Судебники ХV-ХVIвв как памятники феодального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

К середине XIV в. На Руси в основном было завершено восстановление хозяйства , разрушенное нашествием Батыя и войск Золотой Орды. В результате общенародной борьбы против завоевателей и неустанного труда русских крестьян и ремесленников постепенно создавались условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Ее основу, как и прежде, составляли сельское хозяйство и ремесло. Со второй половины XIV в. наблюдается существенный прогресс в главной отрасли хозяйства – земледелии, выражающийся в увеличении посевных площадей за счет освоения ранее заброшенных участков, в распространении паровой зерновой системы земледелия и упрочнении трехполья.

Содержание работы

Ведение ______________________________________________ 2


Судебник 1497 года _____________________________________4


Судебный процесс ______________________________________6


Судебник 1550 года _____________________________________7


Заключение ____________________________________________12


Список литературы _____________________________________13

Файлы: 1 файл

история.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

    Так как в описываемое время, в XVI веке, явилась сильная потребность в мерах против злоупотреблений лиц правительственных и судей, то эта потребность не могла не высказаться и в Судебнике 1550г., что и составляет одно из отличий царского Судебника от прежнего великокняжеского, от Судебника 1497г. Подобно Судебнику Иоанна III, новый Судебник запрещает судьям дружить и мстить, и брать посулы, но не ограничивается одним общим запрещением, а грозит определенным наказанием в случае ослушания. Мы видели, что Судебник 1497г., о случаях неправильного решения дела судьями выражается так: «Кого обвинит боярин не по суду и грамоту правую на него с дьяком даст, то эта грамота в неграмоту, взятое отдать назад, а боярину и дьяку в том пени нет». Новый Судебник постановляет: если судья просудится, обвинит кого-нибудь не по суду без хитрости и обыщется то вправду, то судье пени нет; но если судья посул возьмет и обвинит кого не по суду и обыщется то вправду, то на судье взять истцов иск, царские пошлины втрое, а в пене, что государь укажет. Если дьяк, взявши посул, список нарядит или дело запишет не по суду, то взять с него перед боярином вполовину, да кинуть в тюрьму; если же подьячий запишет дело не по суду за посул, то бить его кнутом. Если виноватый солжет на судью, то бить его кнутом и посадить в тюрьму.

    По  Судебнику 1497г., судья не должен был отсылать от себя жалобников, не удовлетворивши их жалобами; Судебник 1550г. говорит и об этом подробнее: если судья жалобника отошлет, жалобницы у него не возьмет и управы ему или отказа не учинит, и если жалобник будет бить челом государю, то государь отошлет его жалобницу к тому, чей суд, и велит ему управу учинить; если же судья и после этого не учинит управы, то быть ему в опале; если жалобник бьет челом не по делу, судьи ему откажут, а он станет бить челом, докучать государю, то кинуть его в тюрьму. При определении судных пошлин (от рублевого дела судье одиннадцать денег, дьяку семь, а подьячему две) против старого Судебника также прибавлена статья о наказании за взятие лишнего: взявший платит втрое; если в одном городе будут два наместника или в одной волости два волостеля, а суд у них не в разделе, то им брать пошлины по списку обоим за одного наместника, а тиунам их — за одного тиуна, и делят они себе по половинам; а которые города или волости поделены, а случится у них суд общий, то им обоим пошлины брать одно и делить[.

    Относительно  крестьянского выхода в новом Судебнике 1550г. повторено положение Судебника1497г., крестьяне отказываются из волости в волость и из села в село один раз в году: за неделю Юрьева дня осеннего и неделю спустя после Юрьева дня; плата за пожилое увеличила по Судебнику Иоанна III, крестьянин платил в полях за двор рубль, а в лесах — полтине по Судебнику1550г., в полях платил рубль и два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного (строевого) лесу,— полтину и два алтына. Кроме этого определения, что разуметь под выражением: в лесах, в Судебнике 1550г. находим еще следующие прибавки: пожилое брать с ворот, а за повоз брать с двора по два алтына, кроме же того, на крестьянине пошлин нет.

    Если  останется у крестьянина хлеб в земле (то есть если выйдет, посеяв хлеб), то, когда он этот хлеб пожнет, платит с него или со стоячего два алтына; платит он царскую подать со ржи до тех пор, пока была рожь его в земле, а боярского ему дела, за кем жил, не делать. Если крестьянин с пашни продается кому-нибудь в полные холопы, то выходит бессрочно и пожилого с него нет; а который его хлеб останется в земле,  он с него платит царскую подать, а не захочет платить подати, то лишается своего земляного хлеба. Если поймают крестьянина на поле в разбое или в другом каком-нибудь лихом деле и отдадут его за господина его, за кем живет или выручит его господин, и если этот крестьянин пойдет из-за него вон, то господин должен его выпустить, но на отказчике взять поруку с записью: если станут искать этого крестьянина в каком-нибудь другом деле, то он был бы налицо.

