Концепция Вернадского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2009 в 15:39, Не определен

Описание работы

Концепции о едином «организме жизни», в котором и вся планета, и все живые организмы на ней существуют как единая взаимосвязанная система, сложились еще в античности, но законченное понятие было сформулировано только к XVII веку. Термин, который определяет это единство, «биосфера» возник только к концу XIX века, и в буквальном смысле обозначал сферу жизни.

Файлы: 1 файл

1 - ноосфера.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Вернадский по-своему понимал термин «биосфера», введенный Ламарком и Зюссом. Он предположил, что биосфера представляет собой почти непрерывную, тонкую оболочку на поверхности Земли (толщиной несколько километров), в которой сосредоточено все живое вещество. Он, в частности, пишет: «... ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием, с окружающей их материально-энергетической средой» (6).  

Далее Вернадский постулирует, что: «эволюционный процесс присущ только живому веществу, в косном (неживом) веществе нашей планеты нет его проявлений» (6). До появления человека на Земле биосфера менялась в результате эволюции, но оставалась биосферой в рамках трактовки Вернадского. С появлением человека как разумной составляющей живого вещества, с точки зрения Вернадского, внутри биосферы начинает зарождаться качественно новая область - новое геологическое явление на нашей планете, о котором уже было сказано выше. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней» (6).  

Фактически, это  означает, что к ноосфере в каждый конкретный момент времени переходит  та часть природы, которую выводит человек из естественного эволюционного процесса, причем способ этого перевода человек не всегда осознает. И этот процесс связан с разумом человека, с тем его качеством, которое позволяет обрабатывать, воспринимать и понимать информацию биосферы. Именно возможность разумного восприятия и осознания выделяет, как считает Вернадский (6), человека из других живых веществ, наделенных разумом.  

Итак, мы сталкиваемся с проблемами восприятия человека, осознания окружающей среды, вообще с проблемами научной мысли и познания. И это уже общечеловеческий уровень понимания вопроса. Это чрезвычайно важный момент, часто упускаемый современными философами, занимающимися вопросами ноосферы и разума. Очень часто рассматривается довольно отвлеченная категория разума, как некоторая идеальная субстанция, которая существует в человеке и также еще где-то (13). Почти не рассматривается разум в контексте современной культуры. Именно разум, как видел и понимал его Вернадский, который способен человека ввести в новое состояние единства с биосферой.  

ХХ век часто  именуют веком Разума, когда научно-техническое  знание толкнуло человека, по утверждению  многих ученых (13), далеко вперед по эволюционному  пути. Но при этом нельзя отрицать, что  довольно часто перед современными философами встают проблемы совершенно иные: восприятие современного человека так ограничено, что он почти не в состоянии воспринимать культуру и науку предыдущего столетия. Что говорить о более ранних культурах, которые для сознания современного человека безвозвратно утеряны и существуют прежде всего как материальные культуры и мертвые традиции. Смысл для человека из культурных объектов перестает существовать как таковой, он просто выхолощен, затенен материальной формой, в которой находился. Современного человека больше интересует «как это сделано», а не «что это значит». Двоякая, амбивалентная ситуация у современного человека: с одной стороны его сознание перестало воспринимать простейшие формы культуры по смыслу, с другой - перед ним стоит глобальная задача и ответственность перехода в новое состояние биосферу, что требует глубокой разумности в постижении смыслов происходящего.  

Возвращаясь к  Вернадскому, необходимо также отметить очень важную деталь в понимании  ученым понятия разумной мысли, которой, по его мнению, и должен человек руководствоваться в новом своем состоянии (6). Вернадский задает себе вопрос: «мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы?». И сам же отвечает на этот вопрос: «...в науке (по всей видимости, имеются в виду эмпирические научные подходы) мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего» (6).  

