Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 04:43, Не определен
Реальное положение и перспективы
Российско-японский проект, сыграл свою положительную роль, поскольку вскоре были разработаны и получили широкое обсуждение в стране и за рубежом 3 крупных межстрановых проекта:
– в электроэнергетике – проект сооружения экспортной ЛЭП Иркутская область – Китайская Народная республика пропускной способностью 18 млрд.кВт/ч, разработанный в 1997 г . ОАО «Иркутскэнерго» и Китайской национальной компанией электрических сетей;
– проект экспортного нефтепровода Ангарск – Чита – Забайкальск – Дацин, разработанный в 2000 г . НК «ЮКОС» и Китайской национальной нефтяной компанией в рамках решений российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области энергетики и поручений Правительства РФ. В соответствии с этим проектом Россия намеревалась поставлять на первом этапе в Китай ежегодно 20 млн.тонн с последующим наращиванием поставок до 30 млн.т;
– проект экспортного газопровода Иркутская область – Китай – Корея, разрабатываемый в течение 5 лет компанией «РУСИА Петролеум», Китайской национальной нефтяной компанией и Корейской газовой компанией и представленный в 2004 г . на рассмотрение в Правительство РФ.
Этим проектом предусматривалась ежегодная поставка ковыктинского газа в объеме 20 млрд.м3 китайским потребителям и 10 млрд.м3 – южно-корейским потребителям.
В 2001 г . Институт систем энергетики СО РАН по заданию Минэнерго РФ разработал Концепцию создания единой системы добычи и транспортировки нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с выходом на рынки стран Тихоокеанского региона.
В работе дан анализ имевшихся на то время проектов экспорта российских энергоресурсов в Японию, Китай, Корею и другие страны СВА. Были сделаны следующие выводы.
Первое. Проекты даже в одной отрасли не скоординированы между собой, а все вместе они не увязаны со стратегией развития экономики восточных регионов России.
Второе. Проекты, связанные с освоением нефтегазовых ресурсов на Сибирской платформе, объективно должны основываться на общей сырьевой базе.
Состояние
запасов углеводородов в
Третье.
Большинство из рассмотренных проектов
были ориентированы на китайский
рынок, что в принципе неправильно,
поскольку Китай как
Необходимо стремиться диверсифицировать экспортные рынки российских энергоресурсов на Востоке страны путем активного вовлечения в освоение нефтегазовых и других ресурсов Японию, Корею и другие страны Северо-восточной Азии.
Четвертое.
Затраты на реализацию экспортных проектов
можно существенно удешевить, если
провести их более действенную координацию.
9. Современное состояние в реализации Восточной энергетической политики России
В
настоящее время в России ведется
большая работа по формированию и
реализации программных документов,
определяющих развитие энергетики на
Востоке России с учетом энергетической
кооперации со странами АТР, такими являются:
«Энергетическая стратегия
Материальный базис восточного вектора энергетической политики России определяют несколько крупных межстрановых топливно-энергетических проектов, а именно:
– Строится нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (проект ВСТО) общей мощностью 80 млн.т с ответвлением нефтепровода в Сковородино на Китай производительностью до 25-30 млн.т нефти в год.
– Правительством РФ одобрена и начала реализовываться «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР». Учитывая то, что базовые месторождения углеводородов, предназначенные для экспортных поставок в страны СВА расположены в восточных регионах России (Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область), Программой предполагается создание четырех центров газодобычи на территории Востока России: Красноярского центра газодобычи (на базе Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тохомского месторождений), Иркутского (на базе Ковыктинского месторождения и месторождений севера Иркутской области), Якутского (на основе Чаяндинского месторождения и соседних нефтегазоконденсатных месторождений) и Сахалинского (на базе месторождений шельфовой зоны острова (проекты «Сахалин-1,2») с дальнейшим развитием центра за счет реализации проектов «Сахалин-3-6»). В Программе прогнозные объемы добычи газа в 2015 г . оцениваются в пределах 44,9-88,2 млрд. м3 газа в год, в 2020 г . – 76,6-133,8 млрд. м3 газа в год.
– В России изучается возможность реализации проекта ежегодной поставки в Китай, начиная с 2015 г ., 30-35 млрд.кВт/ч электроэнергии и 60-70 млрд.кВт/ч к 2020 г ., что потребует сооружение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке электрических мощностей (дополнительно к тем, которые необходимо ввести для обеспечения внутренних потребностей) в объеме 10-12 млн.кВт, причем 6 млн.кВт уже необходимо ввести к 2015 г.
Крупные
проекты и комплексные
Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях отчетливо осознается необходимость поставок на международные рынки не только сырья, но и продукции глубоких степеней переработки, с высокой добавленной стоимостью. Для этого в восточных регионах России предлагается увеличить производство нефте-, газо- и углехимической продукции, спрос на которую в странах АТР и СВА достаточно велик.
