Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 09:02, реферат
Во второй половине XIX века в результате подписания с Китаем Пекинского договора о границах с Россией, Дальний Восток стал нераздельной частью российской империи.
В 1884 г. была проведена административная реорганизация Восточно-Сибирской губернии.
1
Промышленность Дальнего востока до ХХ в.
3
2
Экономическое развитие Дальнего востока в ХХ в.
5
Список использованных источников
Содержание
1 |
Промышленность Дальнего востока до ХХ в. |
3 |
2 |
Экономическое развитие Дальнего востока в ХХ в. |
5 |
Список использованных источников |
15 |
1 Промышленность Дальнего востока до ХХ в.
Во второй половине XIX века в результате подписания с Китаем Пекинского договора о границах с Россией, Дальний Восток стал нераздельной частью российской империи.
В 1884 г. была проведена административная реорганизация Восточно-Сибирской губернии. Образовано новое Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Амурская, Приморская и Забайкальская области. В 1906 г. Забайкальская область была разделена на три области: Приморскую (центр – Владивосток), Сахалинскую (центр – Александровский) и Камчатскую (центр – Петропавловск). Современный Хабаровский край тогда входил в Приморскую область, возглавляемую генерал-губернатором, резиденция которого с 1903 г. находилась в Хабаровске.
В конце XIX в. на Дальнем Востоке насчитывалось
семь городов.
На первом месте числился Благовещенск
как крупная речная пристань
и центр Амурской области, в котором проживало
около 33 тысяч жителей. Затем шел Владивосток
как важный морской порт и центр Приморской
области с 21 тысячью жителей. На третьем
месте стоял Хабаровск с населением 15
тысяч человек. Далее шли города Николаевск-на-Амуре,
Петропавловск, Охотск и Гижига [4].
Интенсивное экономическое освоение Дальнего Востока началось в конце XIX века. Для этого были объективные причины. В результате буржуазных реформ, проведенных Александром II, отменой крепостного права, бурное развитие капитализма в России достигло и берегов Тихого океана. Растущая промышленность требовала новых сырьевых баз и рынков сбыта товаров. А это в свою очередь дало толчок для строительства железных дорог. Дальний Восток со своими богатыми ресурсами и малозаселенностью оставался слабым в экономическом отношении регионом империи. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, а затем столыпинские реформы способствовали хозяйственному развитию Сибири и Дальнего Востока [2].
Предшествующие поколения первопроходцев заложили промышленные отрасли Дальнего Востока. Лучше других в XIX в. было развито горное дело: добыча золота, угля, нефти. Значительный вес в хозяйстве края имели мукомольная, деревообрабатывающая отрасли, славились винокурение, рыбопромышленность и промыслы морского зверя.
С развитием капитализма в России началось активное вовлечение далёких окраин в систему единого общенационального рынка, что ускорило хозяйственное освоение и развитие производительных сил региона. Непосредственное участие в этом принимало государство. Государственная собственность преобладала здесь во многих отраслях.
В горнодобывающей промышленности ведущее место занимала добыча золота. Основную часть золотодобычи обеспечивали Амурская область и Забайкалье [6].
В период с 1886 по 1904 гг. число золотопромышленников возросло в 16 раз, разрабатываемые площади – в 10 раз. Дальний Восток прочно удерживал лидерство в общероссийской добыче золота.
Возникнув как капиталистическое предприятие, на основе частных капиталов и вольнонаемного труда, отрасль стала одним из мощных и главных источников развития края, способствуя росту других отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли.
Основными способами организации работ на приисках были хозяйский и старательский. Старательский способ предполагал заключение контракта между предприятием и артелями рабочих, либо вольными старателями. В Амурской области он был господствующим, так как до минимума снижал риск убытка, не требовал технических затрат и строительства жилья для рабочих. Распространена была добыча золота, основанная на личной инициативе. Много золота разрабатывали старатели-китайцы, что приводило к утечке золота за границу.
2. Экономическое развитие Дальнего востока в ХХ в.
С начала XX в. возрастает значение хозяйского способа золотодобычи, большую роль начинает играть новая техника и технология, создающая крупные артельные объединения, такие как Амурское золотопромышленное общество, Амгуньская компания, Ново-Удыльское товарищество. На протяжении 1910–1915 гг. добыча золота этими кампаниями увеличивается, используются машины драги, экскаваторы, поезда с вагонетками, распространяется гидравлический способ добычи [2].
