Внешняя политика России при Иване IV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является внешняя политика государства Российского, а предметом исследования является его дипломатическая служба.
Целью данной работы является исследование становления и развития дипломатической службы.
Задачи данной работы:
Выделение основных этапов развития дипломатической службы, их временных рамок.
Выделение основных закономерностей развития дипломатической службы, ее направлений.
Анализ характера дипломатических сношений на протяжении исторического периода (XV-XVI вв.)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I.Возникновение Московского государства при Иване III
§1. Софья Палеолог и её влияние на Ивана III…………………….6
§2. Боярская дума и первые приказы……………………………….9
Глава II. Внешняя полтика России при ИванеIII
§1. Стояние на р.Угре и освобождение от власти орды………….13
§2. Противостояние с Великим княжеством Литовским…………16
§3. Отношения с татарскими ханствами..............................................19
Глава III. Внешняя политика России при Иване IV
§1. Учреждение Посольского приказа……………………………..25
§2. Присоединение Казанского, Астраханского ханств………….28
§3. Борьба за выход к Балтийскому морю………………………....32
§4. Установление дипломатических отношений с Англией……...35

Заключение…………………………………………………………………43

Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

Возникновение дип службы в России.docx

— 93.85 Кб (Скачать файл)

Весной 1558 года речь шла уже  не о разведывательных действиях. Русские  войска не намерены были ограничиваться набегом на страну. В задачи русского командования входило планомерное  подчинение территории противника и  закреплении её за собой. В полном соответствии с этим главные удары  были направлены сначала на Нарву, затем  на Дерпт(Тарту). Нарва сдалась русским 11мая. А уже 19 июля пал Дерпт.

Таким образом в результате военных действий весной и летом 1558 года в руках русских оказалась вся восточная часть Эстонии. Русское государство получило необходимый ему выход балтийское море45.

  В ходе Ливонской  войны особенное значение приобретал  вопрос о защите русской торговли  на Балтийском море. Рассчитывая  насильственными мерами парализовать  русскую морскую торговлю с  Западом, Польша, а за нею и Швеция прибегли к обычному в те времена средству уничтожения торговли на море – к корсарству.

Все океаны и моря того времени  были полны пиратами, которые охотно нанимались на службу к различным  правительствам. Поступая на такую  службу, корсары получали специальное "каперское свидетельство" (или  патент) и тем самым приобретали  право легального существования. Иван Грозный также завел для защиты берегов Балтийского моря каперский  флот, возглавлявшийся главным капером  Карстеном Роде.

Появление в Балтийском море каперского флота, действовавшего от имени  правительства Ивана Грозного, вызвало  чрезвычайное смятение в Швеции, Германии и других прибалтийских странах, хотя этот флот и существовали очень  короткое время.

  О том, что Иван IV, помимо создания каперского флота, намеревался серьезно закрепиться на берегах Балтийского моря, свидетельствует и его попытка овладеть Ревелем (Таллином), крупным торговым портом и мощной морской крепостью. Овладение этим городом, захваченным после распада Ливонского ордена Швецией, означало не только изгнание опасного противника с южных берегов финского залива, но и получение укрепленной базы для каперского флота. Однако семимесячная осада Ревеля с суши не привела к желаемому результату46. Оборонительные средства Ревеля оказались слишком мощными, к тому же к городу все время подвозили подкрепления и все необходимое морем.

  Долголетняя Ливонская война потребовала напряжения всех сил Русского государства. С 1578 г. военные действия приняли неблагоприятный оборот для русской армии, хотя продвижение польско-литовской армии и было остановлено у стен героически оборонявшегося Пскова.

 Длительная война,  продолжавшаяся четверть века, закончилась  перемирием с Польшей (1582 г.) и  со Швецией (1583 г.), крайне невыгодным  для России, потерявшей не только  все приобретения, сделанные в  Ливонии, но и южное побережье Финского залива с русскими городами Ям (ныне Кингисепп), Копорье и Ивангород. Россия была отрезана от Балтийского моря47.

