Лесной комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Подходы к определению экономической стоимости лесных ресурсов.
1.2 Запасы лесных ресурсов.
1.3 Использование лесных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Экономика природопользования.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

Казалось  бы, чем меньше объем лесозаготовок, тем рациональнее должна использоваться имеющаяся древесина. Однако этого  не происходит — потери разного  рода в этой сфере особенно велики. Общие потери древесины по всей природно-продуктовой  вертикали (цепочке) составляют не менее 1/3 от объемов заготавливаемого леса (есть и более пессимистические оценки).

Резервы использования древесины  при заготовке заключаются в полной утилизации всего того, что могут дать лесные ресурсы. Пока же потери здесь составляют не менее 30% от совокупных потерь древесины. Они складываются за счет некомплексной добычи (при заготовке хвойных пород уничтожаются мягколиственные породы — береза, осина и т.п.), оставления на лесосеке срубленных деревьев (1 млн. м3) и недорубов (около 3 млн. м3 ежегодно). Применяемые технологии рубок на практике приводят к уничтожению подроста (площадь — примерно 70 тыс. га). При заготовке древесины, как правило, теряются кора, составляющая 10% объема дерева), сучья (12%), пни (8%).

Резервы транспортировки в основном заключаются в ликвидации потерь древесины при сплаве. В связи с тем что молевой сплав в настоящее время практически не используется, потери здесь не превышают 0,04 млн. м3 в год.

Резервы использования древесины в переработке связаны в основном с наличием устаревших технологий, не позволяющих, например, при производстве целлюлозы перерабатывать древесину мягколиственных пород, хотя в принципе такие технологии имеются и достаточно давно и успешно работают на некоторых целлюлозно-бумажных комбинатах.

 

Вставка 1.2

Утилизация  древесины лиственных пород для  изготовления целлюлозы началась в  середине 60-х гг. на Котласском ЦБК на базе создания новых технологических процессов и внедрения комплексов соответствующего  оборудования. Уже к началу 80-х гг. в балансе лесосырья на комбинате доля лиственной древесины достигла 75%. До 40%  был доведен удельный вес лиственной целлюлозы в производстве типографской бумаги, достигнут самый низкий по отрасли расход древесины на единицу конечной продукции.

 

Однако  до сих пор доля хвойных пород  в фактической рубке древесины  составляет примерно 70%.

Вторая  проблема — высокая природоемкость, материалоемкость продукции, а также большие прямые потери древесины, связанные с методами ее обработки (стружка, опилки и т.п.) на устаревшем оборудовании. Средний возраст работающих в отрасли машин превышает 25 лет, а износ оборудования составляет примерно 60%. В результате на единицу конечного продукта в России тратится гораздо больше сырья, чем в развитых в промышленном отношении странах. Так, в расчете на 1 тыс. м3 вывезенной древесины в РФ производится 56 т бумаги и картона, в то время как в Канаде — 85 т, в США — 141 т, а в Финляндии — 201 т. Похожие показатели и в выпуске фанеры — в России на тот же объем производят 16 м3, в США — 37 м3. Узким местом является, кроме того, глубина переработки древесины. Это подтверждают, в частности, следующие данные: если в целом по запасу древесины и по лесным площадям Россия занимает первое место в мире (половина хвойных лесов приходится на РФ), то по производству пиломатериалов — шестое, целлюлозы — седьмое, бумаги и картона — тринадцатое.

Нерациональное  использование состоит также  в том, что очень часто древесина  используется там, где использоваться не должна, где более выгодно заменить ее на другие материалы. В частности, десятки млн. м3 древесины идут на изготовление ящиков, используемых в качестве тары, зачастую одноразовой. Между тем современные упаковочные технологии не предусматривают ящики в качестве упаковочного средства — их заменили пластмассы, картон, различного вида бумага.