    Понятно, что в эти времена, когда государство  было еще так юно, когда оно  делало еще только первые попытки  для ограничения насилия сильных, перезыв крестьян, при котором сталкивались такие важные интересы, не мог обходиться без насилий. Помещики, пользуясь беспомощным состоянием своих соседей, вывозили у них крестьян не в срок, без отказа и беспошлинно. Крестьяне черных станов пусторжевских били челом, что дети боярские, ржевские, псковские и луцкие выводят за себя в крестьяне из пусторжевских черных деревень не по сроку, во все дни и беспошлинно; а когда из черных деревень приедут к ним отказчики с отказом в срок отказывать из-за них крестьян в черные деревни, то дети боярские этих отказчиков бьют и в железа куют, а крестьян из-за, себя не выпускают, но, поймав их, мучат, грабят и в железа куют, пожилое берут с них не по Судебнику, а рублей по пяти и по десяти, а поэтому вывести крестьянина от сына боярского в верные деревни никак нельзя.

    Эта жалоба на задержку крестьян и на взятие с них лишнего за пожилое против Судебника не была единственною в описываемое время. Иногда землевладелец, взявши с отказывающегося крестьянина все пошлины, грабил его, и, когда тот шел жаловаться, землевладелец объявлял его своим беглым холопом и обвинял в воровстве.

    Относительно холопов в новом Судебнике 1550г. встречаем перемены против Судебника 1497г.; перемены эти клонятся к ограничению числа случаев, в которых свободный человек становился холопом.

    Если  при переходе крестьян были случаи, когда землевладельцы позволяли себе нарушение закона, перезывали не в срок крестьян, задерживали их у себя, брали лишнее за пожилое, то и в отношении к холопям видим подобное же нарушение закона, переманку к себе чужих холопей; случалось, что беглый холоп, отыскиваемый господином, объявлял перед судьею, что он бежал и с покражею совершенно от другого господина, по обещанию последнего отстоять его от законного иска. Карамзин писал по этому поводу "До нас не дошло случаев закабаления вольных людей без их согласия: Судебник Иоанна IV определяет за это смертную казнь".

    Такова, в кратком изложении, характеристика основных положений Судебника 1550 года. 
 
 

Заключение 

      Систематизация  русского  права , начатая с Судебника 1497г., являлась итогом всей предыдущей законодательной деятельности Русского государства.

      Источниковая  база любого памятника феодального прав находится в непосредственной связи с той или иной стадией развития феодальных отношений , регулируемых отдельными актами. Если возникновение Судебника 1497 года связано с формированием Русского централизованного государства, требовавшего создания общерусского феодального права, то Судебник 1550 года явился памятником, направленным на ликвидацию последствий боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV – дворян–помещиков , а также верхов посада. Около 3/5 всего состава Судебника не имеют какой-либо связи с дошедшими до нас памятниками. Они либо извлечены из несохранившихся законодательных актов Ивана III , либо принадлежат самому составителю Судебника и представляют таким образом новые нормы , не известные прежней судебной практике.

      Судебник 1550 года представляет новый шаг в  развитии юридической техники того времени. Аналогично предыдущему судебнику в нем уделяется внимание нормам, регулирующим судоустройство и судопроизводство. Расширение  и уточнение процессуальных норм идет по пути подчинения частных интересов государственным , сосредоточения расследования наиболее опасных для господствующего класса дел в руках центральной государственной власти, введения основ губного самоуправления и усиления розыскного процесса.

       Каждый из Судебников отражает  свою ступень в истории Русского  государства. И первый и второй Судебники , выражая интересы централизации , упорядочили судебный аппарат, определив его подсудность, основанную на подчинении нижестоящего суда центральной власти. 

     Список  литературы 

  1. Российское  законодательство X-XX веков. Т. 1-9/ под общ.ред. О.И. Чистякова – М. 1985г.
  2. История государства и права России : уч./ В.М. Клеандрова, Р.С Мулукаев, под ред. Ю.П. Титова – М.: ТК Велби, Проспект, 2008
  3. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1996
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону, Из-во "Феникс", 1994.

Информация о работе Судебники ХV-ХVIвв как памятники феодального права