Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:39, реферат
Наиболее напряженной в конце 1760-х годов была обстановка на Южном Урале, в Западной Сибири и Поволжье. Совсем рядом с Уральскими заводами жили Башкиры, неоднократно восстававшие, и помнившие жесткость правительственных войск. Обитавшие южнее Яицкие и Волжские казаки выражали недовольство стараниями правительства превратить их в регулярные воинские подразделения. Неспокойно было и в других частях страны, особенно после того, как в 1768 году началась русско-турецкая война. В 1771 году вспыхнул чумной бунт в Москве. В 1772 году взбунтовались Донские и Волжские казаки. В январе 1772 года началось восстание Яицких казаков – правительство лишь через полгода удалось заставить восставших сложить оружие. До поры эти разрозненные выступления удавалось подавлять.
ВЕДЕНИЕ 2
2. Основная часть. Крестьянское восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. 3
2.1 Емельян Иванович Пугачёв. 3
2.2 Начало восстания. 3
2.3 Основные события восстания 6
2.4. Пугачёв на Волге. Поражение восстания. 9
3.Следствие и казнь Емельяна Пугачева 12
Заключение. Особенности восстания. 14
Список использованной литературы: 15
Содержание:
Россия перед восстанием. Усиление крепостнического гнёта.
В 1762 году, своим манифестом Петр III, даровал дворянам освобождение от службы – теперь того ждали и крестьяне. Ведь крепостная зависимость крестьян, в некотором смысле, издревле была и службой отечеству: дворянин по первому повелению государя обязан был явиться на военную службу с людьми и провиантом; его крестьяне обеспечивали этот провиант, вооружение и платили подати. Теперь равновесие рухнуло. Крестьяне больше не находили никакого смысла в своем крепостном состоянии.
Наиболее
напряженной в конце 1760-х годов была
обстановка на Южном Урале, в Западной
Сибири и Поволжье. Совсем рядом с Уральскими
заводами жили Башкиры, неоднократно восстававшие,
и помнившие жесткость правительственных
войск. Обитавшие южнее Яицкие и Волжские
казаки выражали недовольство стараниями
правительства превратить их в регулярные
воинские подразделения. Неспокойно было
и в других частях страны, особенно после
того, как в 1768 году началась русско-турецкая
война. В 1771 году вспыхнул чумной бунт
в Москве. В 1772 году взбунтовались Донские
и Волжские казаки. В январе 1772 года началось
восстание Яицких казаков – правительство
лишь через полгода удалось заставить
восставших сложить оружие. До поры эти
разрозненные выступления удавалось подавлять.
Пик классовой борьбы был достигнут, когда
на борьбу поднялись огромные массы
людей на большой территории, а во главе
их встал «беглый царь», самый популярный
из самозванцев- Емельян Иванович Пугачев.
Емельян Иванович Пугачёв (1742— 1775) был родом из простых донских казаков станицы Зимовейской на Дону. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже в русско-турецкой войне 1768- 1774 гг., где приобрел богатый боевой опыт. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. В армии за провинность бит плетью, за храбрость повышен в чин хорунжего. Заболев, просился в отставку. Не получив ее, бежал и стал бродяжничать.
Сбежавши из армии, Пугачев испытал немало превратностей судьбы, его
неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Иногда с помощью охраны – «слово знал». По его словам, "всю землю ногами исходил". Выдавал себя то за купца, то за старообрядца, страдающего за веру. Пугачев решил выдать себя за чудесно спасшегося императора Петра III. Он говорил: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения». В Беларуси, среди раскольников, он слышит вести о «Петре III» (одном из самозванцев, появившемся тогда), о восстании на Яике. Солдат Логачев, видевший Петра III, сказал Пугачеву, что они похожи. Так наступил звездный час Пугачева. Смелый, умный и обладавший немалыми авантюристическими наклонностями, Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III.(4 c.5)
Волнения нарастали уже давно: на Урале, под Калугой, в Карелии, в Москве (Чумной бунт 1771 г.). Но, как и 100 лет назад, главный очаг восстания возник на казачьем Юге. Правительство в 60-е гг. ХVIII в. ввело монополию государства на ловлю рыбы и добычу соли на Яике. Эти жизненно важные для казачества промыслы брали на откуп казацкие старшины и допускали при этом немалые злоупотребления. То же имело место с продажей вина, таможенными пошлинами.(2 с.7)
Казаки непрерывно жаловались в Петербург. Оттуда шлют одну за другой следственные комиссии, но они становятся на сторону богатых казаков. В конце 1771 г. на Яик прибывает очередная комиссия. Возглавляет ее генерал-майор Траубенберг, задача которого состояла в том, чтобы привести казаков к послушанию. Начались допросы и аресты. В январе 1772 г. в ответ на действия Траубенберга (расстрел из пушек казаков более 100 были убиты, многие ранены) поднялось восстание. Казаки разгромили отряд карателей, убили генерала, атамана, некоторых старшин, разгромили дома ненавистных лиц, уничтожили документы следственной комиссии. Власти в конце мая выслали в Яицкий городок войско во главе с генералом Фрейманом. В июне он вступил в Яицкий городок. 85 наиболее активных повстанцев наказали и сослали в Сибирь, на остальных наложили огромный штраф. Ликвидировали войсковой круг, войсковую канцелярию - центр управления Яицким войском. В домах казаков разместили солдат. (2 с.9)
