Российские-украинские отношения в 90 - е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование проблем во взаимоотношениях России и Украины в последнее десятилетие двадцатого века. Работа включает в себя 4 раздела, первый из которых посвящен Российско-Украинским взаимоотношениям, в целом, второй раскрывает проблемы Крымского полуострова и плавно перетекает в третий, где речь идет о статусе города Севастополь. Четвертый же освещает вопрос по проблеме раздела Черноморского флота.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Раздел 1. Российско-Украинские отношения…………………………7
Раздел 2. Крымская проблема………………………………….………19
Раздел 3. Статус Севастополя……………………………………….…24
Раздел 4. Черноморский флот………………………………….………34
Заключение………………………………………………………………43
Литература и источники………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2002.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

        К сожалению, чрезмерные политизация  и идеологизация экономических  проблем не только мешают правильному определению их истоков и возможных способов разрешения, но зачастую приводят к отрицанию любых инициатив по их оптимизации. Это неудивительно, если учесть, что политики как национал-радикального толка, так и национал-демократы делают  однозначный выбор в пользу «европейского вектора» интеграции Украины.  Для них любые попытки восстановления каких бы то ни было связей с Россией ассоциируются с отказом от выхода из «гравитационного поля» Москвы. Необходимо, тем не менее, признать, что национальные интересы Украины, стратегия ее суверенного экономического и политического развития требуют не «лозунгового» патриотизма, а иделогически непредвзятого анализа всего комплекса украинско-российских отношений  и их влияния на процессы социально-экономической трансформации в Украине. Такой анализ должен учитывать следующие факторы: 1) сохраняющиеся влияние прежних экономических структур обоих государств, объективную инерцию их почти нераздельного функционирования, преодоление которой требует значительных ресурсов времени и материальных благ. 2) реальный экономический потенциал страны, который определяет степень заинтересованности государств, являющихся ее торговыми партнерами, в укреплении и развитии экономических связей с Украиной.  3) возможности замещения существующих связей альтернативными отношениями с другими странами или их группами с учетом структурных приоритетов экономики украинского государства, его социокультурных особенностей, характера существующих общественных ценностей, геополитического положения.3

        При отсутствии  продуманной стратегии  возобладала политика сугубо  ситуативная, нацеленная на достижение  исключительно краткосрочных   политических соглашений между  основными кланами (корпорациями), формирующими социально-политическую  структуру общества.

      Обнаружилась  поразительная повторяемость в  Украине многих ранее проявившихся в России социально- экономических  тенденций, сходство основных макроэкономических и структурных проблем. Как и  Россия, Украина испытала ряд деструктивных  для экономики явлений: хронические неплатежи и бартеризацию коммерческого оборота, острый бюджетный кризис, прогрессирующую деиндустриализацию и сворачивание сфер науки и наукоемких производств. И в Украине, и в России в равной мере наблюдается возникновение не столь экономического, сколько политического (и при этом полукриминального) рынка, на котором    люди, соединяющие власть и собственность, ведут торг по их распределению и перераспределению, стремясь к фактической приватизации самого государства.

      Сделанные наблюдения свидетельствуют о значительном  совпадении  трансформационных парадигм Украины и России. Эта зависимость, впрочем, имеет отнюдь не односторонний характер, уходя своими корнями в унаследованную от бывшего Союза структурную взаимосвязанность двух стран, которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада СССР, продолжает сохраняться. Высокая степень свободы внешней торговли в обоих государствах и одновременно возникновение вполне ощутимых административных и экономических барьеров для торговых контактов между ними (процедуры таможенного контроля и оформления, требования предоплаты либо гарантий оплаты поставок, новых налогов по отношению к товарам другой страны и др.) привели к стремительному падению конкурентоспособности украинских товаров на российском рынке, равно как и российский на украинском. Для Украины это падение, ускоренное  ростом энерго- и материалоемкости производства, отозвалось более тяжелыми последствиями.

      Реальное  экономическое положение как  в России, так и в Украине  характеризуется высокой степенью государственного вмешательства, корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит.

      Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов: финансовой зависимости страны от западных международных организаций, энергетической зависимости от России и стран СНГ, а также заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.

      Следует специально отметить, что в связи  с неблагоприятно складывающейся для  Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с разрушением  производственного потенциала украинской топливно-добывающей и металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к снижению.

      Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных международных  организаций, толкает руководство  этой страны на поиск путей внедрения  в про- западные бюрократические  структуры, включая военные организации  и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики, «объективные пределы ориентации Киева на ЕС и НАТО существуют и проявляют себя все более жестко. По признанию первого вице-премьера украинского Правительства А. Кинаха:  «из 200 деловых проектов, предложенных украинскими партнерами, только 10-15% были поддержаны западными инвесторами. Конечно, НАТО проявляет большой интерес к использованию Яворовского полигона и других военных объектов на территории Украины, однако столь явный перекос в военную сторону в украинско-западных связях не создает стабильной основы для встраивания страны в евро-атлантическое сообщество».

      При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней выполнения, в  некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так, скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости, что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле, продиктовано именно указанными мотивами).