Но этот вопрос становится открытым для Вернадского. Он разделяет в науке два подхода: изучение факторов происшедшего, с  тем, чтобы все-таки ответить на вопрос, почему произошло. В это понимании глобального смысла, если можно так выразиться, какой-либо ситуации в биосфере и заключается новое положение человеческого разума в биосфере (6). Именно эту тему Вернадский поднимает в переписке с о. Павлом Флоренским.  

В письмах Вернадскому  о. Флоренский предложил «мысль о  существовании в биосфере или, может  быть, на биосфере того, что можно  было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части  вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. Не сводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе...» (11). Пневматосфера от греческого pneuma - означает дыхание, горение эфира (14).  

Трудно найти  в работах, что понимал о. Флоренский под «круговоротом духа», но скорее всего, что следует из дальнейших его писем, это было некоторое информационное поле, которым может владеть человеческий разум. О. Флоренский эту мысль в своих работах не развивает. Но большинство современных ученых, занимающихся проблемой наступающей «информационной революцией», часто затрагивают эту тему в своих работах. Для того, чтобы рассмотреть как именно современные ученые рассматривают новое явление для сознания и общества, необходимо пояснить некоторые позиции в современной культуре, сложившиеся тенденции и развитие обмена информации.  

Вернадский в  работах о ноосфере часто повторяет, что для достижения единства с  биосферой человеку необходима высокая  степень информационных возможностей. Иными словами, он предполагал, что доступность информации будет для общества в целом и человека в отдельности повсеместной (6). О доступности информации Вернадский говорит очень абстрактно, приводя лишь несколько факторов того, что информация для человека может быть доступна на многих уровнях, в том числе и на биологическом (7).  

Эту проблему следует  рассматривать с двух сторон. Во-первых, как некоторое биологическое  информационное поле, которое возможно существует в каждом «живом веществе»  на уровне с энергией (9). И во-вторых, как доступность любой мысли человека для всего земного сообщества, что в корне объединит все человечество, объединит на политическом и общесоциальных уровнях, устранит также множество других разногласий и несоответствий (8). Во всяком случае, Вернадский уповает на то, что созданное человеком информационное поле или пневматосфера будет одной из основ объединения и будет являться одним из важнейших шагов в переходе человека в ноосферу (8). В другой работе он говорит, что создаваемое человеком информационное поле, собственно, и есть самый главный аспект ноосферы (6).  

НООСФЕРА  И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 

В нашей работе мы будем придерживаться положений  Вернадского о том, что ноосфера как таковая не идентифицируется как информационное поле, а рассматривается как переходная стадия от одной формации общества к другой. Доказательств этому может быть приведено великое множество: чаяния Вернадского о разумном распределении ресурсов, вообще о высокой разумности человечества и научной мысли в современности, к сожалению, неоправдана. Современные экологи и философы крайне озабочены современной ситуацией биосферы, их беспокоит то бездумное отношение человечества ко всему земному потенциалу. На конференциях и пленумах, посвященных экологии Земли, речь идет в основном о разрушениях человечества земной поверхности войнами, добыванием ресурсов и пр., и также о том, как сохранить биосферу от дальнейшего разрушения и истощения ее «живого вещества». Поэтому большинство современных ученых сейчас формулирует определение ноосферы как сферы разума, части биосферы, в которой разум человека должен контролировать мощь своего воздействия на природу (15).  

Но в одном  гипотеза о процессе перехождения человека в ноосферу Вернадского для современности  представляет чрезвычайный интерес - это информационное объединение человечества, которое возможно, как уже было сказано, в двух отношениях. Может служить доказательством того, что человечество сейчас объединяется на новом уровне, возникновение компьютерной информационной сети Интернет. Очень распространено сейчас среди современных ученых представление о ноосфере как об информационном сообществе, его часто идентифицируют с ней и воспринимают как кардинально новую форму взаимоотношения человека в обществе, новую форму культуры и науки (15).  