Казаки притихли, но не смирились. В следующем году они поднимаются под знаменем «императора Петра II Федоровича». В народе стойко держалось представление о Петре III как о народном заступнике. О нем часто вспоминали, надеялись на его возвращение к власти (ходили слухи, что он не погиб, а спасся, скрывается до поры до времени). Таинственная смерть императора вызвала появление под его именем многих самозванцев, причем не только в России, но и в других странах, даже в Индии. В 1771 г. на р. Яик (Урал) вспыхнуло восстание казаков, возмущенных ограничением их старинных вольностей. Восстание было жестоко подавлено, казаков вовсе лишили самоуправления. Волнения среди них продолжались, и в 1773 г. на Яике появился "император Петр III”. Новая вспышка самозванства не была случайна, Петр III был в народе популярен. Староверы были ему благодарны за прекращение гонений. Многие считали, что дворяне убили его за попытку вслед за вольностью дворянской объявить крестьянскую вольность. А слишком быстрые похороны Петра III вызвали слухи, что дворяне по ошибке убили "не того", а сам царь бежал. В разное время появилось около 40 Лжепетров. Самый известный из них — Емельян Пугачев. Он отправился на беспокойный Яик. Ему мешала полная неграмотность, но грамотный казак Почиталин помог ему сочинить первый "Указ":
"Самодержавнаго амператора Петра Федаровича и прочая. Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: когда вы устоити за свое отечество, и не истечет ваша слава казачья. Будити мною жалованы: казаки и калмыки и татары. Во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершин и до устья и землею и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебным правиянтом".(5 с.52)
В ночь на 15 сентября 1773 г. Пугачев вошел в казачий круг из 60 человек
со словами: "Я точно государь. Я знаю, что вы обижены, а напротив, бог
вручает мне царство по-прежнему, то я намерен вашу вольность восстановить".(5 с.51) Почиталин прочел "Указ" — "образец народного красноречия", по словам Пушкина. Он убедил казаков, и они разошлись, чтобы поднять на бунт товарищей. Яицкие казаки, участники восстания 1772 г., охотно откликнулись на его призыв, пошли за ним, хотя многие знали, что он простой казак. В нем привлекало то, что новоявленный «император» обещал восстановить утерянные ими вольности. В сентябре 1773 г. Пугачев появился у Бударинского форпоста, в 5 верстах от Яицкого городка. Высланные против него отряды переходят на его сторону. Под его знамёна отовсюду стекались крестьяне, казаки, башкиры, татары, калмыки. 19 сентября у Пугачева уже 400 казаков. Крепости на Яике одна за другой сдаются почти без боя. Казаки и солдаты присягают "царю", офицеры пытаются сопротивляться, и Пугачев их вешает, хотя они виновны лишь в верности присяге. Войско самозванца, которое непрерывно увеличивалось, разбили на сотни и десятки, приняли присягу, выбрали командиров. Форпосты и крепости чаще всего сдавались без боя, их гарнизоны увеличивали ряды восставших. Пугачев выступает в Илек,
штурмом берет Татищеву крепость, захватывает большие запасы амуниции и продовольствия, пушки и казну. Пугачев подступил к Оренбургу и начал его осаду.(1 с. 18)
5 октября 2,5 тыс. повстанцев осадили Оренбург. К ним присоединились 2 тыс. башкир во главе с Салаватом Юлаевым. Начались штурмы, вылазки из города, сражения под его стенами. Повстанцы не раз наносили поражения военным отрядам, высылавшимся из города. Однажды во время штурма они ворвались на оренбургский вал. Лагерь восставших расположился под Оренбургом в Бердской слободе. Здесь Пугачев и его сообщники создают Военную коллегию высший орган власти и управления всеми военными и гражданскими делами.(1 с.21)
