Военные реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является показать необходимость проведения петровской военной реформы, причины возникновения и её значимость для русского государства.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ стр. 2


II. СОЛДАТЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО стр. 4


III. ФЛОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО стр. 15


IV. ТАБЕЛИ О РАНГАХ стр. 19


V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 22


VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ стр. 24

Файлы: 1 файл

СОЛДАТЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

        

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ: 

     

      I. ВВЕДЕНИЕ                                                   стр. 2 

    II.  СОЛДАТЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО             стр. 4 

    III. ФЛОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО                       стр. 15 

    IV. ТАБЕЛИ О РАНГАХ                                стр. 19 

    V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                         стр. 22 

    VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

               ЛИТЕРАТУРЫ                                      стр. 24 

          
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       I.   ВВЕДЕНИЕ. 
 
 

    Мы  склонны думать, что Петр I и родился с мыслью о реформе, считал её провиденциальным призванием, своим историческим назначением.

    Между тем у самого Петра долго не заметно такого взгляда на себя. Его не воспитали в мысли, что ему предстоит править государством, подлежащему полному преобразованию.

    Он  вырос с мыслью, что он царь, и  притом гонимый, и что ему не видеть власти, даже не жить, пока у власти его сестра со своими Милославскими. Игра в солдаты и корабли была его детским спортом, внушённым толками окружающих.

    Но  у него рано пробудилось какое-то предчувствие, что когда он вырастет и начнёт царствовать на самом  деле, ему прежде всего понадобятся  армия и флот, но на что именно понадобятся, он, кажется, не спешил отдать себе ясный отчёт в этом. Лишь со временем, с обнаружением замыслов Софьи, он стал понимать, что солдат ему нужен против стрельца, сестриной опоры. Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя предварительными соображениями и отдалёнными планами, и всё, что он делал, он как будто считал своим текущим очередным делом, а не реформой: он и сам не замечал, как этими текущими делами он всё изменял вокруг себя – и людей и порядки. Даже из первой заграничной поездки он вёз в Москву не преобразовательные планы, а культурные впечатления с мечтой всё увиденное за границей завести у себя дома и с мыслью о море, т.е. о войне со Швецией, отнявшей море у его деда.

    Война привела его и до конца жизни  толкала к реформам. Обычно война – тормоз реформы, требующей мира. Здесь же действовало иное соотношение: война с благополучным исходом укрепляла сложившееся положение, наличный порядок, а война с исходом непристойным вызывала общественное недовольство, вынуждавшее у правительства более или менее решительную реформу, которая служила него своего рода переэкзаменовкой.

    Петр  I попал в соотношение внешних столкновений с внутренней работой государства над собой, над самоустранением. При нём война является обстановкой реформы, даже более – имела органическую связь с его преобразовательной деятельностью, вызвала и направляла её. Война при Петре I стала школой реформы, как и называл её сам Петр.

    Но  и при нём сказывалось это  неестественное соединение взаимно  противодействующих сил: война оставалась тормозом реформы, а реформа затягивала войну, вызывая глухое народное противодействие и открытые мятежи, мешавшие собрать народные силы для окончательного удара врагу.

    В таком замкнутом кольце противоречий пришлось Петру I вести своё дело.

    Целью данной работы является показать необходимость проведения петровской военной реформы, причины возникновения и её значимость для русского государства.      
 
 
 

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           II.   СОЛДАТЫ  ПЕТРА  ВЕЛИКОГО. 
 

    От  своих предшественников Петр Великий унаследовал большую военную силу. Московское государство XVII в. было в состоянии выставить в поле армию более чем в 200.000 человек. Но эта громадная по тем временам армия была очень неоднородна по своему составу и обучению. Главную массу её образовало ополчение служилых людей, которые жили на данной им от государства « для службы » земле и по призыву правительства должны были идти в поход на конях и в вооружении, какое соответствовало по особой росписи количеству той земли, какая давалась данному лицу « для службы ».

    Ядро  московского войска являлось собственно ополчением и совершенно не походило на регулярную армию. Сын служилого  человека должен был стать с возрастом  тоже служилым человеком. Каждый воин шёл в поход и содержал себя в войске на свои собственные средства; никакой учебной выправки и однообразного вооружения у этого войска не было. Начальники этого войска занимали свои места не по заслугам, а по породе.

