все государство. Однако мыслитель не останавливался на полпути. Монархии, "замиряющей" сословия, необходимо быть не только политической, но и материальной силой. А для этого ей необходимо провести такие экономические реформы, которые не только обогатят сословия, но и создадут мощное государственное хозяйство. По мнению Посошкова, это еще больше поднимет авторитет царской власти.
Автор "Книги о скудости и богатстве" - один из самых ярких представителей идеологии абсолютизма в XVIII веке. Каковы же основные черты абсолютистской экономической стратегии Посошкова? Важно выяснить, как его экономические проекты способствовали бы перегруппировке социальных сил, а в конечном счете и изменению характера российского абсолютизма.