Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности возникновения и развития средневековой Венецианской республики.
Для достижения поставленной цели следует решить несколько задач:
1. показать причины и условия заселения Венецианской лагуны;
2. рассмотреть процесс становления венецианской общины в полноценное политическое образование;
3. проследить влияние крупных европейских государств на развитие Венеции;
4. проанализировать взаимоотношения верхов и низов венецианского общества.
Введение
3
1. Образование и рост города в V – IX вв.
7
2. Венеция между Востоком и Западом.
24
Заключение
41
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории
Становление и развитие Венецианской республики в раннее Средневековье.
Выполнила:
студентка 5 курса заочного обучения
исторического факультета
Тарасова Н.
Научный руководитель:
доцент, канд. ист. наук
Бухаренкова О.Ю.
Орехово-Зуево, 2013
Содержание
Введение |
3 |
1. Образование и рост города в V – IX вв. |
7 |
2. Венеция между Востоком и Западом. |
24 |
Заключение |
41 |
Список литературы |
44 |
Введение
Актуальность темы обусловлена выходом в свет новой переводной литературы, позволяющей выявить новые аспекты темы, ранее мало затрагивавшиеся в отечественной историографии. К тому же история Венеции периода раннего Средневековья позволяет проследить этапы становления политических и экономических институтов республики, обусловивших ее подъем в последующие века. История Венецианской республики не носила локальный характер, оказывая влияние как на западноевропейскую политику, так и, что более важно, на восточноевропейскую. Это обстоятельство дает возможность по-новому взглянуть на роль Венеции в истории восточноевропейских народов и Византии.
Объект исследования – Венецианская республика на начальном этапе своего генезиса.
Предмет исследования – внутренние и внешние процессы, обусловившие специфические формы экономической и политической организации города-государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала Vв., когда волна Великого переселения народов докатилась до Апеннин, обусловив там миграционные процессы, до середины XIв., когда Венеция из периферийной области превращается в крупную торговую державу, что привело к изменениям как в ее устройстве, так и в ее политике.
Цель работы – выявить особенности возникновения и развития средневековой Венецианской республики.
Для достижения поставленной цели следует решить несколько задач:
1. показать причины
и условия заселения Венецианск
2. рассмотреть
процесс становления
3. проследить
влияние крупных европейских
государств на развитие
4. проанализировать
взаимоотношения верхов и
Историография вопроса. Первые произведения, посвященные истории Венеции появляются в XV в. Сначала это литература на латинском, потом итальянском языке, с XVII в. все чаще стали появляться работы на французском языке, с XVIII – на немецком, еще позднее на английском языке. Практически все они выполнялись по заказу правительства республики и носят ярко выраженный тенденциозный характер. Особое внимание их авторы уделяли описанию тех событий, современниками которых они являлись, а ранняя история представляется кратко и схематично1.
В XIX в. историография Венеции перестает быть преимущественно венецианской. Гибель республики не могла не повлечь за собою сокращение числа работ, посвященных ее истории, а общий подъем исторической науки в Европе способствовал появлению ряда сочинений на разных языках, авторами которых были или иностранцы, или итальянцы невенецианского происхождения. В них получают раскрытие вопросы развития торговых факторий Венеции и ее борьба со славянскими народами, которые, кстати, представляются славян лишь как варваров. В этих работах прослеживается тенденция представления истории венецианцев, генуэзцев и пизанцев, как единого процесса противостояние итальянского народа неитальянцам – грекам, славянам, арабам, туркам2. Делаются первые попытки рассмотрения истории Венеции через призму морального и интеллектуального движения3.
Западноевропейская историография XX в. представлена, прежде всего, работами Музатти, Роберта Чесси, Шарля Диля, Огюста Бальи, Ходгсона и Кречмайра. Основные направления их изложения истории Венецианской республики связаны с изучением экономического развития региона, выявлением ранних проявлений капиталистических отношений. Отдельное место в них занимает внешнеполитическая деятельность республики, в том числе захват Истрии и Далмации, а также приадриатических земель на Балканах4.