Анализ возможности ресурсной базы восточных регионов России и емкости рынка стран АТР и СВА, с учетом существующих межправительственных соглашений и контрактов, позволяет говорить о наиболее вероятных объемах экспорта топливно-энергетических ресурсов из восточных регионов: природный газ – 40-50 млрд. м3 в 2020 г. и 65-75 млрд. м3 в 2030 г.; нефть – 50-60 млн.т. в 2020 г. и 80-120 млн.т. в 2030 г.; уголь – 30-35 млн.т в 2020 г. и 35-45 млн.т в 2030 г.
Приграничный экспорт электроэнергии в Китай и Северную Корею оценивается в 7 млрд. кВт/ч в 2020 г. и 8 млрд. кВт/ч. в 2030 г., крупномасштабный – 60 млрд. кВт/ч. При этом, экспорт электроэнергии до 60-70 млрд. кВт/ч. в год потребует сооружения крупных электростанций: в Восточной Сибири (Олонь-Шибирской, Татауровской и Новой Харанорской общей мощностью 6 млн. кВт) и на Дальнем Востоке (Ургальской ТЭС мощностью 3,6 млн. кВт), эксплуатация которых приведет к увеличению использования топлива в объеме 15-20 млн. т у.т./год и необходимости наращивания мощностей по добыче тугнуйского, татауровского, харанорского и ургальского углей.
Реализация
восточной энергетической политики
является очень сложной проблемой.
Ее сложность состоит в том, что
она носит комплексный
Кроме
того, несогласованность большинства
экспортных проектов показывает, что
в России превалирует отраслевой,
или корпоративный, подход при подготовке
и принятии крупных капиталоемких
решений, имеющих большое социально-
По
нашему мнению, назрела необходимость
в разработке научно-обоснованной стратегии
энергетической кооперации в странах
АТР и СВА, в которой будет
показана очередность освоения топливно-энергетических
ресурсов, очередность и этапность
их поставок собственным потребителям
и на экспорт, а также дана оценка
социально-экономических
Такую
стратегию можно разработать
лишь путем объединения коллективов
научно-исследовательских и
В
настоящее время основные контуры
энергетической кооперации в АТР
достаточно ясны. Хорошо изучена сырьевая
база стран-поставщиков
10. Прогноз развития ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом кооперации России и стран СВА
В 2005-2007 гг. Институтом систем энергетики СО РАН по заданию Минпромэнерго РФ был выполнен цикл работ по обоснованию Стратегии развития ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основные результаты этих работ приведены ниже.
Рост
уровня жизни людей, структурная
перестройка экономики, ее эффективность,
а также реализация крупных инвестиционных
проектов определяют уровни и структуру
энергопотребления. В качестве основного
сценария развития экономики Восточной
Сибири и Дальнего Востока выбран
стратегический сценарий, который предполагает
реализацию «прорывного» варианта развития
производительных сил в регионах,
основанного на наиболее благоприятном
сочетании экономических
Формирование
новых центров нефтедобычи. газодобычи
(Красноярский, Иркутский, Якутский и Сахалинский),
освоение новых месторождений угля (Элегестское,
Эльгинское), развитие нефтехимических
производств, создание газохимических
и углехимических производств, крупных
экспортных электростанций и надежной
транспортно-энергетической инфраструктуры
будет способствовать росту экономики
восточных регионов России, улучшению
качества жизни их населения, а так же
усилению роли регионов в энергетической
кооперации России и стран АТР и СВА.
Заключение
Сегодня никто не сомневается в острой необходимости развития и повышения надежности энергосистемы Дальнего Востока. Но настало время переходить от намерений к конкретным шагам по реализации проектов. Именно проблема привлечения инвестиций в отрасль становится краеугольным камнем развития энергетики Дальнего Востока и региона в целом
В сегодняшних условиях, очевидно, что только государство может обеспечить реализацию стратегически важной задачи развития энергетики Дальнего Востока – ключевого звена инфраструктуры региона. К сожалению, сегодня нет альтернативы государственному финансированию развития энергетики Дальнего Востока. Однако без развития ключевого инфраструктурного звена региона сложно говорить о реализации запланированных мега проектов, призванных повысить темпы экономического развития и уровень жизни дальневосточников.
Сейчас Россия претендует на роль одного из мировых лидеров. Однако осуществить эту роль невозможно без принятия своевременных и судьбоносных решений, направленных на развитие внутреннего потенциала страны и его отдельных, стратегически важных регионов, таких, как российский Дальний Восток. Сегодня Россия может воспользоваться уникальной возможностью направить средства, накопленные в период значительного экономического роста, на развитие инфраструктуры стратегически важного региона и усилить свои позиции на Дальнем Востоке в преддверии очередного витка экономического роста.
Дальнейшие
перспективы развития энергетики Дальнего
Востока будут связаны как
с обеспечением внутреннего потребления
в связи с реализацией крупных
инвестиционных проектов, так и с
ростом экспорта в страны АТР. Для
этого дальневосточным энергетикам
придётся модернизировать существующие
мощности, строить новые объекты, менять
структуру топливного баланса (хотя радикальной
смены модели не произойдет), а также укреплять
связи друг с другом, ОЭС Сибири и всей
страной.
Информация о работе Современное состояние энергетики Дальнего Востока