Внутренняя и внешняя политика Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2010 в 09:13, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

Ющенко Виктор Андреевич внутрення и внешняя политика.doc

— 68.73 Кб (Скачать файл)

     В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская  академия - первое высшее учебное заведение  в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я.Уланов писал: "Новым в постановке культурного  вопроса при Петре Великом  было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в  области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых  проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению  к широким массам народа". Важнейшим  этапом в проведении реформ стало  посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много  молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным  образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в  Москве, в Сухаревой башне открывается  Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы  был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.   Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки. 

       Происходили важные изменения  в быту российских дворян, переделавшие  российское дворянство "по образу  и подобию" европейского. В  1717 г. выходит книга "Юности  честное зерцало" - своего рода  учебник этикета, а с 1718 г.  существовали Ассамблеи - дворянские  собрания по образцу европейских.  Однако нельзя забывать о том,  что все эти преобразования  исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны  как для высших, так и для  низших слоев общества. Насильственный  характер некоторых из этих  преобразований внушал отвращение  к ним и вел к резкому  неприятию остальных, пусть даже  самых прогрессивных, начинаний.  Петр стремился сделать Россию  европейской страной во всех  смыслах этого слова и придавал  большое значение даже самым  мелким деталям процесса.

  Сближение с Западом проявлялось в заботах  правительства о том, чтобы русский  человек и внешним видом напоминал  европейца. На следующий день после  приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника — велел принести ножницы и  самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак — своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) — огромные по тому времени деньги.

  Борьба  шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого  посольства» состоялось шуточное освящение  Лефортова дворца. Многие гости прибыли  на пир в традиционной русской  одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с  длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой  тульей и бархатным верхом завершали  наряд знати (такой наряд был  совершенно неудобен для работы). В  тот день царь вновь шокировал  многих знатных людей, собственноручно  взяв ножницы и начав укорачивать  рукава.

  В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского  платья (кафтана), а в следующем  году было запрещено носить русское  платье, его изготовление и продажа  карались законом, предписывалось носить немецкую обувь — сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного — старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

  Пособием  для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения  светского человека, избегающего  дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских  светских манер. Основная мораль данного  произведения: молодость — подготовка к службе, а счастье — следствие  прилежной службы. Дворянскую честь  следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь  только защищая Отечество.

  Перемены  в быте и нравах высших кругов проявлялись  в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены  «ассамблеи», которые становились  обязательными для дворян в городах  и сочетали в себе отдых и деловое  общение.

  Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство — не грех, а признак избранности Богом. Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

  Петровские  реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам  и последствиям. Однако они не могли  обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

 

      3 Внешняя политика Петра I 

     3.1 Великое посольство 

     Идея «Великого посольства» (март 1697 — август 1698 г.) формально имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию1.

     Кроме переговоров и выяснения расстановки  сил в Европе, Петр много времени  посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной  техникой, различными сторонами жизни  европейских стран. Он посещал верфи  и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотника-корабела. Построенный при участии царя корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию. «Великие послы» активно стремились наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами2.

     Между тем отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и вскоре (14 января 1699 г.) России, как и другим странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на перемирие, заключенное в Карловцах. Одновременно Петр убедился, что антитурецкая коалиция распалась, но сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701—1714) —борьбой за обширные владения в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла II. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

     Летом 1698 г. Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне район города Истры под Москвой). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города. Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре (1704). 

        3.2 Северная война  

     Основным  направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала  борьба за выход к Балтийскому  морю, а ее содержанием явилась  длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700—1721). Однако, не отрицая столь  серьезного и масштабного предприятия, как занятие русскими Прибалтики, следует сразу сделать одно немаловажное уточнение: Россия сражалась с державой, находившейся не в расцвете лет, а  скорее на закате. Мощь Швеции была уже  непоправимо подорвана и участием в тридцатилетней войне (163—1648) и  рядом крупных потерь в воинской силе и военном флоте, понесенных во второй половине XVII в. от Польши.

