Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 21:18, статья
Данная работа посвящена истории создания и применения союзными силами подразделений специального назначения в годы Второй Мировой Войны.
Касаемо тяжелого (в данном случае подразумевается противотанковое) вооружения, то тут ситуация была еще хуже. Широко известные «базуки» не могли использоваться десантниками по причине их дороговизны, проблем при выброске, чувствительности к влаге. Их, как правило, использовали части рейнджеров. А американские сборные противотанковые ружья обеспечивали лишь хорошую огневую мощь против легкой техники, машин, возможно легких танков. Британские ПИАТ воевали более успешно, но их губил другой недостаток – навесная траектория стрельбы. Соответственно и здесь подразделениям приходилось использовать трофейное оружие, которое как ничто другое успешно воевало против своих же соотечественников – «Панцершрек» (многоразового использования) и «Панцерфаус» (одноразового).
Но вернемся к спецоперациям 1944 года. В принципе, если британские элитные части проявляли себе лишь на ключевых направлении наступления союзных войск, то локации действий десантных подразделений (и американских и британских), в частности из-за их количества, было значительно шире. Задача обеспечения плацдармов и борьба с коммуникациями противника во Франции и Голландии носила столь важное значение, что союзники бросили на ее выполнение огромные силы. Многие немецкие солдаты, ставшие очевидцами первых часов высадки десанта, в своих воспоминаниях писали о том, что некоторых даже охватывала паника, когда те смотрели на небо – так много в нем было самолетов и парашютистов.
Нельзя сказать впрочем, что этот шок мешал немецким зенитчикам. Многие самолеты не успевали доставить десант в нужные зоны высадки, либо уже спускающихся на парашютах десантников срезали пулеметным и автоматическим огнем пехотинцы и техника. Подразделения находились в разрозненном состоянии, что значительно осложняло выполнение поставленных задач. Но, тем не менее, были случаи, когда задача, поставленная перед ротой, успешно выполнялась силами сводных взводов и отделений.
В контексте данной работе рассмотрим Арнхемскую операцию или операцию «Маркет-Гарден» (рис. № 1).
Арнхемская воздушно-десантная операция 1944 года (также известная как «Огород») является самой крупной воздушно-десантной операцией союзников во Второй мировой войне после «Дня Д» (6 июня). Планом предусматривалась высадка воздушного десанта в тылу немецких войск на удалении 60-90 км от линии фронта для содействия наступлению войск 2-й английской армии. Предполагался захват мостов через каналы и реки Маас, Ваал и Нижний Рейн. Место высадки был узкий коридор между Эйндховеном и Арнхемом в Голландии. Основная цель – выход войск союзников за Рейн.
В операции принимали участие 82-я и 101-я американские и 1-я английская воздушно-десантные дивизии и 1-я польская парашютная бригада 1-й союзной воздушно-десантной армии. Десантирование осуществлялось с аэродромов Англии 17 (с 1544 транспортных самолетов и 491 планера) и 18 (с 1360 транспортных самолетов и 1203 планеров) сентября 1944. Всего было высажено около 35 тыс. человек, 568 орудий и почти 2 тыс. транспортных единиц. Что характерно, данная операция является одной из первых (не считая «день Д») где использовались легкие английские танки Mk VII «Тетрарх», доставляемые на транспортных планерах. Причем модификации аэромобильных «Тетрахов» воевали достаточно успешно как против пехоты, так и против легкой бронетехники.
Прикрытие десантирования осуществляли 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей союзников. В течение 8 суток десантники вели ожесточенные бои с танковыми и пехотными частями немцев, неся тяжелейшие потери. В ночь на 26 сентября остатки десанта переправились через Нижний Рейн и соединились с подошедшими частями 2-й армии. Потери только 1-й английской воздушно-десантной дивизии составили до 7600 человек, из них 600 человек пленными, в т. ч. и командир дивизии.
Отсутствие
у англо-американского
Несмотря на то, что операция «Маркет-Гарден» провалилась и поставленные перед ней цели выполнены не были – Рейн не был пересечен, и оставался преградой на пути союзных войск вплоть до начала 1945 года – определенных успехов союзники добились. И важна в этом роль британских и американских десантных подразделений (в Голландии кроме них, конечно, воевали также канадские, австралийские части, но они не носили характер спецподразделений).
Другой классической операцией десантных войск – является Карентан. Еще 6 июня под сильным зенитным заградительным огнем части 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий были высажены в район Карентана. Недаром среди британских и американских десантников пользовалось популярностью высказывание У. Черчилля: «…Покажите мне человека, способного выпрыгнуть из самолета над вражеской территорией, и я покажу вам человека готового идти в бой…». Ведь операция действительно была нелегкой.
