Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:35, контрольная работа
14 декабря 1825 года Россия в первый раз столкнулась с революционным движением против царского режима. Это было «Восстание декабристов». На самом деле, всем известно, что декабристы потерпели поражение во время организованного ими восстания. Но всё же, роль декабристов в освободительном движении против самодержавия и крепостничества, ни кем не оспаривается. Ведь именно они, как пишут историки, разбудили вольнолюбивый дух нации.
Введение……………………………………………………………………….3
Предпосылки к восстанию………………………………………………….4
Ход восстания………………………………………………………………...5
Последствия восстания……………………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предпосылки к восстанию………………………………………………….4
Ход восстания………………………………………………………
Последствия восстания…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
14 декабря 1825 года
Россия в первый раз столкнулась с революционным
движением против царского режима. Это
было «Восстание декабристов». На самом
деле, всем известно, что декабристы потерпели
поражение во время организованного ими
восстания. Но всё же, роль декабристов
в освободительном движении против самодержавия
и крепостничества, ни кем не оспаривается.
Ведь именно они, как пишут историки, разбудили
вольнолюбивый дух нации. Их имена и судьбы
остались в памяти, а идеи – в арсенале
следующих поколений борцов за свободу,
в частности, это наблюдается в работах
В. И. Ленина. Общеизвестны строки из стихотворения
поэта-декабриста А. И. Одоевского:
Наш скорбный труд
не пропадет,
Из искры возгорится пламя.
Кроме исторических книг в память о декабристах
написано немало и литературных произведений.
Им посвящены труды таких авторов, как
Я. Гордин [1] и др. Литература о декабристах
колоссальна: 12 тыс. названий, т.е. больше,
чем о каком-либо другом явлении российской
дореволюционной истории, кроме войны
1812 г.
Практически все заинтересованные этой темой люди на собственном опыте убеждаются, что не страницы, а сотни книг, многие тысячи статей и документальных публикаций посвящены декабристам. Много изучено, выяснено, уточнено о декабристах и их эпохе. Однако о декабристах есть еще что открывать и исследовать. И дело даже заключается не только в том, что пока еще не выявлены некоторые факты из биографий декабристов, не обнаружены еще многие документы и далеко не полностью введена в научный оборот обширная переписка декабристов. Но и в том, что историческая наука в своем развитии поставила новые исследовательские проблемы. Например, о месте декабристов в общемировом революционном процессе, преемственности революционных поколений и о роли революционных традиций, а также выявила новые аспекты и подходы исследования старых, казалось бы, «исхоженных» вопросов и проблем об эпохе декабристов и истоках их революционности.
История декабристского движения
– одна из любимых и наиболее разрабатываемых
тем отечественных историков. Значительно
возрастает интерес к декабристам и у
массового читателя. «Декабристская тема»
нашла широкое отражение в художественной
литературе, в музыке, в изобразительном
искусстве. Благородные идеалы и высокие
нравственные ценности декабристов, значение
их революционного подвига непреходящи.
Они всегда будут вызывать живейший интерес
нашей общественности, вдохновлять деятелей
литературы и искусства на создание художественных
произведений о них. Тема восстания декабристов
интересна историкам и потому, что инициаторами
этого восстания были представители элитного
сословия России. Они понимали, что изменить
что-либо в стране по силам только дворянству,
представителям высшего света. В простом
народе не было осознания проблемы в целом,
не было общей движущей силы, которая смогла
бы направить его. Велик интерес к декабристам
за рубежом. В последние десятилетия ХХ
века там опубликовано немало специальных
исследований и популярных работ, художественных
произведений и сборников основных документов
о декабристах.
Предпосылки к восстанию
По мнению А. С. Орлова, В. А. Георгиева
и их соавторов [3], зарождение движения
дворянских революционеров обусловливалось
как внутренними процессами, происходившими
в России, так и международными событиями
первой четверти XIX в.
Главная причина – понимание лучшими
представителями дворянства, что сохранение
крепостничества и самодержавия гибельно
для дальнейшей судьбы страны. Существовавший
строй усугублял отставание России от
развитых европейских стран, препятствовал
модернизации ее экономики, порождал неизбежность
социальных потрясений. Рабское состояние
основной массы населения было унизительным
для страны.