     Заключив  перемирие с Турцией (1700), Россия в союзе с Саксонией, ее курфюрст Август II был одновременно польским королем, и Данией (так называемый Северный союз) объявила в 1700 г. войну Швеции. Однако небольшое шведское государство оказалось гораздо лучше готово к войне, чем его соперники. Во главе его армии стал молодой король Карл XII, замечательный полководец. В 1700 г. Карл, высадив под Копенгагеном десант, вынудил Данию капитулировать; после этого он перебросил войска в Прибалтику, атаковав с тыла русскую армию, безуспешно осаждавшую Нарву. Во время Нарвского сражения Петру было 28 лет, его противнику Карлу XII — 18 лет, у Петра было 35 тысяч солдат, у Карла —8 тысяч. И все же накануне битвы струсивший Петр покинул свою армию, доверив ее авантюристу графу де Круа, который в разгар битвы сдался шведам вместе с остальными иностранными проходимцами, командовавшими войсками Петра. Сколько же необходимо было войск для победы над 8-тысячным отрядом Карла XII. Ведь Петр и так имел воинов больше, чем Карл, в пять раз. Под Нарвой ведь были хваленые петровские войска. Северная война началась через 11 лет после восшествия Петра на престол. Этот срок совершенно достаточный, чтобы улучшить армию, при отце Петра окончательно добившую Польшу. И где, наконец, хваленый военный и организационный гений Петра?

     Страшное  поражение поставило Россию на грань  катастрофы. Ценой неимоверных усилий создавались новые полки, офицерские кадры, укреплялись города. В условиях нехватки металла в переплавку шли церковные колокола. В 1704 г. власть в Польше перешла в руки шведского ставленника Станислава Лещинского, а в 1706 г. Карл вынудил польского короля Августа II к капитуляции и выходу из Северного союза. Россия осталась в одиночестве, лишившись последнего союзника. В 1708 г. главные силы шведской армии двинулись на Москву. Были заняты Минск, Могилев. Русская армия отступала. Однако идти далее на Смоленск и Москву Карл не решился. Он отвел армию на Украину, где, рассчитывая на поддержку изменника Ивана Мазепы, предполагал провести зиму, соединившись с шедшим к нему из Прибалтики с большим запасом боеприпасов и продовольствия корпусом генерала Левенгаупта. Однако этим планам не суждено было сбыться. 28 сентября 1708 г. у деревни Лесной (близ Могилева) корпус Левенгаупта был перехвачен и разбит отрядом Шереметьева (а вовсе не Петром I). В результате сражения у Лесной Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Одновременно расчет Карла XII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины И. Мазепы не оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

     Утром 27 июня 1709 г. произошло сражение между войсками Петра I и Карла XII под Полтавой (Полтавская битва) вовсе надо сказать не грандиозное или того хуже эпохальное, тиражируемое в отечественной историографии. С русской стороны в Полтавском сражении участвовало непосредственно лишь десять тысяч солдат (и еще тридцать тысяч стояли в резерве). У шведов — шестнадцать тысяч. Против четырех шведских орудий были выставлены семьдесят два русских (а по другим данным — сто двенадцать). Нужно подчеркнуть, что речь идет о свежих русских частях и предельно измотанных шведских, которые действовали на враждебной им территории, не получая ни подкреплений, ни провианта, ни боеприпасов. Не зря В.О. Ключевский, которого никак нельзя заподозрить в русофобии, так и писал: «Стыдно было бы проиграть Полтаву... русское войско, им (Петром) созданное, уничтожило шведскую армию, т.е. 30 тысяч отощавших, обносившихся, деморализованных шведов, которых затащил сюда 27-летний скандинавский бродяга».

     Казалось, наступило время для решительного удара по Швеции, но его не произошло. «У Петра зародился спорт, — пишет Ключевский, — охота вмешиваться в дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам немецкого мира, Петр втягивается в придворные дрязги и мелкие династические интересы огромной феодальной паутины. Ни с того, ни с сего Петр впутался в раздор своего мекленбургского племянника с его дворянством, а оно через братьев своих... поссорило Петра с его союзниками, которые начали прямо оскорблять его». Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов друзьями, и он опять начал бросаться из стороны в сторону, едва не был запутан в замысел свержения ганноверского курфюрста с английского престола и восстановления Стюартов. Когда эта фантастическая затея вскрылась, Петр поехал во Францию предлагать свою дочь Елизавету в невесты малолетнему королю Людовику XV… Главная задача, стоявшая перед Петром после Полтавы решительным ударом вынудить мир у Швеции, разменялась на саксонские, мекленбургские и датские пустяки, продлившие томительную девятилетнюю войну еще на 12 лет. Кончилось это тем, что Петру... пришлось согласиться на мир с Карлом XII. «Петр обязался помогать Карлу XII вернуть ему шведские владения в Германии, отнятию которых он сам больше всех содействовал и согнать с польского престола своего друга Августа, которого он так долго и платонически поддерживал» 3.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Петра 1