Российское самодержавие XVII века в сочинении Григория Котошихина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2016 в 01:03, реферат

Описание работы

Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630–1667), подьячий Посольского приказа, участник ряда русских посольств, ведших переговоры со Швецией. В 1663 г. завязал тайные отношение со шведским дипломатом А. Эберсом, которому за плату поставлял информацию и секретные материалы, касавшиеся русско-шведских отношений. В 1664 г. во время переговоров с польской делегацией в Смоленске бежал в Речь Посполитою. После прошения к польскому королю Яну Казимиру о принятии на службу был определен состоять при великом канцлере литовском Христофоре Паце.

Файлы: 1 файл

Катошихин доклад готов.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

Особый подтекст имела проблема титулования русского государя императором Священной Римской империи. Главы обоих государств в той или иной степени считали себя наследниками римских императоров. По отношению к Цесарскому двору Русский двор традиционно воздавал максимальные почести. Свидетельство последнему содержится в главе "О титлах, как к которому потентату московский князь пишется" сочинения Г.К. Котошихина. В нем среди всех перечисленных дворов, с которыми Россия вела дипломатическую переписку, Цесарский двор был поставлен на первое место, особо указывалось, что царские грамоты к императору "пишутца на самой болшой александрийской бумаге; травы золотом пишутца болшие", то есть внешнее оформление актов, посылавшихся в Империю было наиболее пышным, а следовательно, — максимально почетным. Настоять на изменении титула русского царя в документах от императора означало в целом повысить престиж власти русских самодержцев на международной арене.

СЛАЙД. Г.К. Котошихин оставил интересное описание деятельности Боярской думы. В XVII столетие Боярская дума вступила, имея в своем составе представителей четырех думных чинов: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Такое деление сохранилось до последнего часа существования Думы. Получение одного из этих чинов означало одновременно и вхождение в Боярскую думу.

Думные бояре — высший и самый почетный чин Боярской думы. Боярство стало думным чином с ХV в., когда сложилась практика пожалования в думные чины. Второй чин Боярской думы — окольничество. Большинство думных бояр и окольничих были представителями аристократических родов Русского государства. Сама аристократия в третьей четверти XVII в. осознавая свои права через систему местнических представлений, полагала, что честь рода, аристократизм рода воплощается в привилегию не служить в тех чинах, которые были ниже достоинства представителей данной родовой корпорации. Г.К. Котошихин, характеризуя ситуацию середины XVII столетия, отмечал тот факт, что в России существует 16 знатнейших родов ("роды первой статьи", "роды, которые бывают в боярех, а в околничих не бывают"), чьи члены при пожаловании в Думу традиционно получали боярский чин, минуя низшие думные чины. К ним относились Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Морозовы, Шереметевы, Одоевские, Пронские, Шеины, Салтыковы, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Хилковы, Урусовы. Члены еще 15 родов ("второй статьи", "роды, которые бывают в околничих и в боярех"), получали пожалования в Думу изначально во второй чин окольничего, но большинство из их представителей в итоге выслуживались до бояр. К ним относились: Куракины, Долгорукие, Бутурлины, Ромодановские, Пожарские, Волконские, Лобановы, Стрешневы, Барятинские, Милославские, Сукины, Пушкины, Измайловы, Плещеевы, Львовы. Из тридцати одной перечисленной фамилии двадцать относились к княжеским. Верхушку Боярской думы составляло значительное количество потомков Рюриковичей и Гедеминовичей, то есть двух правящих домов Древней Руси и Великого княжества Литовского. Среди первых — Воротынские, Мстиславские и др. Среди вторых — Голицыны, Куракины и пр. Помимо того значительное число перечисленных фамилий относились к старым московским боярским родам, такие как Морозовы, Салтыковы, Шереметевы и др.

Характеризуя роды, которые имели право на поверстание думным дворянским чином, Г.К. Котошихин отмечал: "Роды ж, которые бывают в думных дворянех и в околничих ис честных родов и из середних, и из дворян. И те роды болши тое чести не доходят". Действительно, при господстве местнической системы одной из привилегий аристократии была фактическая невозможность для представителей худородного по сравнению с аристократами дворянства пробиться к тем чинам, на которые претендовали аристократы. Разумеется, в этой системе были исключения, но они лишь подтверждали общие правила. Для получения боярского чина лицом, не относящимся к аристократии, требовалось, во-первых, личное покровительство государя, во-вторых, прохождение длинной чиновной лестницы.

СЛАЙД. Размещение членов Боярской думы в палате во время работы этого государственного органа также воплощало привилегии аристократии, облекавшиеся в форму местнической идеологии. Котошихин отмечал: "И как царю лучится сидети с теми бояры и думными людми в Думе о иноземских и о своих государственных делех, и в то время бояре и околничие, и думные дворяне садятца по чином, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; околничие под боярами, против того ж; под околничими думные дворяне потому ж, по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят". Другими словами на заседаниях Боярской думы все ее члены рассаживались по чинам: сначала бояре, ниже — окольничие, ниже — думные дворяне. Поскольку каждая из перечисленных групп насчитывала несколько представителей, порядок их размещения соответствовал их знатности, не учитывая такой показатель как выслугу в чине (время пожалования в тот или иной чин).

Жалование значительного числа лиц в Думу "по породе" (в зависимости от их высокого происхождения) подчас приводило к некомпетентности ряда членов этого почтенного государственного учреждения, что давало повод для едких замечаний современников. Котошихин замечал: "А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре по породе, и многие из них грамоте не учены".

