Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 21:18, статья
Данная работа посвящена истории создания и применения союзными силами подразделений специального назначения в годы Второй Мировой Войны.
2010
В общем и целом, Вторая Мировая война, как и любой другой военный конфликт, дал новый толчок к развитию мировой военной мысли. Именно годы данного конфликта являются датами рождения многих мобильных оперативных соединений в армиях всего мира. Цель их создания – подготовка обученных бойцов, способных вести бой в любых условиях (будь то город, пустыня или тропики) и практически с любыми видами вооружения и взрывчатки. В реальности, тактика оперативных групп специального назначения, применяемая союзниками, – стала ответом на тактику блицкрига («молниеносной войны») немецкого Вермахта. Ведь при простой, пусть и массовой высадке союзных войск, вермахт, используя свои коммуникации и оперативно-тактические мобильные подразделения (кампфгруппы), хорошо обученные подразделения парашютистов люфтваффе и др. мог всегда своевременно перебросить силы на нужный участок фронта. Собственно это и во многом объясняет успехи германской военной машины на начальном периоде войны.
Среди направлений в исследовании данного вопроса, следует отметить несколько ключевых подходов. В частности, такие авторы как Ингерсолл, Хастингс, Шульман рассматривают ситуацию на Западном фронте в целом, и операцию «Оверлорд» как центральную операцию по наступлению. Другие же авторы, подходят к изучению иным образом. Они рассматриваю первопричины возможности осуществления всех операций «Дня Д» и последующих месяцев наступления. К таким можно отнести труды Миллера, Райана и Киселева. Их мнение заключается в том, что, по сути, победа в большинстве операций Западного Фронта стала возможным (и они аргументируют это) лишь благодаря действиям подразделений специального назначения – командо, ВДВ и САС. Отдельно следует отметить как значимый источник мемуары одного из известнейших командующих союзных войск – Дж. Паттона, стоящего у истоков формирования спецопераций.
В данной работе мы оставим в стороне широкомасштабные операции союзных войск подобные высадке на побережье Омаха, взятие Кана или Шербура и др. Остановимся сугубо на «специальных» операциях, носящие порой ключевое значение для успешности всей кампании. Среди театров военных действий в Европе, рассмотрим операции союзников во Франции и Голландии, поскольку именно эти два фронта в конечном итоге сомкнули кольцо вокруг Германии с юго- и северо-западных направлений.
Операции союзников, конечно, имели как свои успехи, так и поражения. Достижения от успехов десантированных войск во Франции, к примеру, обеспечили не только успех, но и вообще возможность реализации «дня Д». В то же время, обескровливание и последующий разгром части британских коммандо в районе Рейна или потери 30-го корпуса в Голландии по дороге на Арнхем – показали уязвимость и промахи данной тактики.
Практически все операции союзных войск проходили в три этапа:
Поэтому, прежде всего, рассмотрим основу новой тактики – создание в союзных армиях новых родов войск и подразделений. Начать, пожалуй, следует с английских спецподразделений, так как они появились несколько раньше.
В условиях явственной угрозы Англии в лице немецкого вторжения (т.н. операции «Морской лев») британский премьер-министр Уинстон Черчилль осознавал как причины поражения французской армии, так и шансы Великобритании повторить ее судьбу.
«…У меня сложилось впечатление, что Германия была права, используя во время Первой мировой войны и сейчас штурмовые подразделения... Францию победила непропорционально малая группа хорошо вооруженных солдат из элитных дивизий. Немецкая армия, шедшая вслед за подразделениями спецназначения, закончила захват и заняла страну…» (Из письма Черчилля Э. Идену, члену действующего правительства).
Англия сильно отличалась от Германии в подходах к организации армии. Консервативная военная иерархия, не любящая новое, судорожно держалась за классические способы ведения войны. Однако Германия доказала обратное – старые методы и тактики уже неактуальны. Именно поэтому были созданы подразделения коммандос и САС.
Летом 1940 г. Черчилль направил несколько писем офицерам высшего ранга и руководителям штабов армии, авиации и флота. Этими письмами он усиленно инициировал начало создания сил спецназначения. Сотрудники министерства обороны, в конце концов, официально приняли новую доктрину, назвав формирующиеся силы "батальонами специальной службы". В официальной информации вплоть до конца 1944 г. упоминалось о "подразделениях СС" (спешиэл сервис). Однако солдаты, офицеры да и сам Черчилль из-за аналогии с немецкими подразделениями, имевшими довольно дурную славу, предпочитали слово "коммандос", имевшее довольно старую историю в английской армии.
Черчилль
не собирался откладывать
В конце лета 1940 г. были организованы двенадцать соединений "коммандос". Каждое имело численность около батальона. В их ряды записались добровольцы из всей британской армии. Все офицеры имели возможность набирать только наилучших добровольцев. Это должны были быть молодые, энергичные, интеллигентные люди с хорошими навыками водителя транспорта. Первые добровольцы пришли из разных родов войск и сохранили свои мундиры с соответствующими нашивками.
Был разработан свод правил тактики действий и индивидуальной боевой подготовки. Его критерии, требования, правила носят довольно современный характер. Приведем неполная часть этого свода:
В свою очередь рождение САС (специальной авиадесантной службы) стало уже результатом разработки именно об изменении вышеупомянутой доктрины. Но это был сложный процесс. Но вышеуказанные пункты также стали критериями и кадрового отбора и в САС.
