Судебная реформа 1922 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:30, Не определен

Описание работы

Доклад

Файлы: 1 файл

реферат по истории 2.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

С принятием Конституции СССР 1936 г. судебная система в стране была перестроена. В соответствии с Консти­туцией правосудие в СССР осуществля­ли: Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и об­ластные суды, суды автономных респуб­лик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специаль­ные суды СССР, создаваемые по поста­новлению Верховного Совета СССР.

Конституция СССР декларировала  демократические принципы правосудия: выборность судей и народных заседате­лей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, веде­ние судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защи­ту, независимость судей и подчинение их только закону. Однако положения Кон­ституции оказались лишь ширмой, за которой начинались беззакония и про­извол тридцатых годов, массовые реп­рессии в отношении ни в чем неповин­ных людей, которые объявлялись «вра­гами народа» и уничтожались. «Теоре­тическое обоснование» этой кровавой по­литике в начале 1937 г. дал Сталин, ко­торый утверждал, что по мере успехов социализма в стране классовая борьба будет обостряться и, следовательно, бу­дет усиливаться деятельность вредитель­ских, террористическо-диверсионных и других антисоветских организаций. Ста­лин не ограничился «теорией», а лично активно участвовал в проведении неза­конных репрессий, требовал от НКВД «наверстывать упущенное» по этой ча­сти.

Были предприняты  законодательные меры по созданию условий  для быстрой и жестокой расправы с жертвами лож­ных обвинений, упразднению элементар­ных процессуальных гарантий личности. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. учреждено Особое со­вещание при Наркоме внутренних дел СССР. Этот орган получил право при­менять уголовную репрессию без суда «к лицам, признаваемым общественно-опас­ными». Возглавлял Особое совещание Нарком. В него входили заместители Наркома, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник Главного управле­ния милиции, нарком внутренних дел союзной республики, на территории ко­торой возникло дело, Прокурор СССР или его заместитель. Постановлением ЦИК Союза ССР от 1 декабря 1934 г. был установлен чрезвычайный порядок расследования и рассмотрения дел о тер­рористических организациях и террорис­тических актах против работников Со­ветской власти. Закон был принят с мол­ниеносной быстротой в связи с убийст­вом Кирова. Следствие должно было производиться в срок не более десяти дней, обвинительное заключение обви­няемому вручалось за одни сутки до рас­смотрения дела в суде (а не за трое су­ток), дело слушалось без участия защит­ника и прокурора, кассационное обжа­лование приговора не допускалось, по­дача ходатайства о помиловании не до­пускалась, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение не­медленно после его вынесения.

Постановлением  ЦИК Союза ССР от 14 сентября 1937 г. был установлен осо­бый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этот закон состоял в огра­ничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать обвиняемых в вымышленных преступлениях немедлен­но после отклонения ходатайства о по­миловании.

С принятием чрезвычайных законов начался разгул репрессий, истребление выдающихся представителей культуры, военачальников, сотен тысяч  рабочих и крестьян. Были проведены  судебные процессы над мнимыми врагами  народа, которые должны были способствовать созданию соответствующего обществен­ного мнения, разоблачению шпионов и вредителей. По ряду громких дел госу­дарственным обвинителем выступал про­курор СССР Вышинский, который учил прокуроров тому, что бывают в жизни общества периоды, когда законы оказы­ваются устаревшими и их надо отложить в сторону. Вышинский использовал су­дебную трибуну для организации распра­вы над выдающимися людьми, в том числе и с теми юристами, которые не соглашались с его теоретическими изыс­каниями. Инакомыслящих он обвинял в извращении ортодоксального учения и во вредительстве. Так были уничтожены «враги народа» на основе ложных обви­нений Стучка, Пашуканис, Крыленко и другие известные юристы.

Начиная с 1953 г. приговоры  по де лам о контрреволюционных преступле­ниях были подвергнуты проверке и ста­ли предприниматься меры по восстанов­лению справедливости. Наиболее одиоз­ные представители карательных органов понесли наказание. Стала очевидной необходимость создания должных гаран­тий против повторения тех явлений, ко­торые получили распространение с на­чала тридцатых годов. На очереди была реформа права, и прежде всего - су­дебная реформа. Она, собственно гово­ря, началась уже в 1953 г. с преобразо­вания законодательства. Формировались новые взгляды судей и работников пра­воохранительных органов, обновлялся судейский корпус. Органы государствен­ной безопасности были значительно со­кращены, освобождены от несвойствен­ных им функций и очищались от людей, повинных в нарушении законов. Чрез­вычайные законы 1934 и 1937 гг. пере­стали применяться, а официально их отменили 19 апреля 1956 г. Было утверж­дено Положение о прокурорском надзо­ре в СССР от 24 мая 1955 г., сужена компетенция военных трибуналов. В феврале 1957 г. было установлено, что уголовно-процессуальное законодатель­ство принимают союзные республики, а не Союз ССР.

В 1958-1961 гг. была предпринята  новая кодификация уголовно-процессу­ального законодательства. Основы уголовного судопроизводства приняты 25 декабря 1958 г. Уголовно-процессуаль­ные кодексы союзных республик прини­мались в 1959-1961 гг. Принятие ново­го законодательства одновременно озна­чало его реформирование. Оно стало более демократичным. Расширялись про­цессуальные гарантии личности, преду­сматривалось больше возможностей для ведения состязательного процесса и ис­правления ошибочных судебных реше­ний. Судебная система организовывалась в соответствии с Основами законодатель­ства о судоустройстве Союза ССР, со­юзных и автономных республик от 25 де­кабря 1958 г. и законами о судоустрой­стве союзных республик. Закон о судо­устройстве 1938 г. утратил силу.

Конституция СССР 1977 г., названная конституцией развитого  социализма, со­держала раздел VII «Правосудие, арбит­раж и прокурорский надзор». По срав­нению с предыдущей Конституцией она внесла мало нового в правовое регули­рование организации и деятельности су­дебной системы, но в целом ее положения выглядели достаточно демократич­но. В нее были внесены некоторые изме­нения в декабре 1988 г. Был установлен запрет какого-либо вмешательства в де­ятельность судей и народных заседате­лей под угрозой ответственности по за­кону. Предусматривалось установление гарантий независимости судей и народ­ных заседателей Законом о статусе су­дей в СССР и другими законодательны­ми актами. В Конституцию вносились изменения в декабре 1988 г. и декабре 1989 г. Срок, на который избирались судьи, был установлен в 10 лет вместо 5.

В последующем судебные реформы в России проводились  в условиях обрете­ния ею суверенитета. Они продолжают­ся в наше время. Их содержание на­метила Концепция судебной реформы 1991 г. Принципы реформирования су­дебной власти определила Конституция Российской Федерации 1993 г.

Информация о работе Судебная реформа 1922 года