В целом объемы добычи золота постепенно снижались. Так, в 1907 г. было добыто 719 пудов золота, в 1908 г. – 570 пудов, в 1911 г. – 506 пудов, а в 1913 г. – лишь 412 пудов. Кредитование золотодобывающей промышленности всё более сосредоточивалось в руках «Сибирского торгового банка» и «Русско-азиатского банка», под чьими вывесками действовал иностранный капитал.
Таким образом, золотопромышленность являлась основной отраслью дальневосточного хозяйства, которая играла не всегда положительную роль. Высокая заработная плата на приисках манила рабочих и крестьян-переселенцев, что затрудняло развитие других промышленных отраслей. Более того, огромные доходы, получаемые от золотодобычи, перекачивались главным образом в непроизводственные сферы и не использовались в интересах промышленного развития региона.
Второй по значению отраслью добывающей промышленности Дальнего Востока являлась угольная промышленность. С 1859 г. основным источником каменного угля в течение трех десятилетий являлись Дуйские копи Сахалина, Мгаги, Сортунай. На рубеже XIX и XX веков добыча угля велась широко как на частных крупных, так и на государственных копях и копях тюремного ведомства. Частные предприятия добывали в 2–3 раза больше угля, чем государственные.
Лесная промышленность стала развиваться с 60-х гг. XIX в. В начале XX в. она стала занимать в экономике края значительное место. Возникают крупные лесозаготовительные предприятия, формируется экспорт леса за границу: в 1907 г. было вывезено 70 тысяч кубических футов уссурийского леса, а в 1913 г. – более 1 млн. [3]
Обрабатывающая промышленность первоначально была направлена на удовлетворение самых насущных потребностей населения и развивалась главным образом за счёт роста мельниц, кузниц и кирпичных заводов. Крупные предприятия строились казенными ведомствами. Так, судоремонтные мастерские во Владивостоке переросли в судостроительный завод. В 80-е гг. XIX в. крупным машиностроительным заводом в Благовещенске считался завод С.С. Шадрина по выпуску сельскохозяйственных машин, чугунолитейный завод – известного купца Н.С. Львова. В конце XIX – начале XX в. на Дальнем Востоке работали бетонные, известковые, канатные, лесопильные, деревообрабатывающие заводы. Промышленные предприятия в основном строились в крупных по тем временам городах преимущественно во Владивостоке и Хабаровске. Так, во Владивостоке в 1900 г. действовали казенный судоремонтный завод, военный и торговый порты, механические мастерские, 5 кирпичных заводов, вагоноремонтные мастерские, лесопильные заводы [1].
В Хабаровске промышленное производство стало расти с 90-х годов XIX в. Это были мельницы, пивоваренные заводы, механические мастерские, а также кирпичные, кузнечные, слесарные и другие кустарные мастерские. Самым крупным предприятием в Хабаровске были казенные артиллерийские мастерские Амурской речной военной флотилии.
Дальневосточная
промышленность набирала силу со строительством
Транссибирской магистрали. Однако хозяйственный
потенциал Дальнего Востока на фоне российской
экономики занимал очень скромное место.
В целом хозяйственное развитие края шло
чрезвычайно медленно, и Дальний Восток
продолжал оставаться экономически отсталой
окраиной царской России. Не только промышленные
товары, но и предметы питания по-прежнему
ввозились в край в больших количествах.
Иностранные банки всё более подчиняли
себе как промышленные, так и торговые
предприятия. Самые крупные русские фирмы
– Чурина, Касьянова, Косицина и другие
постепенно превращались в филиалы иностранных
фирм [3].
Русско-японская война отразилась на дальневосточном рынке: частная торговля была временно приостановлена. Больно ударила по торговле блокада русского побережья японским флотом. Практически прекратилось плавание русских торговых судов на Камчатку и к Охотскому побережью. По Портсмутскому мирному договору 1905 г. к Японии перешла южная часть острова Сахалин, линия раздела которого прошла по 50-й параллели. Кроме того, Япония получила право заниматься морским рыболовным промыслом в русских территориальных водах. Японские рыбопромышленники, занимаясь неограниченным ловом, нанесли значительный ущерб рыбным запасам российского Дальнего Востока.
Экономика края росла быстрыми темпами. Ведущее положение в промышленности по-прежнему занимала золотодобыча. Строительство железных дорог ускорило развитие угольной отрасли. Черная же металлургия не развивалась, так как по железной дороге на Дальний Восток поставлялась дешевая сталь с запада [5].