СЛАЙД 1. О царском воспитании  в своем сочинении Катошихин писал так: (отрывок из из гл. 1-ой). А на воспитание царевича или царевны выбирают всяких чинов из жен - жену добрую, и чистую, и млеком сладостну, и здорову, и живет та жена у царицы в Верху на воспитание год; а как год отойдет, и ежели та жена дворянска роду, мужа ее пожалует царь на воеводство в город, или вотчину даст, - а подьяческая, или иного служивого чину, прибавят чести и дадут жалованья немало, - а посадского человека, и таким по тому ж дано будет жалованье немалое, а тягла и податей на царя с мужа ее не емлют, по их живот. Да у того ж царевича или у царевны бывает приставлена для досмотру мамка, боярыня честная, вдова старая, да нянька и иные прислужницы.

СЛАЙД 2. О царицыных чинов людех и о боярынях (отрывок из гл. 2-ой). В чину ее бывают и живут в Верху, боярские, и окольничих, и всяких чинов людей жены, вдовы, и дочери, вдовы ж, и девицы, и мужни жены. 1) Боярыни: казначея, крайчая, постельница, судья. 2) Стольники: и в те стольники берут боярских и окольничьих, и ближних людей детей, лет по 10 ростом; а как они будут лет пятинадцати или семинадцати, и они в том чину не бывают, а бывают в царский чин взяты, в стольники ж, или в спальники; а бывает их в стольниках человек 20. 3) Мастерицы: швеи, мужни жены и вдовы, и девицы, честных и средних чинов дворовых людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шелками, с каменьем и с жемчугом. 4) Постельницы, которые постели постилают под царицу и под боярынь; а жены в том чину дворовых же всяких чинов людей; и те постельницы и мастерицы спят у царицы в Верху, посуточно, попеременно. 5) Мовницы, которые платье моют, жены дворовых людей; а когда прилучится им мыть платье, и то платье зимою и летом, возят на реку в санях, в сундуки замкнув и запечатав, покрыв красным сукном; а за тем платьем идет боярыня, для бережения.

СЛАЙД. О Боярах и боярских женах. Бояр и окольничих, и думных, и ближних людей жены, вдовы и мужни жены, и дочери, вдовы ж, и девицы, когда лучится по них для чего нибудь послати царице, или царевнам, или они и сами для чего нибудь к царице и к царевнам ехати похотят, и они ездят зимою в каптанах, а летом в колымагах. А приезжаючи к царицыну двору, из колымаг и из каптан выходят у ворот, а на двор не въезжают, и приходя к царицыным или к царевниным покоям, посылают боярынь …сказати о своем приезде царице или царевнам: и будет царице или царевнам время, и они им велят быть к себе, а будет не время, и им отказывают; и они боярские и ближних людей жены, или и дочери, не быв у них, поедут к себе

СЛАЙД. О житии бояр, и думных, и ближних и иных чинов людей (гл. 13-я). 1. Бояре и ближние люди живут в домех своих, в каменных и деревянных, без великого устроения и призрения; и живут с женами своими и с детьми своими покоями. Да у них же больших, не у многих, бояр учинены на дворах своих церкви; а у которых церквей нет, и они большие и середних статей бояре, которым позволено держати в домех своих попов, заутреню и часы, и молебен, и вечерню отправливают у себя в своих хоромех, а у обедни они бывают в церквах, кто где прихож, или где похочет; а в домех у них своих, окроме церквей, обедни не бывает ни у кого; и дают они бояре и ближние люди попом своим жалованье, по сговору, погодно, и дается женатым людем попом месячный корм, и ествы, и питье, а вдовые попы едят с боярами своими вместе за столом, у кого что прилучилось.

А который человек жених похочет смотрити невесты сам, и по его прошению отец или мать, ведая дочь свою, что ее пред людьми показати не в стыд, укажут тому жениху; и тот жених смотря тое невесты, а после того ему не полюбится, и тое невесту учнет хулить и поносить худыми и позорными словами, и других женихов учнет от нее отбивать прочь; и той невесты отец, или мать, или кто-нибудь, проведав о том, учнет о том бить челом патриарху или властем, что тот человек невесты их смотрил сам, а после ее хулит и безчестит, и другим людем розбивает, чтоб о том они указ учинили 

СЛАЙД. Заключение

Сочинение Г.К.Котошихина является одним из ценнейших источников о состоянии Московского государства в середине XVII века. Большинство исторических исследований о России в XVIIв. содержат ссылки на сочинение подьячего Посольского приказа Григория Карповича Котошихина "О России в царствование Алексея Михайловича".

Столь высокая популярность объясняется тем, что сочинение, написанное по заказу шведского правительства, энциклопедично по содержанию. В нем содержатся сведения о самых разнообразных сторонах жизни русского общества XVII в. - от придворного быта до сословной структуры, политического устройства и состояния экономики страны. Хорошо знакомый со всеми сторонами жизни московского государства, Котошихин сообщает драгоценные данные для изучения государственной и общественной жизни допетровской Руси. Надо относиться с осторожностью к произведению, написанному человеком, который был способен на измену и предательство. Но Котошихин несомненно владел пером, был человеком неглупым и описывает многое, как очевидец.

СЛАЙД СПИСОК ЛИТРЫ 

Фрагменты текста публикуются по: Котошихин Г.К.. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. Публикация, традиционно для текстов XVII века, осуществляется без перевода на современный русский язык, тем более, что такой перевод никогда не осуществлялся. Подготовка текста, предисловие и комментарии Галины Валерьевны Талиной. В комментариях к тексту были частично использованы комментарии к публикации источника, осуществленной 2000 г. проф. Г.А. Леонтьевой.

 


Информация о работе Российское самодержавие XVII века в сочинении Григория Котошихина