В результате неудачи Ливонской  войны в районе Балтийского моря сложилась совершенно новая политическая обстановка. Обстановка эта была тяжелой  для Русского государства. Она препятствовала его нормальному экономическому развитию. Но русский народ не отступил перед лицом трудностей. Через  полтораста лет в итоге тяжелой  борьбы Русское государство сумело разрешить в необходимых для  него масштабах балтийский вопрос, именно в тех масштабах, в которых  он был поставлен Иваном Грозным  в XVI веке. Заслуга русских государственных деятелей заключается в том, что они впервые сформулировали в полном объеме этот важнейший вопрос русской внешней политики.

 

§3. Установление дипломатических отношений с  Англией.

Историю русско-британских дипломатических и торговых отношения принято отсчитывать от середины XVI века, с того момента, когда путешественник Ричард Ченслер был принят в Москве Иваном Грозным. 

  Итак, после прибытия Ченслера в Москву в 1553 г. между Русским и Английским государствами установились регулярные торговые и дипломатические связи.

Русское государство не имело  возможности вести торговлю со странами Западной Европы через Балтийское море. В этих условиях приобретала важное значение связь России с Англией беломорским путём. Факты свидетельствуют, что Иван Грозный покровительствовал развитию русско-английской торговли. Он даровал купцам английской Московской компании право свободного въезда, передвижения и беспошлинной торговли в русских землях.

Английские купцы и  дворяне, члены Московской компании, преследовали цели подчинения русского рынка и установления через Россию непосредственных торговых связей с  Ираном, Средней Азией и Индией по Волжскому пути.

В 1560-х годах начинаются разногласия по вопросам англо-русской  торговли.

В 1566 г. Дженкинсон снова приехал в Россию. Его приезд был вызван непредвиденными осложнениями для английских купцов в России, возникшими в связи с деятельностью Р. Барберини, голландского торговца, конкурента англичан. Барберини предъявил поддельную грамоту от Елизаветы и подталкивал царя лишить Московскую компанию привилегий. Дженкинсон вез настоящую грамоту от Елизаветы, но его переговоры с царем проходили теперь в ином направлении.48

В конце 60-х годов, в трудный  для России момент Ливонской войны, в связи с усилением опасности  со стороны польского короля Сигизмунда, Иван Грозный стремился приобрести союзников в Европе против Габсбургов, оказывавших скрытую поддержку  его противникам. У царя возникла мысль о «вечном докончанье», т.е. союзе с Англией. Тем более, что в 1567 г. англичанам были предоставлены новые торговые привилегии (например, торговать в Казани, Шемахе, Булгарии) и провозглашалось, что ни одно государство, кроме Англии, не может использовать русские гавани в Белом море.

Платой за эти уступки, по замыслу Ивана Грозного, должен был стать политический и военный  союз с Англией. Лучшей гарантией  прочности договора в те времена  считался брачный союз.

Считается, что в 1566–1567 гг. у царя сложился план женитьбы на Елизавете, также Грозный вынашивал мысль о возможности получения политического убежища в случае внутренних смут и заговоров.

В это время, в 1567 г., В Лондон приехали русские купцы Степан Твердиков и Федот Погорелый – по поручению царя они меняли пушнину на драгоценные камни для русской казны. Они привезли царю грамоту от Елизаветы с просьбой изгонять из России купцов, торговавших вне Московской компании, но на этот раз просьба не была удовлетворена и вопрос о купцах – нарушителях монополии компании на протяжении длительного времени был причиной трений в англо-русских отношениях.

В октябре 1568 г. грамота посла Т. Рэндольфа в Москве не понравилась царю, поскольку не давала прямого ответа на предложение о заключении союза. Правда, в 1569 г. послу удалось добиться новых торговых привилегий для Англии. Английские торговые дома отнесли к опричнине и они не зависели от земщины, что означало для купцов безопасность английской торговли в условиях опричного террора.