В 1926 г. был
разработан перспективный план капитального
строительства в регионе на 10 лет. Он включал
в себя развитие транспорта как морского,
так и железнодорожного, создание и развитие
промышленных отраслей – металлургической,
лесной, горной, маслобойной, стекольной
– осуществление электрификации, геологоразведочных
работ, комплекса мер по развитию сельского
хозяйства. Таким образом, Дальний Восток
должен был превратиться в гигантскую
стройплощадку. В огромном дальневосточном
крае, который представлял одну восьмую
часть Советского Союза, тогда проживало
1 млн 600 тыс. человек. Остро требовался
приток трудовых ресурсов. Уже весной
1926 г. в край планировался приезд
42 тысяч переселенцев. Вначале прибывало
земледельческое население, но, когда
повсюду начались стройки, многие из переселенцев
стали пополнять ряды постоянных рабочих
[6].
Дальнейшее развитие получили традиционные отрасли – лесная и рыбная – ориентированные на экспорт. Так, обеспечивалась часть валютных накоплений, необходимых для индустриального строительства. Кроме того, лесной экспорт способствовал развитию промышленных и транспортных поселений. Возникла сеть деревообрабатывающих центров в Приморье, в 1927–1928 гг. вступил в строй Хорский лесозавод в Хабаровском крае. Благодаря постройке новых лесовозных дорог – Вяземской, Никольск-Уссурийской, Тигровой – вывоз деловой древесины вырос в 3 раза. Возрастало транспортное значение портовых городов: Владивостока, Советской Гавани, Николаевска-на-Амуре, Охотска, Петропавловска-Камчатского. Рыбная промышленность также играла важную роль в развитии российского экспорта. На Дальний Восток приходилось 24 % всего союзного улова рыбы. Николаевский район поставлял на вывоз преимущественно лососевые и икру, Приморье – крабы, сельдь, трепангов, морскую капусту. Основными импортерами были Япония и Корея. Число рыбоперерабатывающих заводов в крае возросло с 12 в 1929 г. до 41 в 1937 г.
Еще одной отраслью, имевшей тогда первостепенное значение для Дальнего Востока, была оборонная. Предприятия, обеспечивавшие потребности Дальневосточного военного округа, возникли в крае еще в конце XIX в. Но именно с 20-х гг. XX в. оборонная отрасль фактически подчинила себе все народное хозяйство региона. Дальневосточный край рассматривался как форпост страны на Тихом океане, и укрепление обороноспособности его рубежей было объективной необходимостью [2].
В годы первой советской пятилетки (1928–1932) наращивались мощности существовавших оборонных предприятий в крупнейших городах края – Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске. Первым реконструированным заводом стал Владивостокский механический, переименованный в Дальзавод. С 1932 г. разворачивается военно-морское строительство преимущественно подводных лодок. Также завод производил переоборудование гражданских судов в военные. Второе предприятие с профилем военного судостроения было построено в Хабаровске на базе Амурской речной флотилии (с 1935 г. – завод им. Кирова). Однако расположение стратегических промышленных объектов в непосредственной близости от границы создавало угрозу быстрого захвата их противником в случае войны. По плану второй пятилетки (1933–1937) Дальневосточный край должен был получить наиболее быстрые темпы развития и создать собственную индустриальную базу. Было принято правительственное решение о создании новых оборонно-промышленных мощностей, удаленных от границы, и располагавших необходимыми лесными и минерально-сырьевыми ресурсами. Так, на карте Дальнего Востока появились новые города: Комсомольск-на-Амуре (1932 г.) и Артем (статус города с 1938 г.). Большое значение придавалось хозяйственному освоению нового региона в бассейне рек Биры и Биджана, где в 1930 г. по решению Президиума ЦИК СССР был образован Еврейский национальный район (в 1934 г. переименован в Еврейскую автономную область). В 1932 г. был заложен поселок Нагаево с удобной бухтой – будущий город Магадан, центр огромной области на северо-востоке страны [2].
В целом
за 1933–1937 гг. промышленность выросла в
4 раза по сравнению с 1932 г. (в 14 раз по сравнению
с 1913 г.). Темпы роста ее здесь превысили
средние темы по стране. В 30-е гг. в крае
появилось
5 новых машиностроительных заводов оборонного
профиля: 2 – в Комсомольске-на-Амуре, 2
– Хабаровске, 1 – Приморье. От дальневосточной
промышленности до конца 1941 г. Тихоокеанский
флот получил 2 лидера (тип эскадренного
миноносца), 8 эсминцев, 93 подлодки, 6 сторожевиков,
10 минных заградителей. Производство продукции
машиностроения и металлообработки возросло
в 20 раз. Были созданы и успешно развивались
новые отрасли оборонной промышленности:
производство военной техники, в том числе
самолетов, боеприпасов, военного обмундирования
и т. д.