Штурм и удерживание города Карентан имело ключевое значение. Город-перекресток являлся связующим между группировками союзных войск на побережьях Омаха и Юта. Если бы несколько связующих город мостов через реку Мардер были взорваны – переправа и дальнейшее наступление на Шербур были бы серьезно затруднены, а то и не возможны. Силами нескольких батальонов город был очищен от немецкого гарнизона, и к 12 июня 1944 года союзные десантники заняли город. Однако, «батальон Карентана» несколько отличался от привычного – он имел в своем составе части разных подразделений численностью в несколько сводных рот – результат разрозненной высадки.
Впрочем, немцы не пожелали сдавать город и с 13 июня неоднократно предпринимали попытки его отбить. Заняв мосты, десантники, лишенные коммуникаций и тяжелого вооружения, тем не менее, сдерживали натиск вермахта вплоть до подхода основных сил. Из пяти переправ и мостов города-перекрестка поврежденными были только два – причем один был взорван самими десантниками, тем самым лишив немецкие войска возможности закрепится на том направлении. Подошедшие части бронетанковой дивизии Удержание города и разгром группировки его штурмовавшей позволило создать единый фронт, объединим союзные войска с нескольких зон высадки Омаха, Юта и Сворд.
Любопытной является с точки зрения военной аналитики еще одна операция, ключевыми действующими участниками в которой были представители специальных войск. Данная операция была широко освещена в прессе союзных стран с пропагандисткой целью, однако, тем не менее, имела под собой реально произошедшие события. Это операция «Кобра», разработанная американским генералом Омаром Брэдли (1893–1981) в начале июля.
В июле 1944 года отряды десантников были высажены неподалеку от города Сент Фромон (или Св. Фромон), в котором находился небольшой гарнизон вермахта. Сложность операции заключалась в том, что из-за расположенных на подходах к городу 88-мм орудий и зенитных установок, в том числе и мобильных (ЗСУ «Вильгельвинд» и «Флакпанцер») не наступление основных сил бронетехники, не занятие пункта прямой десантной выброской было не возможно. Операция затруднялась тем что несмотря на то, что Сент Фромон являлся транспортной развязкой и из него вело несколько дорог, непосредственно в сам город вел лишь один мост, который, разумеется, контролировался неприятельской артиллерией. Вообще, наступательным операциям союзных войск в Голландии, Франции и Италии было характерна проблематика захвата коммуникаций, транспортных узлов, мостов. В общем-то, это и было постоянной задачей десантных войск и коммандос.
Вернемся к взятию Сент Фромон. Силами двух взводов десантниками 7 июля был занят город. Несмотря на это, уличные бои со снайперами и диверсионными расчетами велись до наступления темноты. Десантники получили приказ удерживать город до полудня следующего дня, когда по расчетам должна подойти колона бронетехники и основные силы пехоты. В поддержку десантникам был определен, подошедший ночью взвод рейнджеров с тяжелым вооружением.
Но уже к рассвету на город обрушилась немецкая дальнобойная артиллерия, и началось наступление. Десантники и рейнджеры использовали отбитые у немцев 88-мм зенитки и противотанковые орудия Pak 38. Бои за населенный пункт велись практически двое суток – ожидаемый приход колоны задержался, и добраться до города смогла лишь часть пехотных подразделений на легкой бронетехнике. В численности союзники, тем не менее, все равно уступали наступающим силам 6-го фолькгренадерского полка, 8-й бронетанковой СС и частями 352-й Гренадерской дивизии.
Лишь на третий день, когда в строю осталось около 60% личного состава, подход основных сил и техники прочно закрепил Сент Фромон за союзниками. В итоге, город стал крупным плацдармом на пути наступление, и его потеря могла бы прекратить наступление союзных войск еще на начальном этапе. Данный плацдарм позволил скопить силы для взятия 21–27 июля 1944 г. крупнейшего в данном районе стратегически важного пункта – города-крепости Сент Ло (рис. № 2).
И в завершении рассмотрим две ключевые операции, позволившие, в конечном итоге, союзным войскам окончательно закрепится в Нормандии и взять Кан. Для начала разберем норманнскую операцию.