Не менее важной причиной являлось разочарование, потеря иллюзий относительно либерализма Александра I. В 1815 – 1825 гг. он проводил реакционный внутри- и внешнеполитический курс и с помощью А. А. Аракчеева создал в России военно-полицейский режим.
Мощным побудительным фактором стали отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813 – 1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить.
Основные свои идеи они черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в конце XVIII – начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.
Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П. И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял «везде умы клокотать». «Что ни почта, то революция», - говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен – в основном представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса. Борясь против самодержавия и крепостничества, они неосознанно отстаивали буржуазный путь развития. Поэтому их движение имело объективно буржуазный характер.
Таким образом, указанные предпосылки
стали мощным толчком в борьбе против
самодержавно-крепостнического режима
в России и стремлении декабристов в его
изменении.
Ход восстания
10 ноября 1825 года
Александр I, находясь в Таганроге и будучи
тяжело больным, отдал приказ об аресте
выявленных членов тайного общества декабристов.
Однако последовавшая 19 ноября смерть
императора несколько отсрочила начало
репрессий. Вместе с тем она ускорила выступление
декабристов, которые решили воспользоваться
создавшимся междуцарствием.
Известие о смерти Александра I пришло в Петербург 27 ноября. Сына у него не было (а две его дочери, Мария и Елизавета, умерли в младенчестве). По закону о престолонаследии 1797 г. на престол должен был вступить следующий по старшинству его брат Константин. Но Константин, заключивший в 1820 г. морганатический брак с польской графиней Иоанной Грудзинской (получившей титул княгини Лович), по правилам престолонаследия не мог передать престол своим потомкам, а в 1823 г. по настоянию Александра I отказался и от своих прав на престол. Однако акт об отречении Константина и манифест о передаче престола Николаю Павловичу Александр I решил сохранить в тайне. Когда стало известно о смерти Александра, войска, правительственные учреждения и население присягнули Константину. Принес ему присягу и сам Николай. Однако Константин, не принимая престола, не желал и формально отрекаться от него. Причины такого поведения Константина – одна из исторических загадок. Возникла ситуация междуцарствия.
Известие о смерти Александра I, полученное в Петербурге, застало членов Северного общества врасплох. В тот же день на совещании у Рылеева было решено, что если Константин примет престол, то надлежит объявить всем членам общества о его формальном роспуске «и действовать сколько возможно осторожнее, стараясь в два или три года занять значительнейшие места в гвардейских полках». Между тем в Петербурге стали распространяться упорные слухи о том, что Константин отказывается от престола, который переходит, таким образом, к Николаю. У членов Северного общества вновь «появилась надежда на немедленное выступление», используя в качестве предлога верность присяге Константину. 10 декабря уже точно стало известно о готовившейся «переприсяге». Начались ежедневные совещания у К. Ф. Рылеева, С. П. Трубецкого и Е. П. Оболенского, где разрабатывались различные варианты выступления.
Выступление назначили на 14 декабря – день, когда предстояло присягать Николаю Павловичу. Накануне на квартире Рылеева после продолжительных и горячих обсуждений был выработан окончательный план восстания. Декабристы решили вывести восставшие войска на Сенатскую площадь и принудить Сенат объявить введение конституционного правления. Они хотели использовать Сенат как наиболее авторитетный орган государственного аппарата, чтобы придать «законную» форму государственному перевороту. Предполагалось захватить Петропавловскую крепость, Зимний дворец, арестовать царскую семью. «Диктатором» (командующим восставшими войсками) был избран С. П. Трубецкой как «старший по чину» (он был полковником гвардии), а «начальником штаба» Е. П. Оболенский.
От имени Сената предполагалось обнародовать «Манифест к русскому народу», в котором бы провозглашались: «уничтожение бывшего правления», ликвидация крепостной зависимости крестьян, рекрутчины, военных поселений, телесных наказаний, отмена подушной подати и податных недоимок, сокращение солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнение в правах всех сословий, введение выборности центральных и местных органов власти, суда присяжных с гласным судопроизводством, свобода слова, занятий, вероисповеданий. По разработанному декабристами плану сразу же после восстания власть в стране вручалась Временному революционному «правлению», в которое предполагалось ввести наиболее авторитетных государственных и военных деятелей: М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова, А. П. Ермолова, П. Д. Киселева. От тайного общества в него вводился Г. С. Батеньков. Через три месяца после восстания предполагалось созвать Великий собор, который должен был играть роль Учредительного собрания. В состав его должны были быть избраны по два представителя каждого сословия от каждой губернии. Великому собору предстояло определить «тот образ правления, который общим мнением признается полезнейшим и для всех благодетельным», и принять соответствующую конституцию.
