Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:27, контрольная работа
На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток, как правило, в Кремле или на даче И.В. Сталина, обсуждались и решались важнейшие вопросы. Планы военных действий рассматривались Политбюро Центрального Комитета партии и Государственным Комитетом Обороны. На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций. Это позволяло, когда появлялась возможность, сосредоточить огромные материальные силы на важнейших направлениях, проводить единую линию в области стратегического руководства и, подкрепляя ее организованным тылом, увязывать боевую деятельность войск с усилиями всей страны.
Периодизация истории Великой Отечественной войны. Начальный период войны: нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Отступление и оборонительные бои Красной Армии. Причина поражения советских войск в 1941 – 1942 гг.
Московская битва, ее значение и военная компания 1942 г.
Советский тыл в годы войны: перестройка экономики на военный лад. ГКО, его структура, состав и значение. Эвакуация на восток, ускоренное строительство новых промышленных предприятий. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» в деревне
Создание и укрепление антигитлеровской коалиции.
В 3 часа ночи 5 декабря 1941 г. при температуре —30°С на заснеженные передовые позиции германских войск обрушились войска советских фронтов. Ценой невероятных усилий и героизма Красная Армия перешла в контрнаступление на фронте от Калинина (Тверь) до Ельца. Одновременно наши войска вели активные боевые действия юго-восточнее Ленинграда и в Крыму, что лишало немцев возможности перебрасывать подкрепления своим войскам под Москву.
Эффект внезапности сработал в полной мере. Немецкие войска дрогнули и начали отступать. Их стойкость не увеличилась и после того, как Гитлер снял с командных постов 35 корпусных и дивизионных командиров и отправил в отставку главнокомандующего сухопутными войсками вермахта генерал-фельдмаршала В. Браухича (этот пост 17 декабря Гитлер занял сам). Советские войска продвигались вперед в среднем на 3—6 км в день. За первые шесть дней наступления у врага были отбиты 400 городов и деревень. 15 декабря освобожден Клин, 16 — Калинин, 20 — Волоколамск, 30 — Калуга, 17 января 1942 г. — Великие Луки. Наступающим войскам открывалась варварская жестокость врага, дотоле кичившегося высотой своей культуры, по отношению к оккупированному населению. Перед тем, что видели советские солдаты, бледнели фашистские обвинения сталинских порядков в СССР. В Московской битве возникало то, что И. Г. Эренбург назвал «подлинной ненавистью к врагу», что переводило в реальность сталинское предостережение: «Если немцы хотят иметь истребительную войну с народами СССР, они ее получат».
За месяц кровопролитных боев были освобождены Московская, Тульская и значительная часть Калининской области. Однако к марту 1942-го мошь советского наступления иссякает — сибирские дивизии понесли тяжелые потери. Заканчивалась зима, оказавшаяся на удачу нам и на горе противнику самой суровой за 140 лет. Развить успех в контрнаступлении советских войск по всему фронту, которое продолжалось до 20 апреля 1942 г., не удалось.
Не достигла целей наступательная операция в районе Барвенково (к югу от Харькова), проведенная 18—31 января 1942 г. Сил и искусства для ее успешного развития явно не хватало. Неудачей окончилась попытка прорвать блокаду Ленинграда. Январь 1942 г. был пятым месяцем блокады города. Здесь уже умерли 200 тыс. жителей. 2-я ударная армия Волховского фронта, на которую возлагались особые надежды по прорыву блокады, в январе попала в окружение и несла огромные потери. В июле ее командование оказалось в плену. Командующий армией генерал-лейтенант А. А, Власов, находясь в Винницком военном лагере для пленных офицеров, согласился сотрудничать с врагами своего народа и возглавить русское «антисталинское движение». 12 мая 1945 г. он был пленен и позднее заслуженно казнен.