 
 

Вставка 1.3 Из прогноза ИМЭМО РАН «Мир на рубеже тысячелетий»

Среди основных факторов, определяющих динамику и направления развития деревообработки  в перспективе, необходимо выделить: относительное удорожание древесного сырья в условиях сужения экстенсивного  роста лесосырьевой базы (в Канаде, США, Скандинавии) или даже ее сокращения и перехода в лесодефицитных странах (Центральная и Южная Европа, Япония) к интенсивной модели лесного хозяйства, повышающей удельные затраты на воспроизводство древесного сырья; возрастание доли маломерного сырья; лесосырьевых базах в ущерб крупномерному (например, в странах Западной Европы); замедление роста спроса на лесоматериалы, в первую очередь массовые строительные сортаменты; замещение древесины конкурентоспособными альтернативными материалами (металлами, пластмассами, картоном) в ряде сфер традиционного применения; ожидаемый опережающий рост относительно «древесиноэкономичных» отраслей (наукоемких отраслей, сферы услуг) по сравнению с «древесиноемкими» (строительством, мебельным и тарным производством, производством  вагонов и судов).

 С  другой стороны, развитие НТП  будет, по-видимому, объективно способствовать  сохранению позиций отрасли и  в материалопроизводящем комплексе, и в экономике в целом, и даже некоторому укреплению позиций деревообработки в ряде хозяйственных сфер.

 

Резервы утилизации. Древесные отходы, по объему составляющие около 20 млн. м3 в год, используются почти на 70%. Однако отдельные их виды, в особенности образующиеся в быту, утилизируются хуже. В частности, доля макулатуры в производстве бумаги в России не превышает 30%, хотя ее переработка обходится дешевле, чем выпуск бумаги из первичного сырья. Потенциал макулатуры в стране достаточно высок — она является основным видом бытовых отходов.

Внешнеторговые  резервы использования древесины аналогичны резервам использования других сырьевых ресурсов, существующим в области экспортно-импортной политики. Из России вывозится преимущественно круглый лес (в 2000 г. вывезено более 30 млн. м3), что составляет примерно треть от заготовки деловой древесины. Цена одного кубометра круглого леса приблизительно равняется 50 долл., а пиломатериалов — уже 200 долл.(цена кубометра леса как элемента экосистемы оценивается в 1,5 тыс. долл.). Но гораздо более дорогие изделия переработки древесины продаются в меньших объемах. По выручке на третьем месте после пиломатериалов находится целлюлоза, далее следуют бумага, картон и фанера. Иными словами, чем больше глубина переработки сырьевых ресурсов, тем меньший валовой доход приносят они в результате экспортных операций, хотя с точки зрения рационального природопользования все должно быть наоборот.

 
 

Выводы.

 

Леса  являются уникальным природным ресурсом, в течение тысячелетий используемым человеком. Вместе с тем леса —  важнейшая часть природной среды, испытывающая на себе последствия антропогенного влияния и хозяйственной деятельности. Исчезновение лесов не только подрывает  собственно функционирование лесного  комплекса, но и во многом определяет характер деградации окружающей среды  в целом, причем зачастую в глобальном масштабе.

В экономическом  плане леса преимущественно рассматриваются  в качестве источника сырьевых ресурсов для хозяйственных нужд. Несмотря на кажущиеся огромные запасы древесины  в России, возможности экстенсивной эксплуатации лесных ресурсов в настоящее  время исчерпаны. Переход к природо- и ресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе является единственным путем, который может обеспечить как потребности экономики, так и требования по охране природы. На это должны быть направлены все меры по изменению системы лесопользования, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.

  

 
 

Список  используемой литературы:

 
 

1. Благун И.С. Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса // Экономика и управление. 1990. Вып. 4.

2. Бобко А. Лесопользование: социальная необходимость и экологическая целесообразность/ «Экономика России» – 2001 №3,

2. Лагутенко Б. Т. Справочник по экономической географии России. М.: Юристь, 2001.

Информация о работе Лесной комплекс