Среди современных работ по истории Венеции особое место занимает исследование Дж. Норвича, представляющее собой объемный труд, обобщивший все имеющиеся на данное время источники. В нем возникновение, развитие и гибель республики рассматриваются через деятельность венецианских дожей, их политику на Западе и Востоке5.
В русской дореволюционной исторической литературе нет ни одного труда, целиком посвященного истории Венеции. Этот аспект рассматривался лишь в общих курсах истории средних веков или истории всей Италии и представлял собой лишь краткий экскурс, основанный на западноевропейских сочинениях6. В первой половине XX в. советские медиевисты так же не уделяли должного внимания рассматриваемому вопросу, продолжая во многом дореволюционную тенденцию. Работы же этого периода характеризуются антибуржуазной критикой7. Полноценная отечественная работа, посвященная истории Венеции вышла в свет лишь в 1963г. Как всем советским работам, ей присуща сверхидеологизация и рассмотрение исторических событий через призму классовой борьбы8.
В современной отечественной исторической науке истории Венецианской республики посвящаются лишь отдельные статьи, рассматривающие, прежде всего, ее политику на Востоке9.
Все это делает предпринимаемое исследование еще более актуальным.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Образование и рост города в V – IX вв.
Вряд ли найдется другой такой большой город, которому удалось бы со всей полнотой сохранить первоначальную атмосферу и создавшие его традиции. Это — удивительный мир, мир Венецианской лагуны. Около двухсот квадратных миль соленой воды, по большей части такой мелкой, что человек может пройти по ней, погрузившись по пояс. Однако она пересечена глубокими каналами, и многие столетия венецианцы прокладывают по ним путь к открытому морю. Здесь множество островов, образованных илом. Его принесли сюда Брента, Силе и другие реки.
Первыми строителями Венеции были напуганные люди. Откуда они пришли, неважно. Возможно, из Иллирии, хотя во времена Гомера считали, что они были из Анатолии, а на запад бежали после падения Трои. Как бы там ни было, к 400 году, началу истории Венеции, они являлись гражданами Римской империи, и жили они припеваючи в великолепных городах, таких как Падуя и Альтино, Конкордия и Аквилея, разместившихся вдоль северного и северо-западного берегов Адриатики. К лагуне приходили, чтобы пополнить запасы соли и за свежей рыбой. В других отношениях она их не интересовала.
Так бы, без сомнения, все и продолжалось, однако в начале V столетия началось Великое переселение народов. Сначала под командованием Алариха пришли готы. В 402 году они напали на Аквилею, а по пути разграбили и предали огню богатые провинции, Истрию и Венецию. За несколько лет одно варварское нашествие следовало одно за другим. Полуострову был нанесен страшный ущерб, а потому все больше беглецов находило спасение, проплывая по каналам к свободе. В 410 году Аларих разграбил Рим; одиннадцать лет спустя Венеция отпраздновала свой день рождения. Произошло это в 421 году, 25 марта, в пятницу, в полдень.
В первой половине V века мало кто из островитян причислял себя к постоянным жителям лагуны. С каждой волной ушедших восвояси варваров большинство людей возвращались в свои дома — или в то, что от них осталось, — и пытались продолжить прежнюю жизнь на большой земле. Лишь позже потомки первых поселенцев стали понимать, что лучше этого не делать.
В 452 году обрушилась новое бедствие — куда более жестокий и свирепый враг. Гунн Аттила безжалостно прошелся по Северной Италии, оставив за собой выжженную землю. В последующие годы все больше городов и деревень подверглись той же участи; поток беженцев усилился.
В 466 году представители этих поселений встретились в Градо и договорились о создании примитивной системы самоуправления — совета представителей. Членов первого правительства выбирали раз в год. На той стадии это была свободная диаспора, даже не привязанная к маленькому архипелагу, который мы теперь знаем как Венецию.
Самоуправление, разумеется, не то же самое, что независимость, тем не менее, географическая изоляция первых венецианцев уберегла их от вмешательства в политическую борьбу, отголоски которой долгое время сотрясали Италию.
Торговля у этих поселенцев была в крови. Соль, которую они добывали на мелководье, была не только ценным товаром, ее можно было использовать для засаливания рыбы. Почти с такой же легкостью они ловили ее в море, а на дичь охотились в окрестных болотах. К середине VI века плоскодонная торговая венецианская баржа стала обычным явлением на реках Северной и Центральной Италии. Зародился и морской флот.