    Затем, служилые люди были поселены особенно густо ближе к тем окраинам государства, которым в то время особенно угрожали враги – крымские татары и Польско-Литовское государство, т.е. служилые люди жили больше по южной и западной границе государства. В XVII в. начинается война со Швецией и особенное значение приобретает как раз менее густо населённая служилыми людьми северо-западная граница. В связи с этим, русское войско не могло бать достаточно быстро сосредотачиваемо здесь и потому часто терпело поражения.

    Все эти недостатки в устройстве своей  вооружённой силе московское правительство очень и очень осознавало. Ещё в первые времена Московского государства в подмогу служилому ополчению правительство стало заводить отряды более постоянно служившей и обучавшейся своему делу пехоты и артиллерии. Это были полки стрельцов и отряды пушкарей и затинщиков. Устройство стрелецкого войска было, однако, таково, что и они, проживая в мирное время по своим слободам и занимаясь ремеслами и мелкой торговлей, больше были похожи на поселённое ополчение, чем на регулярное войско. К тому же и обучение этого войска было поставлено очень слабо с военной точки зрения. При встречах с лучше обученными войсками шведов, русские, если не подавляли численностью, всегда должны были отступать.

    Московское  правительство подметило и это  обстоятельство, и уже со времён Василия III, не чуждалось нанимать на свою службу целые отряды иноземной пехоты. Сначала эти отряды играли только роль почётного конвоя при особе государя, но со времён смуты, когда особенно рельефно в борьбе с поляками и шведами стали сказываться недостатки московского войска, отряды наёмных служилых иноземцев начинают входить в русское войско как составная и деятельная его часть. Правительство царя Михаила сделало первый опыт найма на русскую службу больших отрядов иноземцев. В 1631 году, ожидая войны с Польшей, московское правительство отправило в Швецию полковника Лесли для найма 5.000 солдат – пехотинцев. В то же время полковник фон-Ден должен был « нанять регименты добрых и учёных солдат » в Дании, Голландии и Англии. Стольнику Племянникову и подъячему Аристову поручено было купить в Швеции 10.000 мушкетов и 5.000 шпаг. Относясь подозрительно к католикам, московское правительство не хотело принимать их на службу, и полковнику Лесли, между прочим, предписывалось нанимать солдат шведского государства и других государств, кроме французских людей, а « францужан и иных, которые римской веры, никак не нанимать ».

    Но  так как наём иностранцев на службу стоил очень дорого, а на безусловную  верность наёмников положиться было не всегда возможно, и сюрпризы в роде перехода иноземцев к неприятелю, были с их стороны всегда возможны, московское правительство пришло к мысли набрать несколько пеших и конных полков из беспоместных и малопоместных служилых людей и обучить их иноземному строю под руководством иностранных офицеров. Таким образом в русском войске появились полки иноземного строя.

    Вместе  с устройством полков иноземного строя, во второй половине XVII в., был изменён и набор войска и устройство командования. При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681 г. была составлена комиссия из выбранных из всех служилых чинов людей, под руководством князя В.В. Голицына. Эта комиссия должна была изменить устройство армии Московского государства согласно « новым в деле ратном вымыслам, какие объявились от неприятелей в бывших войнах ». Комиссии предлагалось всё устаревшее для военного дела заменить новым и лучшим, а что представлялось по опыту войны хорошим, оставить без изменения. Комиссия прежде всего предложила расписать всех ратных людей на роты и назначить в них офицеров из служилых людей, т.е. не обращая внимания на местнические счёты знатных фамилий. С этих пор как бы знатен не был человек, он должен был подчиняться хоть и не знатному, но более опытному и знающему старшему офицеру.

    Введение  войск иноземного строя изменило и сам состав армии: она перестала быть сословной в своей основе.

    В солдатские полки нельзя было набирать одних только служилых людей –  помещиков; от солдат требовалась постоянная служба и постоянное упражнение в военном деле. Их нельзя было отпускать домой в мирное время и созывать только в военное. Поэтому солдат в иноземные полки стали набирать тем же способом, как впоследствии рекрутов, брали, например, с крестьянина, у которого было два взрослых сына – одного, а у которого были три, четыре – двоих.

