Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:11, шпаргалка
Работа включают 60 ответов на вопросы по дисциплине "Истории стран Азии и Африки в новое время".
1. Периодизация курса
История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.
Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание — к образованию КНР (1949 г.).
В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские — французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».
Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. — год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».
Таким образом,
хронология Нового времени предлагается
в рамках начала XVI — конца XIX веков.
2. Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы
Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.
Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.
В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:
К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.
Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.
В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.
В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.
Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.
Противоположное
мнение заключается в том, что
в Азии и Африки не обнаружились признаки
развития капитализма и, следовательно,
колониализм сыграл объективно прогрессивную
роль в истории колониальных стран, поскольку
позволил им перейти на следующую ступень
развития. Более того, предполагается,
что колониальная экспансия и смогла стать
столь масштабной именно потому и лишь
потому, что на своих штыках колонизаторы
внесли в Азию новые социально-экономические
отношения. Как бы то ни было, вне зависимости
от наличия или отсутствия зачатков капитализма
на Востоке, вне зависимости от вероятных
вариантов развития Востока, совершенно
очевидно, что буржуазные отношения явно
быстрее развивались на Западе, политическая
экспансия которого стимулировала хозяйственную
перестройку колониальных стран.
3. Особенности политического развития Японии в период Токугава
При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.
В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.
Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.
Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.
Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны — наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников — европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.
Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота — крепости в Симабара — было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.
С подавлением
симабарского восстания сегунат принял
окончательное решение «закрыть» Японию
для иностранцев и изолировать страну
от всякого внешнего влияния. Исключение
было сделано лишь для голландцев. Им оставили
факторию на небольшом островке Дэсима,
где торговля происходила под бдительным
надзором правительственных чиновников.
Купцы должны были давать специальное
обязательство воздерживаться от открытого
проявления своих религиозных убеждений
и не вступать ни в какие отношения с японцами,
кроме чисто деловых, подробно регулируемых
правилами о торговле. Что касается японских
граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено
под страхом смертной казни покидать свою
родину и строить большие корабли для
дальних плаваний. В peзультате этих мер
произошло закрытие страны для европейцев.
4.Социально-экономическое положение Японии в период Токугава
Социально-экономическое развитие Японии времен Токугава протекало крайне неравномерно. С начала XVII в. и до начала XVIII в. наблюдался экономический подъем; затем – стагнация и спад до середины XIX в. Подъем первого столетия правления сёгунов дома Токугава связан с объединением страны, с окончанием междоусобных войн. Все это создало предпосылки для развития сельского хозяйства. Во-первых, этот прогресс выразился в росте урожайности риса. Последнее было связано: а) с улучшением семенного материала; б) с совершенствованием оросительной системы; в) с активным применением удобрений (их получали даже из сушеных сардин); г) с улучшением орудий труда. Во-вторых, рост урожайности способствовал росту численности населения до 30 млн человек. В-третьих, изменяется социальная структура японского общества. Произошло устранение рядового самурайства из схемы экономических отношений: крупный сеньор – крестьянин. Переход к денежной форме ренты – закономерный этап в развитии аграрной экономики, воспринимался самураями отрицательно. Самураи-воины считали унизительным получать плату за службу в денежной форме.
В 1611 г. начинается процесс «закрытия страны», что также лишало экономику перспектив. Внутренний рынок был развит недостаточно, от внешнего рынка страна «закрылась». На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов. Товарно-денежные отношения не могли развиваться в условиях «закрытия». Кризис проявился в: 1) застой в сельском хозяйстве. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. 2) характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян. 3) приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры. 4) финансовый кризис. Он проявился в том, что рост товарно-денежных отношений, даже в своем историческом дебюте, быстро привел к перераспределению денежных средств. В результате самураи, даймё и даже сёгун попали в финансовую зависимость от ростовщиков и первых банкиров. Вероятно, финансовый кризис связан с тем, что только в XVII в. в Японии появились золотые, серебряные и медные деньги. До этого времени роль денег играл рис.
5. Религиозная ситуация периода Токугава
С XVII в., когда сёгуны из клана Токугава (1603—1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую администрацию для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения в Японию конфуцианства. Конфуцианство стало отвечать умонастроениям эпохи Токугавы, когда предложило новую философию жизни и новую космологию. Важность конфуцианского подхода к миру следовала из того, что он предлагал нового рода единство мысли и действия, философии и политической системы. Предложенный конфуцианством идеал социального порядка имел форму естественной иерархии классов и сословий, в которой каждый индивид занимал определенное место и старался выполнить свою жизненную задачу и осуществить свои цели.
В 1549 г. в Японию было занесено христианство, а в 1562 г. несколько провинциальных князей вместе со своими подданными приняли его, стараясь таким образом извлечь пользу из торговли с португальцами. В самом начале сёгуны позитивно отнеслись к христианству, однако по прибытии в Японию испанских францисканцев ситуация резко изменилась в силу их раздоров с иезуитами; начинаются кровавые преследования христиан. В итоге христианское движение вынуждено было затаиться полностью.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории стран Азии и Африки в новое время"