Пугачевские манифесты, призывы к расправам с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли, равенства народов и вер всколыхнули огромные массы людей, русских и нерусских. Откликаясь на пугачевские призывы, многие тысячи людей шли в войско под Оренбург, собирались в отряды, действовавшие в Башкирии и Поволжье, Приуралье и Зауралье. Власти сначала недооценили опасность мятежа, потом впали в панику. Их "разъяснения" к народу о самозванстве "царя", написанные грамотным, но невразумительным канцелярским языком, не убеждали людей. Войско самозванца одну за другой брало крепости на границе со степью. Офицеры и те, кто не признавал «императора», предавались жестокому истреблению. Район восстания быстро расширялся. Тогда-то власти забили тревогу. Против Пугачева двинулись войска. Об «оренбургских замешательствах» узнают в Петербурге. Власти собирают полки и направляют их к Оренбургу. Главнокомандующим императрица назначает генерала В. А. Кара. Он шел к осажденному Оренбургу с северо-запада. С востока, от Верхнеозерной крепости, приближался бригадир Корф. Сибирскому коменданту полковнику П. М. Чернышеву приказали взять Татищеву крепость, чтобы не дать Пугачеву возможности к отступлению и бегству. Командующий сибирскими войсками де Колонг стоял у Орска. Пугачев выслал навстречу Кару казаков во главе с атаманами А. А. Ончинниковым и И.Н. Зарубиным-Чикой. В трехдневном сражении они разгромили войско Кара, часть солдат которого перешла к восставшим. Генерал бежал с поля боя. Через несколько дней то же произошло с отрядом Чернышева.(1 с.30)
Екатерина I назначает вместо Кара нового главнокомандующего генерал-аншефа А. И. Бибикова, опытного военного инженера и артиллериста. Человек умный и способный, он понимал, что сила Пугачева в поддержке народа («не Пугачев важен, важно всеобщее негодование») Самозванец посылает в разные стороны своих помощников, полковников и атаманов. Восстание охватывает все большую территорию - Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Поволжье, Дон. На Урале восстали почти 60 заводов, их работные люди присылали Пугачеву пушки и припасы к ним, вступали в отряды. Отряд И. Арапова занял Бузулук и Самару. Отряд Ф. И. Дербетева захватил Ставрополь на Волге. Повстанцы Салавата Юлаева заняли Стерлитамакскую пристань, затем приступили к Уфе. Туда вскоре подошел по приказу Пугачева Чика-Зарубин. Он получает от «Петра Федоровича» титул «графа Чернышева» осуществляет управление всеми делами, военными и гражданскими, в Башкирии. Отряды повстанцев занимают Сарапул, Красноуфимск, осаждают Кунгур. Грязнов ведет бои под Челябинском, вынуждает де Колонга отступить.Затем восставшие захватили город. И. Н. Велобородов, уральский рабочий, действует с отрядом в районе Екатеринбурга, занимает немало крепостей и заводов. В Западной Сибири восставшие захватывают Курган, осаждают Шадринскидолматов монастырь. Казахи нападают на пограничные крепости и части сибирского корпуса де-Колонга. Но властям удалось переломить положение. Бибиков переходит в наступление. Отряды самозванца терпят поражение, от них освобождаются захваченные ранее города (Самара, Заинск, Мензелинск).(3 с.32)
В Татищевой крепости состоялось генеральное сражение между силами Пугачева и войском генерала Голицына. Во время боя, продолжавшегося
несколько часов, восставшие потеряли более тысячи убитыми.Враги удивлялись тому мужеству, с которым сражались пугачевцы против регулярных войск. Ведь у немногих повстанцев было огнестрельное оружие. Большинство имело самодельные пики, крестьяне приходили к Пугачеву с топорами, вилами, косами, дубьем. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправляли в стан Пугачева пушки, ядра и другое вооружение, однако его по прежнему не хватает. В Оренбургском крае, на Урале, в Башкирии действовали большие отряды сподвижников Е. И.Пугачева — И. Н. Зарубина-Чики, И. Н. Белобородова и др. (4 с.41)
Зимой Пугачев нанес поражение нескольким частям, шедшим на выручку Оренбурга. Части были невелики (шла война с Турцией). Войско Пугачева к весне выросло до 50 тыс. Он разделил войско на полки, сотни и десятки во главе с полковниками, есаулами и хорунжими. Но ружей было мало, подходившие к нему крестьяне вооружались вилами и топорами.
Екатерина назначила командующим генерала Бибикова, в марте 1774 г. он
разбил повстанцев у крепости Татищевой. Пугачев отступил от Оренбурга и снова был разбит. Власти торжествовали победу, но Бибиков умер, а Пугачев, бросив пушки, с остатками войск ушел в горы Урала. Там и в Башкирии он вновь собрал 20 тыс. человек. Среди них было много работных людей и башкир. Пугачев двинулся на запад и 12 июля взял Казань. После этого Пугачев выводит оставшиеся силы из-под Оренбурга. Но под Самарским городком Голицын снова разбивает восставших. Весной 1774 г. повстанцы понесли тяжелые поражения. Пугачев из Оренбургского края ушел на Урал. Здесь к нему примкнули новые отряды восставших. Его армия опять стала грозной силой. Многие заводы с их населением присягнули Пугачеву. Еще шире развернулось движение в Башкирии, где во главе восставших сражались Кинзя Арсланов и юный Салават Юлаев, бесстрашный воин и талантливый поэт. Пугачеву сдалась крепость Магнитная, он занял Ижевский и Воткинский заводы. Всюду вершилась расправа над верными правительству людьми и устанавливалась власть на основе казачьего самоуправления. Но главная армия восставших перестает существовать, многие сподвижники самозванца погибают или попадают в плен. Одновременно Михельсон разгромил войско Зарубина под Уфой. Войска генерала Мансурова освободили от осады Яицкий городок.( 1.с 44)