Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2009 в 19:00, Не определен
В системе права экология понимается как наука об охране окружающей природной среды и обеспечении жизнедеятельности в ней людей.
В
Конституции СССР (1936) провозглашались
конституционные основания
Человек не рассматривается значимым фактором природоохранного процесса. В «сталинской конституции» не содержатся указаний на права и обязанности граждан в сфере охраны природы и природопользования. Гражданам вменяется в обязанность беречь не природу, а природные ресурсы для укрепления социалистической собственности.
В 60 – 70-е годы в стране возрождается внимание к юридическому обоснованию норм рационального природопользования; принимается целый ряд Основ законодательства СССР.
В ответ на природоохранно ориентированные решения Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, июнь 1972) принимаются Постановление Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию природных ресурсов» (сентябрь 1972) и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (декабрь 1972). На их основе разрабатываются принципиальные положения национальной (государственной) стратегии в природоохранной (экологической) сфере. В планах экономического и социального развития страны введен (с 1975) специальный раздел об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. В перспективе развития страны на 1981 – 1985 гг. и на период до 1990 г. предусматривался специальный раздел – «Охрана природы».
В «брежневской конституции» (1977) провозглашается принятие в интересах настоящих и будущих поколений необходимых мер для охраны и научно обоснованного использования природы. В ней постулируется обязанность граждан «беречь природу, охранять ее ресурсы».
Однако потенциал этих конституционных решений и законодательных актов не был реализован.
Во-первых, идеологические установки советского периода исходили из того, что социализм обладает преимуществами, обеспечивающими решение многих, если не всех, проблем, в том числе и экологического характера, возникающих перед обществом. Исходя из этих установок утверждалось, что для социалистического планового хозяйства отнюдь не характерны экологические противоречия, имеющие локальное и частное значение. Поэтому острота экологических противоречий затушевывалась, а разработка методов их преодоления не стала приоритетной.
Во-вторых,
экономическая эффективность
В-третьих, принятые решения в природоохранной (экологической) сфере на различных юридических уровнях оказались не связанными с механизмами их реализации. Отсутствовал механизм эффективных санкций, направленных на нарушителей соответствующих декларированных природоохранных и экологических норм и требований. Природоохранное (экологическое) законодательство не вписалось конструктивно в социалистическую экономико-управленческую модель развития.
Экоправо в 90-х годах. Изменения государственного и общественного строя в России предполагали и радикальную трансформацию юридического обоснования процессов в системе «человек – биосфера – социум». С провозглашением России независимым государством начался процесс активного законотворчества в сфере охраны природы и рационального природопользования.
В Конституции России (1993) зафиксировано право каждого на благоприятную окружающую среду; говорится об обязанностях каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Подчеркивается, что законодательство о природопользовании, охране окружающей среды и экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, являясь предметом совместного ведения.
Для
правового регулирования
С
одной стороны, в этот период заполнен
законодательный экологический
вакуум, что позволило начать первичный
процесс адаптации
Неслучайно ряд принятых природоресурсных законов пересматривался уже в 90-е годы. Это касается лесного законодательства, законодательства о недрах и др. Очевидно, законодатель не мог в полной мере учесть экологический контекст изменений в производственно-хозяйственной деятельности переходного периода. Это и обусловливает необходимость пересмотра ряда природоресурсных законов.
Совершенствование законодательства. Министерство природных ресурсов (МПР) представило законодателю новый закон «О недрах», планируется принятие новых Лесного и Водного кодексов.
Закон «О недрах». Отметим некоторые из возможных новаций к существующей нормативной базе:
Предполагается, что предложенные изменения повысят инвестиционную привлекательность недропользования, позволят государству четко и прозрачно вести контроль над рациональным природопользованием. Считается, что новая законодательная база недропользования создаст условия для полноценного воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов.
Лесной кодекс. Некоторые особенности проекта нового лесного законодательства:
Считается, что соответствующие изменения создадут условия, с одной стороны, для вовлечения в эксплуатацию ранее недоступных и малодоступных лесных массивов, а с другой – позитивно повлияют на реализацию принципа комплексного и рационального использования лесных национальных ресурсов.
Водный кодекс. Возможные изменения, вносимые в проект нового водного законодательства:
Разрабатывается для принятия ряд других актуальных законов: «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «О зонах экологических бедствий», «Об охране почв», «О возмещении вреда экологических правонарушений» и др.
Экологический кодекс. Цель документа – создание единой системы природоохранного и экологического законодательства, когда экономико-управленческий тип социоприродной модели ориентируется на рациональное использование и охрану окружающей природной среды.
К началу XXI в. в природоохранном (и экологическом) законодательстве насчитывалось более 500 нормативно-правовых документов, ведомственных актов и т.п. Вместе с тем отсутствует документ, обеспечивающий единое правовое поле природоохранного и экологического законодательства.
Таковые функции частично возлагались на федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002). Однако в его рамках не удалось в полной мере выйти на уровень кодификации (унификации) экологического законодательства. Разрабатываемый Экологический кодекс России ориентируется на решение этой задачи.
В нем предполагается:
Заключение
Для того, чтобы России перейти к реальной экологической политике необходима крупномасштабная общенациональная стратегическая программа принципиального улучшения экологической ситуации в стране, базирующаяся на современной рыночной экономике, современных безопасных технологиях, самых передовых методах решения сложнейших экологических проблем. Россия в настоящее время обладает необходимыми ресурсами и возможностями для реализации такой программы. Одних государственных мер недостаточно. Необходим общественный мониторинг экологических проблем, понижение уровня секретности в этой сфере, широкое участие общественности в борьбе за улучшение качества воды и воздуха в городах. Нужна система экологического образования, в особенности молодежи. Нужно перейти к экологически ориентированной политике.
Нельзя оставлять
безнаказанными ни одно нарушение. Это
должны делать прокуратура и суды,
которые в большинстве случаев не
выполняют своих функций по защите экологических
прав граждан.
Список
использованной литературы