Вместе с Рандольфом в 1569 г. в Англию отбыло русское посольство царского дворянина Андрея Совина с переводчиком Д. Сильвестром, приказчиком компании. Цель посольства – добиться от королевы формального заключения дружественного союза и оказания действительной военной помощи России. На словах Елизавета выражала такую готовность, на деле – практически ничего сделано не было. Отчет Совина и доставленный им союзный акт вызвал гнев Грозного.

В ответ на это Иван Грозный  лишил в 1570 г. Московскую компанию ряда привилегий (в дальнейшем часть отнятых привилегий была восстановлена). В своём знаменитом послании к Елизавете Иван Грозный упрекал её в том, что в Лондоне с русским послом вели переговоры только о торговых делах. Угрожая немилостью английским купцам, он заявлял: «А Московское государство пока и без английских товаров не бедно было». В письме поносились и парламентские порядки, чуждые царю, высказывалось феодальное пренебрежение к «мужикам торговым», сквозила мужская обида жениха. 49

В итоге, в 1570 г. период быстрого роста англо-русских торговых отношений сменился охлаждением, продолжавшимся более 10 лет. Англичан лишили права свободно торговать по Волге и с восточными странами. Но до полного разрыва торговых отношений Иван Грозный не пошел.

В первой половине 70-х гг XVI века переписка Грозного с Елизаветой не прекращалась. Елизавета высказывала тонкий дипломатический такт, достоинство, выдержку. Обещала о предоставлении убежища царю в случае необходимости, но сама от такого убежища отказывалась. Царь в беседах с Д. Сильвестром угрожал вступлением в союз с ее противниками. Но Елизавете тоже угрожал польский король Сигизмунд, что лишит жизни ее подданных, кто возит оружие, товары и мастеров в Московию (английским купцам стало небезопасно торговать через Нарву, завоеванную в ходе Ливонской войны).

В начале 80-х годов снова  велись переговоры с Елизаветой относительно заключения русско-английского военно-политического  союза, инициатором переговоров  стал царь. По его указу в 1582 г. готовится посольство в Англию Дворянина В. Писемского и подъячего Н. Ховралева. В главном указании Писемскому вопрос о сватовстве к племяннице королевы Марии Гастингс напрямую увязывался с вопросом о союзе между двумя государствами. Заключение союза было предварительным и обязательным условием женитьбы.50

Возобновление переговоров  с Англией было вызвано в связи  с ухудшением военного положения  России в конце 70-х-начале 80-х гг. В 1579 г. шведы вторглись в новгородскую землю, а польский король Стефан Баторий взял штурмом Полоцк. В 1580 г. Баторий осадил Великие Луки.

Первые царские письма королеве Елизавете были отправлены с представителем Московской компании Д. Горсеем и носили характер дипломатического зондирования. В личных беседах с Горсеем царь одобрительно отзывался об английском флоте. Посольство Писемского уже было официальное. Послам было рекомендовано выйти из Холмогор на английских судах но совместно с судами других иностранных купцов, против чего возражали англичане, но русские настояли на своем. В этом можно заметить намеренную демонстрацию русского правительства, что Москва не собирается вести отношения, в том числе торговые, только с Англией, но и с конкурентами Англии – Голландией – будет поддерживать торговые отношения.51

Послы подробно описали, в  своем отчете, как их принимали  в пригороде Лондона, так как  это было делом чести для русского государя. На первой аудиенции с  советником Ф. Уолсингэмом они указали на особый характер отношений между Россией и Англией: «Ни к кому у государя нашего такие любви нет, как с тобою иметь братство и любовь».52 Послы сообщили о смерти сына царя Ивана Ивановича.

Русскому посольству были оказаны все внешние знаки  внимания: пальба из пушек, подарки, охота. Но послы отметили, что правительство  затягивает обсуждение главных вопросов. Затем все же начались переговоры.

Информация о работе Внешняя политика России при Иване IV