Если к конце XIX века по словам Антона Чехова «весной из-за бездорожья в Сосновку не доехать», и потому научная мысль распространялась столетиями, то в начале ХХ века человечество стало «слышать» научную мысль, идею при помощи телефона, телеграфа, железной дороги, типографии, как средства тиражирования, и других информационных возможностей. К середине века этот процесс настолько прогрессировал, что действительно информация могла облетать всю планету за сутки и достичь самого удаленного места. А с возникновением спутниковых телефонных связей, компьютерной информационной сети, спутниковых радио и телевещания это стало возможно за несколько минут и потому уже речь может идти об информационной революции.  

О компьютерной информационной сети необходимо сказать  особо, так как именно она, в первую очередь, дала возможность создания некоторого информационного поля и пространства. О различии этих понятий мы скажем в следующей главе. Именно о компьютерной сети Интернет современные ученые говорят как о серьезном шаге, ознаменовавшем эру информации (15).  

Интернет - это  фантастическое по своей особенности  изобретение, сделанное в 1968 г. для  Министерства Обороны США, которое  должно было способствовать научным  исследованиям в военно-промышленной сфере. Основным условием и главной особенностью этой информационной сети было то, что она должна была быть устойчива к частичным повреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент, при этом никакого ущерба для сети не приносить. При самых различных условиях повреждения в сети должно было быть возможным установить связь между компьютером-источником и компьютером-приемником информации (станцией назначения).  

В течение первых десяти лет развитие компьютерных сетей  шло незаметно - их услугами пользовались только специалисты по вычислительной и военной технике. Но с развитием локальных сетей, объединяющих компьютеры в пределах одной какой-либо организации, появилась потребность связать воедино локальные сети различных организаций. Эта необходимость возникла и для обмена информацией между странами. В 1973 году было организовано первое международное подключение - к сети подключились Англия и Норвегия. Однако причиной начала взрывного роста сети Интернет в конце 80-х годов стали усилия NSF (National Science Foundation - Национальный научный фонд США) и других академических организаций и научных фондов всего мира по подключению научных учреждений к сети. Рост и развитие сети Интернет, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники идет сейчас подобно тому, как идет размножение и эволюция живых организмов (16).  

Именно об этом росте информационных средств писал  Вернадский: «Со скоростью, сравнимой  скоростью размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путем в  биосфере все растущее множество  новых для нее косных природных тел и новых больших природных явлений» (4). «Ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов» (4).  

Раньше сетью  пользовались только исследователи  в области информатики, государственные служащие и подрядчики, теперь практически любой желающий может получить доступ к ней. Теперь существует благоприятная среда для развития научной работы, популяризации научного знания на всей планете. Если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. Об этом также Вернадский ведет речь, как об одном из главных условий на пути к ноосфере: «Всякий научный факт, всякое научное наблюдение, где бы и кем бы они ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нем классифицируются и приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы» (4).  

Если раньше для того, чтобы вышла в свет научная работа, чтобы научная  мысль стала известной миру, требовались  годы, то сейчас любой ученый, имеющий доступ к сети Интернет, может представить свой труд, например, в виде так называемой WWW странички (World-Wide Web - «Всемирная паутина») на обозрение всем пользователям сети, причем не только текст статьи и рисунки (как на бумаге), но и подвижные иллюстрации, а иногда и звуковое сопровождение. Сейчас сеть Интернет – это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. По данным статистики, если вообще как-то возможно в этой глобальной информационной сети ее произвести, население Интернет уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причем количество узлов каждые полтора года удваивается (16). Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров» (4).  

Исследования  современных ученых в области  информатизации общества носят сейчас в основном скорее описательный характер. Не многие могут прогнозировать дальнейшее развитие с теми темпами, которые  на сегодняшний день возрастают у общества в связи с потребностью в различных информационных системах и продуктах, облегчающих обработку информации в системах связи и коммуникации.  

«Деятельность людей сейчас на прямую зависит от их информированности, способности  эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п. Поэтому проблема информационного общества стала проблемой не только государственной и социальной, но и общечеловеческой» (17).  

Информация о работе Концепция Вернадского о ноосфере