В отличие от германского командования с его идеями "молниеносной войны" посредством танковых прорывов и воздушных десантов, руководство британских вооруженных сил долгое время отрицало значение воздушно-десантных войск. Лишь под нажимом Черчилля командование королевских ВВС организовало в мае 1940 года подготовку первого батальона парашютистов. 21 ноября 1940 г. сформировали 11-й батальон САС.
11 января 1941 г. план операции под кодовым названием "Колосс" был официально утвержден. Это явилось первой операцией спецподразделения 11-го батальона САС. Задачу, заключавшаяся в крупной диверсии на акведуке Трагино, расположенного на склоне горы Монте-Вультере в итальянской провинции Кампания, полностью выполнить не удалось. И хотя операция "Колосс" не отрезала военные порты южной Италии от источников водоснабжения, она завершилась успехом для парашютистов. Они доказали свою боеспособность.
Американская армия, наблюдая за успехами английских спецподразделений, несмотря на свою отстраненность от войны в Европе, тем не менее, решила взять их на вооружение. Путь в США избрали тот же самый – создание десантных войск и войск спецназначения.
Как и в Англии, развитие специальных сил шло медленно и с явным опозданием, хотя первая реакция была почти немедленной – американская армия оказалась не столь консервативной, но недоверие среди высшего военного руководства все таки имело место. Через 72 часа после капитуляции Франции, т.е. 25 июня 1940 г., американский департамент обороны приказал 29-му полку пехоты, базировавшемуся в форте Беннинг в штате Джорджия создать учебные подразделения парашютистов. Спустя 2 месяца были проведены первые "массовые" прыжки с транспортных самолетов ДС-З. Они произвели столь сильное впечатление на высших офицеров, что немедленно было получено их согласие на создание целого батальона, названного 501-м парашютным батальоном пехоты. К декабрю 1941 г. в процессе формирования находились четыре парашютных батальона. Как это уже было в Англии и Германии, американские парашютисты быстро прониклись духом принадлежности к особым частям. С момента вступления американцев в войну развитие американских подразделений специального назначения достигло той фазы, на которой оно находилось в Германии и Англии.
Хотя Америка и вступила в войну, она еще не принимала в ней участия. Единственным заметным исключением были бои войск Мак-Артура на полуострове Батаанг и острове Коррехидор на Филиппинах. Однако возрастала потребность в силах, способных проводить операции вместе с коммандос. Этому был посвящен приказ, привезенный полковником Л. Траскоттом американскому начальнику штаба генералу Маршаллу в мае 1942 г.
1 июня Маршалл официально распорядился создать подразделения "Американские Коммандо" из добровольцев, набираемых в американских войсках в Англии. Траскотт дал им название "рейнджеры". В качестве добровольцев обратились 2000 американцев, служивших в Англии. К концу июня 1942 г. 1-й батальон рейнджеров под командой майора Уильяма О. Дерби уже проходил подготовку вместе с коммандос из разных стран Европы на военной базе в Акнакэрри. Таким образом, части рейнджеров по своей подготовке стали аналогом британских частей САС и коммандос.
Хотелось бы сказать несколько слов о вооружении данных спецподразделений. Если сравнивать оснащение парашютиста-десантника немецких люфтваффе и, скажем, бойца американских ВДВ, поневоле приходишь к мысли о том, что последний значительно уступает германскому солдату в огневой мощи и оснащении. К началу 1944 года все обстояло именно так. Причиной тому было то самое недопонимание с регулярными войсками. В «День Д» союзные десантники прыгали на вражескую территорию с укороченными винтовками «Гэранд» и карабинами М1 и М2 (скорострельная версия), которые конечно обладали большей точностью по сравнению с немецкими МР40 и Stg.44. Однако в поединке с автоматическим оружием полуавтоматические винтовки значительно проигрывали. Несколько позднее (сказывается влияние войны на экономику) американские десантники стали получать автоматы М3, прозванные «масленками» за характерную форму, и «Томпсоны» как правило, с магазинами по 20-30 патронов. Дисковые магазины на 50-80 патронов, из-за их веса, получали части рейнджеров и обычные стрелковые дивизии. В американских специальных подразделениях уже после высадки остро стал вопрос ручного пехотного пулемета – пулеметы BAR М1918 с поставленными задачами не справлялись по причине маленьких магазинов (20 патронов). Все это привело к тому (на чем пропаганда старалась не акцентировать внимание), что десантникам приходилась вооружаться немецкими автоматами и пулеметами МГ34 и МГ42, более отвечающим насущным задачам.
Британским подразделениям коммандос, САС и ВДВ в этом плане повезло больше. Повсеместное вооружение автоматами «Стэн» Mk2 этих частей было поставлено на поток – данный автомат был весьма дешев в изготовлении, обладал хорошими характеристиками, а что самое главное – был компактен и неприхотлив. По технологии изготовления и внешнему виду он напоминал МР40 с тем отличием, что рукоятка (она же магазин на 30-42 патрона) была расположена сбоку. Больше повезло вышеупомянутым подразделениям и с пехотным пулеметом – легкий пулемет Bren полностью удовлетворял всем задачам: легкий вес, точность, неплохой боезапас, сошки. Особенно высоко коммандос ценили трофейные штурмовые винтовки ФГ42, ведь снабженные оптикой, сошками, вместительным магазином и двумя режимами огня – в умелых руках превращались в грозное оружие.