Настало утро 14 декабря. Члены тайного общества уже находились в своих воинских частях и вели агитацию против присяги Николаю I, во имя сохранения верности законному императору Константину. К 11 часам утра первыми на Сенатскую площадь были введены Александром и Михаилом Бестужевыми и Д. А. Щепиным-Ростовским 800 солдат лейб-гвардии Московского полка, которые были построены в каре (четырехугольник) около памятника Петру I. Вокруг памятника и каре была поставлена заградительная цепь солдат. К часу дня к солдатам Московского полка присоединились матросы Гвардейского экипажа под командой капитан-лейтенанта Николая Бестужева (старшего брата А. и М. Бестужевых). Вслед за ними на площадь прибыл лейб-гвардии Гренадерский полк, который привели поручики Н. А. Панов и А. Н. Сутгоф. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат и матросов при 30 офицерах. Некоторые из офицеров не были членами тайного общества и примкнули к восстанию в последний момент. Они ждали подхода других воинских частей, а главное – диктатора восстания – С. П. Трубецкого, без распоряжений которого восставшие не могли самостоятельно действовать. Однако он не явился на площадь, и восстание осталось без руководителя. Трубецкой еще накануне проявил колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, сыграло роковую роль в день 14 декабря. Участники восстания оценили это как «измену». Вследствие этого, план восстания, выработанный накануне, рушился. Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались, поэтому принимать «манифест к русскому народу» было попросту некому, не реализовались также планы по захвату Зимнего дворца и семьи Николая I.
Впрочем, было немало и других причин, послуживших неуспеху восстания. Руководители с самого начала совершили массу ошибок, которые нарушили весь план. В первую очередь, они не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей и захватить уже утром Петропавловскую крепость, Сенат, Зимний дворец, помешать присяге Николаю I в полках, в которых шло брожение. Во-вторых, они не проявили никакой активности в ходе восстания, ожидая подхода и присоединения к ним других частей. Перед разгромом восстания у них была вполне реальная возможность захватить те несколько легких орудий, которые были Николаем I подтянуты к площади и по сути дела решили печальный исход восстания. Также они не обратились за содействием к собравшемуся на площади петербургскому люду, который явно выражал им сочувствие и готов был к ним присоединиться.
До того как были стянуты к месту восстания правительственные войска, Николай I попытался воздействовать на восставших уговорами. К ним он направил генерал-губернатора Петербурга М. А. Милорадовича. Популярный герой Отечественной войны 1812 г., он попытался своим красноречием поколебать солдат, и его миссия чуть было не увенчалась успехом, если бы он не был смертельно ранен П. Г. Каховским выстрелом из пистолета. «Уговаривать» солдат были посланы петербургский митрополит Серафим и киевский митрополит Евгений. Восставшие весьма невежливо попросили их «удалиться».
К 15 часам декабристы новым руководителем восстания избрали Е. П. Оболенского, но время было упущено. Пока шли уговоры, Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат пехоты и 3 тыс. конных. Дважды конная гвардия атаковала каре восставших, но всякий раз их атаки останавливались беглым ружейным огнем. Впрочем, восставшие стреляли вверх, да и сами конногвардейцы действовали нерешительно, проявляя солдатскую солидарность. И остальные правительственные войска колебались. От них к восставшим приходили парламентеры и просили «продержаться до вечера», обещая к ним присоединиться. Николай I, опасаясь, что с наступлением темноты «бунт мог сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Несколько картечных выстрелов в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было разгромлено. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь. В течение нескольких дней и ночей Петербург имел вид завоеванного города. По главным его улицам разъезжали конные патрули. У Зимнего дворца, резиденции царя, были поставлены пушки: Николай I и его придворные опасались повторения «бунта».
Всего шесть часов длилось восстание, но это было вызовом самодержавию. «Глас свободы раздавался не долее нескольких часов, но и то приятно, что он раздавался», - писал в своих показаниях Следственному комитету участник восстания Г. С. Батеньков.