Это захват населенного пункта Мортэн, прилегающих к нему высот и удержание их. К чести регулярных войск данная задача выполнялась не только силами десантников, но и рейнджерами, саперно-инженерными и стрелковыми подразделениями. Первая фаза операции легла на плечи десанта – ими был зачищен город и начато устройство укреплений на высоте 317. К 19.00 на высоту подошло подкрепление (подразделения саперов и 3 пехотных взвода с противотанковыми орудиями). С наступлением ночи части 10-й дивизии СС при поддержке бронетехники и гаубичной артиллерии начали штурм на высоту и город, продолжавшийся до 11 часов следующего дня. Следует отметить что, несмотря на подошедшую с утра тяжелую бронетехнику, союзникам все же очень тяжелыми усилиями удалось удержать Мортэн и высоту 317. В результате произошло обескровливание немецких частей. За счет «втягивания» из-за осады высоты произошел разрыв с коммуникациями, что в последствие послужило причиной дальнейшего окружения группировки и ее ликвидации. Это значительно ослабило позиции вермахта в данном районе. Союзническая пропаганда не раз использовала данную операцию для поднятия боевого духа солдат – как пример стойкости и упорства в бою.
Операция по взятию Карпике и с последующим наступлением на Кан («Винзор») происходило несколько ранее. Данный пункт являлся крупным подспорьем для осажденного Кана, взятие которого было не возможно без отрезания его от коммуникаций – т.е. аэродрома Карпике. В данной операции ключевую роль сыграли британские части спецназначения – коммандос. Заброшенные ночью 4 июля в тыл укреплений части 3-го батальона Королевских коммандос ликвидировали значительную часть обороны противника, обеспечив тем самым безопасный подход основных сил 2-го канадского полка. К утру подходы к самому аэродрому были захвачены, и коммандос при поддержке канадцев начали штурм полосы. Потери при этом были довольно значительные – немцы были готовы удерживать аэродром до последнего. Поводом для этого стал тот факт, что Карпике имел ключевое значение для поддержки Кана. Подобно осажденным группировкам под Сталинградом, на данный аэродром по «воздушному мосту» доставлялись подкрепления, боеприпасы и эвакуировались раненые. Поэтому, немцы понимали, что потеря аэродрома – это потеря возможности снабжения и отступления, о котором, впрочем, пока никто не думал. Силы пехоты вермахта при поддержке бронетехники 12-й танковой дивизии СС оказали отчаянное сопротивление. Тем не менее, к середине дня полоса была полностью зачищена. В английской прессе того времени данная операция была также широко освещена. Многие британские и канадские офицеры получили знаки отличия и награды.
Анализируя наступление союзных войск и вообще «второй фронт» в целом становится понятно, что правила «игры», заданные вермахтом были приняты союзникам. Причем успешность последних стала очевидной на завершающем этапе Второй мировой. С другой стороны, практически все провалы американских и британских войск мотивировались не столько высоким преимуществом немецких войск, сколько самонадеянностью. Однако дерзость и внезапность специальных войск в данной войне показало что будущее военных конфликтов именно за профессионально подготовленными частями, способными воевать не количеством, а умением.
Стремительность операций союзных войск, быстрота наступления и развертывания фронта – все это позволяет назвать данную тактику союзной вариацией немецкого «блицкрига». Однако впоследствии союзные войска столкнулись с той же проблемой что и немецкие. Высокая скорость развития боевых действий требовало большего количества спецподразделений, на подготовку которых, как известно, требуется время. Даже не смотря на то, что материальная база, количество личного состава и технологические инновации в союзных войсках было выше немецких, все же количество опытных офицеров и солдат, имевших боевой опыт, в американской, британской и других союзных армиях было значительно меньше.
Причина тому политика невмешательства в европейские дела – как не крути, но в гонке вооружений и уровню подготовки кадров на момент 1939 года Германия безоговорочно выиграла. Соответственно, чтобы не терять достигнутых преимуществ союзникам требовались большее количество сил специального назначения, сокращение сроков их подготовки, что начало сказываться на их качестве. Впрочем, существенно до окончания войны это не сказалось. А вот в послевоенные годы, до создания крупных академий и спецшкол были и негативные результаты слишком быстрого развития спецподразделений. Подобная ситуация сложилась несколько позднее со спецподразделением «зеленых беретов» во время Вьетнамского конфликта.
Однако, в годы Второй Мировой войны союзники по праву достигли первенства на поприще подготовки оперативных подразделений специального назначения. Многие из них сохранились и получили дальнейшее развитие. А взятая тактика, взятая на вооружения британской и американской армиями, в дальнейшем стала основой современного ведения военных конфликтов. Практически все мировые конфликты, особенно в период «негласного противостояния» между Соединенными Штатами и СССР, во многом повторяли операции 1944 года во Франции, Голландии, Италии. Война коммуникаций, противостояние профессионально подготовленных подразделений, переход к тезису «воевать не количеством, а качеством»– все это говорит о том что Вторая Мировая война, вне зависимости от исторических, геополитических, экономических и других факторов, очень многое привнесла в современную военную науку.