    Таким образом Петр от своих предшественников получил армию, если и не удовлетворявшую всем требованиям тогдашней военной науки, то, во всяком случае, уже приспособленную для дальнейшего переустройства.

    В своих « потешных » сёлах Петр устроил два полка – Преображенский и Семёновский – уже совершенно по иноземному образцу. К 1692 г. эти полки были сформированы и обучены. Во главе первого стоял полковник Юрий фон-Менгден, а полковником второго был назначен Иван Чамберс,      

« родом москвич  шкотской породы ».

    По  образцу этих полков стали формироваться и другие, и уже в первый азовский поход Петр ведёт четыре регулярных полка – Преображенский, Семёновский, Лефортовский и переустроенный по новому старый Бутырский.

    Готовясь  к войне со Швецией, Петр велел  в 1699 г. произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранных солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал Петру 25 новых пехотных полка и 2 кавалерийских – драгунских. Вся эта армия, состоявшая из 33 полков, численностью 35 – 40 тыс. человек, была разделена на 3 корпуса или « генеральства »: Головина, командовавшего Преображенским и Семёновским полками, Вейде и князя Репнина.

    Новобранные полки ежедневно, за исключением  праздников, упражнялись в военном  деле по особому артикулу, составленному Головиным и исправленному царём. В предметы обучения входили : неразрывный строй, ровный шаг, стрельба ротами и отделениями, атака с примкнутыми багинетами ( штыками ), строгое и безусловное повиновение командам, причём за непослушание грозило виновному жестокое наказание.

    Полки были обмундированы по образцу тогдашней  немецкой пехоты в суконные кафтаны  по большей части тёмно-зелёного цвета, на голове солдаты носили низкие треугольные шляпы.

    Снабжением  армии занималось особое правиантское ведомство под руководством окольничьяго Семёна Языкова. Во главе военного суда был князь Долгорукий. Артиллерией заведывал царевич Имеретинский, учившийся артиллерийскому делу в Гаге.

    После поражения под Нарвой ( 21 ноября Карл торжественно вступил в Нарву ), одновременно с укреплением границ шло пополнение, переустройство и обучение армии. От нарвского погрома сохранилось генеральство Репнина. С потерями, но в порядке ушла из-под Нарвы гвардия. В меньшем порядке и почти без оружия пришло генеральство Вейде.

    Петр  считал потери под Нарвой около 6.000 человек. Новый рекрутский набор  должен был покрыть этот изъян. Под  Нарвой гибель всего дела началась с паники среди дворянской конницы  Шереметьева, занимавшей выгодное положение : частью с фланга, а частью в тылу шведов. Карл боялся её движения и в наступление перешёл только тогда, когда удостоверился в бегстве русского отряда.

    Регулярной  кавалерии у Петра было очень  мало, и потому значительную часть  нового набора он решил использовать на устройство десяти новых драгунских полков. После поражения под Нарвой нужно было делать новую артиллерию. Нужен был металл. Его мало, и в добавление к имеющимся запасам Петр приказывает со всего государства, со знатных городов, с церкви собрать часть колоколов на пушки и мортиры.

    За  время войны со шведами устраивалась и вырабатывалась в стройную военную  силу новая русская армия. Эта армия является уже постоянной и регулярной, и в ней без различия сословий обязаны служить все люди российского государства. Одновременно с созданием самой армии вырабатывалось и управление этой военной силой страны, создавались учреждения, ведавшие хозяйством войска, заботившиеся о боевой подготовке солдат и офицеров, об обмундировании и снаряжении.

    Пехотный  полк петровских времён состоял из двух батальонов по четыре роты в каждом, только гвардейские полки имели по четыре батальона. Рота делилась на четыре плутонга. Во главе роты стоял ротный командир, он должен был воспитывать свою роту в военном отношении. Кроме командира, в роте было ещё четыре офицера : капитан- поручик, подпоручик, прапорщик и подпрапорщик. Капитан-поручик был помощником капитана-ротного и должен был обо всём ежедневно докладывать последнему. Подпоручик не имел никаких особых обязанностей в роте. Прапорщик обязан был нести в строю знамя и должен был посещать «немощных » и ходатайствовать за нижних чинов, провинившихся в чём-либо. Подпрапорщик мог заменять прапорщика.

Информация о работе Военные реформы Петра 1