Тем не менее главным событием первого года Великой Отечественной войны, одного из самых горьких в русской истории, стал явный переход стратегической инициативы к СССР и первое крупное поражение Германии в битве под Москвой. Пресловутый германский «блицкриг» был окончательно похоронен. Обозначился коренной поворот: перед Германией вырисовывалась перспектива затяжной и гибельной для нее войны. Союзные ей Турция и Япония воздержались от выступления против СССР. Начался подъем антифашистского сопротивления в Западной Европе. Советский Союз превращался в решающий фактор Второй мировой войны, что способствовало укреплению антигитлеровской коалиции.
Создание и укрепление антигитлеровской коалиции. После нападения Германии на Советский Союз правительства Англии и США заявили о поддержке СССР в его борьбе против агрессии. Они не верили, что СССР сможет оказывать длительное сопротивление немецким войскам (британская разведка определяла срок сопротивления СССР в 10 дней), но были заинтересованы в том, чтобы оказывать помощь. «Не для того, чтобы обеспечить ошеломляющую русскую победу, а для того, чтобы удерживать Германию связанной до тех пор, пока наш собственный вес в войне не станет решающим» — так считали в военных кругах США. Как бы то ни было, жизненные интересы СССР и ведущих стран западной демократии на ближайшее время совпадали. Вечером 22 июня глава британского кабинета У. Черчилль объявил по Би-би-си о намерении предоставить СССР «всю возможную помощь». Президент США Ф. Рузвельт сделал такое же публичное заявление на пресс-конференции 24 июня.
12 июля
1941 г. в результате переговоров
в Москве подписано советско-
В августе 1941 г. Великобритания и США подписали декларацию о целях войны, получившую наименование «Атлантическая хартия». В ней говорилось, что территориальные изменения по итогам войны возможны лишь по согласию заинтересованных в том государств, что они будут уважать право народов самим выбирать формы правления, создавать равные возможности для торговли и экономического сотрудничества между всеми странами. Советское правительство в сентябре выразило согласие с основными принципами хартии. Однако вопрос об открытии второго фронта против Гитлера на Западе (в Северной Франции), поставленный Сталиным в послании У. Черчиллю от 18 июля 1941 г., не встречал понимания. Премьер-министр английского правительства считал, что Англия для этого «не могла быть готова ранее лета 1943 г.».
Более конкретных результатов удалось достичь на конференции СССР, США и Англии по вопросам военных поставок, которая проходила в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 г. США и Англия обязывались ежемесячно с октября 1941 по июнь 1942-го поставлять в СССР 400 самолетов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, материалы военного значения. Советское правительство, в свою очередь, обязалось поставлять союзникам сырье для производства военной продукции. Нашей стране предоставлялся беспроцентный кредит на сумму в 1 млрд долларов. 7 ноября 1941 г. президент США принял решение о поставках Советскому Союзу военных материалов по лендлизу. Такое право ему было дано конгрессом 11 марта 1941 г. и могло быть применено в отношении любой страны, если ее оборона от агрессии становилась жизненно важной для США. Материалы, поставленные по ленд-лизу и уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся оплачивались полностью или частично и могли быть затребованы обратно.
Помощь по ленд-лизу, без сомнения, укрепляла военную мощь СССР. В общей сложности поставки составили около 4% его продукции, произведенной в годы войны. Но по ряду видов помощи — танки и самолеты, особенно грузовые автомобили (знаменитые «студебеккеры»-), консервы — она была существенной, способствовала нашим военным успехам. Оценивая значимость ленд-лиза, А. И. Микоян полагал, что без него «мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали». Так что недаром наш народ всегда приносил и приносит за поставки по ленд-лизу благодарность американскому народу. Нелишне, однако, обратить внимание и на то, что в США довольно долго, почти полгода, решали, жизненно ли важна для них оборона СССР от гитлеровской агрессии.
Связь с союзниками становилась более осязаемой в дни битвы под Москвой и по другим причинам. 7 декабря 1941 г. Япония без объявления войны напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор. На следующий день США объявили войну Японии, то же самое сделала и Англия. 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. 1 января 1942 г. 26 государств антифашистской коалиции (включая СССР и Китай) подписали декларацию, по которой обязались использовать свои военные и экономические ресурсы против фашистского блока. Впоследствии к декларации присоединились более 20 стран. Все вместе они стали называться «Объединенными Нациями».
