Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2009 в 18:31, Не определен
Рыба и рыбопродукты представляют собой очень важный элемент сбалансированного питания, источник около 1/4 белковой пищи животного происхождения. Неудивительно, что 72—75% всего мирового улова предназначается для питания людей, остальную же часть перерабатывают в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир, используют на корм скоту или в фармацевтике
В 16 в.
за гладкими китами начали
охотиться у восточных берегов
Северной Америки. В 17—19 вв. шёл
интенсивный промысел гренландских
гладких китов в районе Шпицбергена и
о. Ян-Майен, а в 18 в. начался промысел этих
китов в море Баффина и в проливе Дейвиса.
В 18—19 вв. проводилась активная охота
на австралийских гладких китов в тёплой
и приантарктической зонах Южного полушария.
Судовой
промысел кашалотов начался на
Ю. северной Атлантики в начале
18 в. Он успешно продолжался
до середины 19 в. в тёплой и
умеренной зонах
К середине 19 в. почти все районы промысла гладких китов были опустошены, оставались незатронутыми запасы китов-полосатиков. Эти киты, в отличие от гладких китов и кашалотов, тонули после убоя, что делало невозможным их обработку на плаву. В 1863 Свенд Фойн (Норвегия) изобрёл гарпунную пушку и предложил туши китов накачивать воздухом, что позволяло буксировать их к береговым перерабатывающим станциям. Первое китобойное судно с паровой машиной, гарпунной пушкой и компрессором вышло на промысел в 1868 и добыло 30 китов у берегов Норвегии. Этим было положено начало современному береговому К. п.
К концу 19 в. полосатики во многих районах северной Атлантики были почти уничтожены. Норвежские промышленники в 90-х гг. 19 в. организовали экспедиции в воды Антарктики, где были отмечены многочисленные стада китов. В сезон 1904—05 на о. Южная Георгия (Антарктика) была открыта первая береговая китобойная станция, а в следующем сезоне (1905—06) из северной Атлантики в этот район пришла китобаза «Адмирален» (Норвегия) с 2 судами для ведения промысла в открытом море (пелагического промысла). Затем возникли многочисленные береговые станции на ряде антарктических островов, на юге Африки и юге Америки.
В сезон 1925—26 в
море Росса впервые работала норвежская
китобаза «Лансинг» со слипом —
наклонной плоскостью для подъема
добытых китов на палубу. Это новшество,
предложенное норвежским капитаном П.
Сёрле, положило начало современному пелагическому
промыслу китов. Оно позволило охватить
промыслом всю акваторию Антарктики, а
добытых китов разделывать и перерабатывать
на борту судна практически в любую погоду.
К середине 30-х гг. почти все китобазы были
оборудованы слипами. Развитие пелагического
промысла резко снизило значение берегового
К. п. в Антарктике и в сезон 1965—66 он полностью
прекратился.
Основу современного прибрежного К. п. составляют береговая станция (реже китобаза) для разделки китов с комплексом оборудования по производству и хранению продукции. При ведении охоты суда удаляются от станции на расстояние до 100 миль. Пелагический промысел, как правило, проходит в открытом океане и ведётся флотилиями, состоящими из крупного судна-китобазы и китобойных судов. Китобаза — многопалубное океаническое судно (типа танкера) водоизмещением до 45 тыс. т, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза (рис. 1) предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получают с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения К. п. Мощные силовые установки обеспечивают китобазам скорость 15 м. миль/ч и более. Основные данные о китобойных базах приведены в табл.
Китобойные суда (рис. 2) длиной до 65 м, шириной до 9,5 м и водоизмещением до 916 т располагают двигательной установкой (паровой или дизельной) мощностью до 3870 квт (5260 л. с.) и обладают скоростью хода до 18—20 м. миль/ч и хорошей маневренностью. Они вооружены гарпунной пушкой и имеют амортизационную систему для предотвращения разрыва линя (и каната) во время рывков кита, лебедку для подтягивания его к борту, компрессор для накачивания воздуха в тушу, а также навигационные и поисковые приборы.
