Витте Сергей Юрьевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2009 в 17:45, Не определен

Описание работы

Описание биографии и реформ

Файлы: 1 файл

Витте.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Личность  Сергея Юльевича Витте

       С.Ю. Витте родился 29 июня (17-го по старому  стилю) 1849 г. в Тифлисе. Его отец, Юлий Федорович Витте, был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии, предками которого были выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику и  в середине XIX века получившие потомственное дворянство. Мать, Екатерина Андреевна Фадеева, была дочерью члена Главного Управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой, которая была последней из старшей отрасли князей Долгоруких. Сам Витте очень охотно подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев.

      В Тифлисской гимназии, куда Витте и  его брат Борис были допущены в  качестве вольнослушателей, Сергей учился «очень плохо», предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой.. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст (в университет принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось снова поступить в гимназию - сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости.

      В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе.

      Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой  Витте получил известие о кончине  отца (незадолго до этого он потерял  деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что  семья осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дед и отец вложили весь свой капитал в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство лишь отцовские долги и был вынужден взять на себя часть забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось лишь благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.

      Студентом С. Ю. Витте мало интересовался общественными  проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия  атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Духовный мир Витте складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.

      По  окончании курса в Университете, Витте должен был получить золотую  медаль, для этого нужно было написать сочинение на заданную тему, но пылкое увлечение актрисой Соколовой помешало этому и, хотя он «первым кончил курс в Университете, но золотой медали не получил».

      Начало  профессиональной деятельности 

      . В России бурно развивалось  железнодорожное строительство.  Это была новая и перспективная  отрасль капиталистического хозяйства.  Возникали различные частные  общества, которые вкладывали в железнодорожное строительство суммы, превышавшие капиталовложения в крупную промышленность. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте.

      Стремясь  досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал даже в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода спустя он был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

      Однако  после многообещающего начала карьера  С. Ю. Витте чуть было не оборвалась совсем. В конце 1875 г. недалеко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее  за собой много человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе (числился в канцелярии генерал-губернатора), сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая война 1877-1878 гг.), чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

      В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а после окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это назначение, он переехал из провинции в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).

      Служба  в частных железнодорожных обществах  оказала на Витте чрезвычайно  сильное влияние: дала опыт управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.

      К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте  было уже достаточно хорошо известно в среде железнодорожных дельцов  и в кругах русской буржуазии.

      В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим  Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.

      Активного участия в политической жизни  в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был хорошо знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и даже опубликовал в его газете "Русь" несколько статей. Серьезной политике молодой предприниматель предпочитал «общество актрис. 

      Изменения в жизни Витте 

      Убийство  народовольцами Александра II резко изменило отношение С.Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р.А. Фадееву письмо, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую «Святую дружину». В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был торжественно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое задание - организовать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре "Священная дружина" скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав чуть более года, была ликвидирована.

      В конце 80-х годов Витте меняет своё место работы: становится директором департамента железнодорожных дел. Авторитет С.Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И.А.Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.

      Первый  раз о таком предложении упоминает  Вышнеградский после одобрения  тарифного закона, составленного  Витте, в Петербурге, но Витте «прямо отклонил это предложение». Затем это предложение повторилось уже в Киеве. Причиной тому был случай: 17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Это произошло из-за нарушения элементарных правил движения поездов: тяжелый состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте ранее предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью, на что самодержец отвечал: «Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшал скорость, а на вашей дороге нельзя ехать просто потому, что ваша дорога жидовская!» После крушения в Борках (от которого, впрочем, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил желание, чтобы на вновь утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.

      Таким образом, вопреки желанию, Витте  начинает эту карьеру. Одновременно с назначением на должность директора  департамента он был произведен из титулярных сразу в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в число ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского. Вверенный Витте департамент сразу становится образцовым. Новому директору удается на практике доказать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, проявить широту интересов, недюжинный талант администратора, силу ума и характера.

      Витте же удивительно легко воспринял  все те методы достижения целей, которые  широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде: лесть, умение вести закулисные интриги, используя в борьбе с противником далеко не джентльменские приемы, прессу, подкуп, слухи, сплетни и т. д.  Так, в феврале 1892 г. играя на неприязни И.А. Вышнеградского к тогдашнему министру путей сообщения А.Я. Гюбеннету, он с помощью своего покровителя добился отставки министра и занял его место, предварительно скомпрометировав перед царем А. А. Вендриха, считавшегося кандидатом на этот пост. Затем, использовав болезнь Вышнеградского и нараставшее недовольство им Александра III, Витте становится во главе финансового ведомства, сохраняя свое влияние и в министерстве путей сообщения. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. По сути дела Сергей Юльевич возглавил второе по значимости после МВД ведомство дореволюционной России, поскольку Минфину подчинялись Государственный банк, Корпус пограничной стражи, Фабрично-заводская инспекция. Оно контролировало все финансовые потоки в стране не только в сфере казенной (государственной) экономики, но частной и акционерной. В его руках сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось Министерство путей сообщения. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

      Витте считал, что общие экономические  принципы непременно должны «получить  видоизменение, соответствующее различным национальным условиям». С его точки зрения, российской спецификой являлась активная роль государства, без которого любые преобразования обращались в хаос.

      У Александра III, который сам был  груб и резок, новый министр вызывал симпатию. Ему нравились в нем ясность ума, твердость, умение излагать свои идеи четко и убедительно. Симпатия была взаимной. Витте до конца своих дней с уважением и признательностью вспоминал об Александре III как о настоящем монархе, хотя и не без недостатков и слабостей, но в целом отвечавшем его представлению о носителе верховной власти.

      Отношение Витте к людям всегда было сугубо утилитарным. Е.В. Тарле точно подметил, что именно на это строились оценки, которые Витте давал современным  ему государственным деятелям. При этом у Витте была способность привлекать талантливых помощников. Он дал работу в своем ведомстве Д.И. Менделееву, одним из первых разглядев в нем гениального ученого. Витте хотел видеть в своих подчиненных не простых исполнителей, а заинтересованных участников. Один из чиновников вспоминал, что доклады Витте происходили при весьма любопытной обстановке. У докладчика не было с собой ни бумаг, ни карандаша, и в течение двух часов докладчик и Витте ходили из угла в угол по кабинету и яростно спорили. Витте при этом вводил собеседника в круг своих идей и горячо отстаивал защищаемый им проект. Если Витте сдавался на доводы собеседника, то обыкновенно он начинал горячиться и кричать: «Я вас не понимаю, что вы хотите делать!», - и после некоторого раздумья: «Ну да делайте, делайте...».

Реформаторская  деятельность 

      Вначале у Витте не было сколько-нибудь четкой экономической программы. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого  экономиста первой половины ХIХ века Фридриха Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского - ученых с мировым именем. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя лекарством против бедности.

Информация о работе Витте Сергей Юрьевич