Новые неудачи на фронте. Поздравляя красноармейцев и краснофлотцев по случаю 1 мая 1942 г., И. В. Сталин приказал Красной Армии «добиться того, чтобы 1942 г. стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев». Мнение Жукова, предлагавшего перейти к стратегической обороне на период, пока военная промышленность освоит новые образцы вооружений и решительно превзойдет германскую промышленность, поддержки не нашло. Однако успешного советского наступления по всем направлениям не получилось.
Весной и летом 1942 г. германские войска воспользовались просчетами советского командования, ожидавшего нового наступления на Москву и сосредоточившего здесь более половины армий, 62% самолетов, до 80 — танков. Немецкое командование готовило основной удар на юге, стремясь овладеть Кавказом и Нижним Поволжьем. Советских войск на юге явно недоставало для сдерживания этого наступления. Отвлекающие, по замыслу Сталина, наступательные операции в Крыму и на Харьковском направлении при недостатке сил обернулись крупными поражениями.
30
декабря 1941 г. советские войска
освободили Керчь и начали
готовить новое наступление.
Крупной неудачей окончилась попытка нанести удар по германским войскам в районе Харькова силами войск Юго-Западного направления (главнокомандующий маршал С. К. Тимошенко, член Военного совета Н. С. Хрущев, начальник штаба И. X. Баграмян). Харьковское сражение (12—29 мая) было проиграно. При этом в плен попали 240 тыс. человек, захвачено 1249 танков, 2026 орудий.
Стратегическая инициатива вновь оказалась в руках противника. После керченской катастрофы осложнилось положение осажденного Севастополя. Несмотря на самоотверженность защитников города, их силы таяли. 4 июля, после 250-дневной героической обороны, Севастополь пал. 28 июня германская армейская группа «Вейхс» начала наступление из района северо-восточнее Курска на воронежском направлении. 6 июля противнику удалось овладеть большей частью Воронежа. Гитлеровцы назвали его «проклятым городом* из-за ожесточенности боев на выживание в городских кварталах. Основные силы Воронежского фронта (командующие Ф. И. Голиков, Н. Ф. Ватутин) с боями отходили за Дон в его нижнем течении.
В
боях на южном крыле советско-
28
июля нарком обороны издал
приказ № 227 («Ни шагу назад!»),
который имел целью самыми
жестокими мерами пресечь
Приказ № 227 вводил штрафные батальоны и роты для отбывания военнослужащими наказания за уголовные и воинские преступления. Они использовались на наиболее тяжелых и опасных участках боевых действий. В 1942 г. в них направлено 25 тыс. человек, в последующие годы войны — 403 тыс. В соответствии с приказом в пределах каждой армии создавались 3—5 заградотрядов (по 200 человек в каждом), обязанных в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать паникеров на месте. Надобность в таких отрядах, о которых позднее распространялось много небылиц, с изменением обстановки в пользу для Красной Армии отпала, они были расформированы в соответствии с приказом наркома обороны СССР от 29 октября 1944 г.
В августе 1942 г. враг вышел к берегам Волги в районе Сталинграда и к предгорьям западной части Кавказского хребта, к перевалам его центральной части, и на рубеж Терека, в район Моздока. На этих рубежах враг был остановлен. 25 августа началась битва за Сталинград, ставшая судьбоносной для исхода войны. Германское командование придавало особое значение городу, захват которого позволял перерезать Волжскую транспортную артерию и создать смертельную опасность Центру страны. 13 сентября начался штурм города, продолжавшийся более двух месяцев. Натиск немцев отражали войска Юго-Восточного и Сталинградского фронтов под единым командованием генерал-полковника А. И. Еременко. Сталинград стал синонимом массового героизма солдат, стойкости советских людей.