В конце 60-х гг. появились комбинированные суда (рис. 3) для добычи и обработки китов (например, типа «Педер Хюзе», Норвегия). Поиск китов производится визуально (с использованием оптических приборов) и гидролокатором, который повышает эффективность охоты вдвое. По фонтану — в хорошую погоду он виден за 4—5 м. миль — возможно определить вид кита. Охота слагается из ряда операций: сближение с китом на дистанцию выстрела, выстрел, подтягивание кита к китобойцу (если кит только ранен, делается 1—2 добойных выстрела), накачивание туши воздухом и взятие его под борт для буксировки к китобазе. Если кита предполагается оставить в море, то к нему прикрепляют флаг (ставят «на флаг»), радиобуй, что облегчает его последующий поиск. Сырье перерабатывается на высокопроизводительных технологических линиях различного назначения: для получения жира под давлением или под вакуумом (более прогрессивный способ), приготовления мясной и кормовой муки; упаренного бульона. Жир беззубых китов применяется в пищевой, кожевенной, мыловаренной и др. отраслях промышленности, кашалотовый жир — в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра — в парфюмерной и косметической промышленности. Мороженое мясо китов используется в пищу. Из него изготовляют колбасы, консервы, белковые концентраты и т. д. Из печени и эндокринных желёз вырабатывают витамины, лечебные препараты, их используют также в пищевой и кожевенной промышленности. Мука кормовая и упаренные бульоны добавляются в корм животных и птиц. С одного условного синего кита (или голубого кита) можно получить продукции на 22 тыс. рублей, причём за жир — только 25% (условный синий кит — УСК по выходу жира = 1 синему киту = 2 финвалам = 2,5 горбатым китам = 6 сейвалам = 6 китам Брайда).
Существует также
промысел мелких китов. Впервые промысел
малых полосатиков был
Первая советская китобойная флотилия «Алеут» в составе китобазы и трёх китобойцев добыла первых китов 25 октября 1932 в районе Ревилья-Хихедо (Тихий океан) и затем с 1933 по 1968 вела промысел в северной части Тихого океана. В 1948—64 на Курильских островах действовало до 5 береговых станций с 22 китобойцами. С 1963 в этом районе ведут промысел среднетоннажные (до 26,5 тыс. т) китобазы «Владивосток» и «Дальний Восток». Они также используются на промысле рыбы. С 1966 по 1969 здесь действовала флотилия «Слава», в отдельные сезоны «Советская Россия».
28 января 1947 советская
флотилия «Слава» добыла
До середины 60-х гг. Антарктика (воды южнее 40° южной широты) оставалась ведущим районом промысла китов и в отдельные сезоны на неё приходилось до 93% всех добытых китов. Объём промысла в северной части Тихого океана обычно составлял 10—15% , но в конце 60-х гг. он стал возрастать и достиг 50%. Доля северной части Атлантики и Арктики редко превышала 10—13%, а последние 20 лет держится на уровне 3%. До 60-х гг. ведущее место в мировом К. п. занимали Норвегия (до 60— 77%) и Великобритания (до 45—48%). В середине 50-х—начале 60-х гг. ведущее место в К. п. стали занимать Япония и СССР. В 70-е гг. на их долю приходилось соответственно до 41 и 43% всех добытых китов.
Международная китобойная комиссия (основана в соответствии с Международной конвенцией по К. п. в 1949) ежегодно проводит сессии, на которых рассматриваются итоги К. п., устанавливаются квоты выбоя китов, уточняются действующие меры регулирования и т. д. Впервые квота выбоя беззубых китов в Антарктике была установлена в 1947—48 и до 1962—63 включительно варьировала от 14 500 до 16 000 УСК, после чего стала снижаться и в 1971—72 составила только 2300 УСК. С 1971 в северной части Тихого океана и с 1972—73 в Антарктике введена видовая квота выбоя китов.
Промысел регулируется
правилами, которые в каждой стране
(члене международной