В 535 году император Юстиниан начал большую кампанию по возвращению своего итальянского наследства и поручил это задание самому талантливому военачальнику — Велизарию. В 539 году Велизарий и его армия дошли до стен Равенны. Венецианцев просили открыть свои бухты для греческих кораблей, чтобы те подошли с подкреплением, и послать собственные мелкие суда для блокады столицы. Старые римские провинции. Венеция и Истрия, территориально не изменились и с готовностью подчинились новым греческим хозяевам.
Дважды за двенадцать
лет венецианцы приходили на помощь
Константинополю —
В 568 году в Италию ломбардцы вторглись. Это было последнее и самое продолжительное варварское нашествие.
Самое первое бегство из-под ломбардского владычества — из Аквилеи в Градо — было наиболее важным с точки зрения дальнейшего исторического развития. Принято считать, что епархия Аквилеи была основана святым Марком, вследствие чего ее архиепископ — получивший впоследствии титул патриарха — стал главным священником в Венецианской лагуне и занял второе место в итальянской церковной иерархии, сразу после папы римского. С церковной точки зрения Венеция с самого основания была городом раскола, и, хотя митрополит Градо в 608 году вернулся в лоно римской церкви, раскол поддерживал мятежный архиепископ старой Аквилеи, ибо почти все следующее столетие обе стороны осуждали друг друга и подвергались взаимным интердиктам.
После внезапного наплыва переселенцев Венеция начала быстро развиваться, но городом ее назвать было еще нельзя. В VI и VII веках были почти необитаемы острова Риальто, образующие Венецию. На этой стадии будущая республика являлась всего лишь слабым объединением островных поселений, раскиданных на обширном пространстве, и всех их едва связывала правящая рука Византии. У этих территорий не было центра. Эраклея являлась резиденцией византийского наместника, Градо считался вотчиной патриарха. И то и другое были большими деревнями. Торчелло был богаче обеих, и со временем соседи все больше на него косились. По мере разрастания отдельных поселений неприязненные отношения становились неизбежными. Старые трибуны и недавно прибывшие епископы оспаривали друг у друга власть, а различия между соседними общинами в любой момент перерастали в открытое противостояние, и византийские власти не в силах были с этим справиться.
В период иконоборчества Льва III итальянская провинция Византийской империи, с энтузиазмом поддержанная папой Григорием II, восстала против своих хозяев. Павел, экзарх Равенны, был убит, его сподвижники бежали. Мятежные гарнизоны, состоявшие из местных жителей, избрали в экзархате собственных командиров и объявили о своей независимости. Выбор лагунных общин пал на некого Урсуса, или Орсо, из Эраклеи. Его поставили во главе бывшего правительства провинции и дали титул Dux10. Его титул — дюк — под воздействием грубого венецианского диалекта превратился в слово «дож». Сто семнадцать дожей сменили друг друга, прежде чем республике пришел конец.
Мятеж Италии против
византийских правителей скоро закончился.
Возмущение схлынуло, и люди почувствовали,
что новые демократические
Тем не менее политическое давление империи на Венецию ослабело. Греки уступили не без борьбы, однако стало ясно, что власть Византии в Северной Италии заканчивается. В 742 году, после короткого междуцарствия, вторым дожем Венеции был избран сын Орсо Теодато — или Деусдедит, как его называли. Одновременно с избранием он перенес свою резиденцию из имперской Эраклеи в центр республики Маламокко11 и здесь в качестве суверенного правителя занимался всеми практическими вопросами.
Венеция, возможно, нашла форму правления, которая ее устраивала, однако не добилась при этом ни внутренней стабильности, ни сплоченности. Различные поселения занимали непримиримые позиции, и даже внутри отдельных общин кипели страсти и борьба между фракциями. Дож Теодато, как и его отец, закончил свое правление ужасно: соперник сместил его и ослепил. Впрочем, не прошло и года, как и его самого постигла та же участь.
Информация о работе Становление и развитие Венецианской республики в раннее Средневековье