      Иными словами, заокеанские займы Украины  стимулировали развитие в экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и внешнеполитических проблем еще долгие годы.

      Энергетическая  зависимость Украины от России проявляется  в двух объективных экономических  составляющих: хронической задолженности  Украины перед российскими компаниями-экспортерами нефте-  и газопродуктов и электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа. Актуальными показателями энергетической зависимости явились, в частности,  «газовый конфликт» 10 декабря 1999 года, когда Россия полностью прекратила поставки на Украину нефти и электроэнергии в связи с систематическим подворовыванием последней российского газа,  «бензиновый кризис» лета 1999 года, перманентный энергетический голод на промышленных предприятиях Восточной Украины.

      Украинские  власти  всячески стимулируют приобретение иностранными (включая российские) фирмами и промышленными группами украинских предприятий различного профиля, в частности, в счет уплаты долгов за энергоносители. И  есть все основания предполагать, что проблема долгов, еще недавно наиболее болезненная, будет постепенно утрачивать остроту. Украина, пытаясь – в том числе и за счет западных кредитов – оплачивать хотя бы текущие поставки, доказывает свое желание избежать возврата конфронтационной модели в этой сфере. Россия, со своей стороны, осознала бесперспективность использования «долгового» козыря в попытках получения каких-то политических дивидендов.  Российской ориентированной на рынок экономике будет очень сложно вновь приспосабливаться к украинским условиям, где отсутствует рыночная инфраструктура, которая может быть создана в лучшем случае через несколько лет.

      Попытки компенсировать отсутствие или недостаточный  уровень принципиально новых  экономических связей за счет восстановления старых технологических цепочек, на что, собственно и ориентирована концепция промышленно-финансовых групп – единственно признаваемая в Украине форма широкомасштабного экономического сотрудничества. Эти попытки вряд ли способны серьезно повысить заинтересованность крепнущего российского капитала в ведении дел на Украине. Уже к 1995 году осталось не так много сфер, где Россия была бы заинтересована в сотрудничестве.   Когда-то мощный военно-промышленный комплекс Украины стал не слишком привлекателен для России, которая начала переориентировать свои экономические связи, а самое главное, наша страна не обладает достаточным капиталом для финансирования  даже собственного военного производства и конверсии.

      Кроме того, в настоящее время,  принимая во внимание различающиеся подходы к безопасности, Россия не может полагаться на Украину в военном производстве, предоставляя ей дополнительную карту в игре. Единственной сферой, где потенциал сотрудничества ещё достаточно высок, являются коммуникации. Россия нуждается в украинских портах, так же как и в трубопроводах. Но эта зависимость будет уменьшаться по мере того, как Россия построит два новых газопровода через Беларусь и Польшу и морской порт в Ленинградской области.

      Как мы видим, Россия перестает «цепляться» за Украину так, как она делала это раньше. Переориентация нашей страны в другие области социальной и экономической сферы, я думаю, отрицательно скажется на экономике Украины. Пытаясь быть самостоятельной и надеясь на Запад, она теряет позиции. Украина – крупное государство с большим потенциалом, но не умеющее пользоваться своими возможностями и неправильно определяющее свои приоритеты.

      По  моему мнению, сбалансированное развитие и оптимизация экономических  отношений с Россией и со странами ближнего зарубежья – это наиболее эффективный элемент взаимных связей, предполагающий быстрое замещение нерациональных элементов. Перспективность развития зависит от наличия положительных сдвигов в развитии национальных хозяйств обеих стран при выходе их из кризиса. Но практическому осуществлению этих планов могут помешать ухудшения политических отношений между Украиной и Россией, опасность которых нельзя исключить по причине имеющихся острых и трудноразрешимых вопросов  Затягивание споров по проблемам Крыма, Черноморского флота и т.д. неизбежно будет толкать Украину к попыткам более выраженной политической и хозяйственной переориентации на другие страны. Для России самое главное – превращение Украины посредством механизмов «экономического поглощения» в периферийную территорию, находящуюся в серьезной политико-экономической зависимости от России. 

            
 
 
 
 
 
 
 

      Крымская  проблема.

         Статус Крыма – это особый  вопрос сейчас, который грозит  еще более обособиться в будущем.  Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом.            

        Как известно, Крым был объявлен  присоединенным к России и  стал неотъемлемой частью русского  государства в конце XVIII века  на основе Кучюк – Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией  1774 года, подписанного Екатериной Второй  8 апреля 1783 г. Манифеста о присоединении Крымского полуострова, полуострова Тамань и всей Кубанской стороны к России и после присяги крымско-татарских беков на верность России в 1783 году.

      Точкой  отсчета, превративший Крым в регион наиболее вероятного конфликта на территории Украины, можно считать 20 января 1991 года. В этот день в Крыму состоялся  референдум, в ходе которого большинство  жителей полуострова высказались за восстановление Крымской АССР как субъекта СССР и участника Союзного договора. После горячих дебатов Верховный совет (ВС) Украины «легализовал» результаты референдума, приняв закон о воссоздании Крымской АССР в составе Украины.  Таким образом  было положено начало крымскому сепаратизму,  завязан тугой узел политических, социальных, экономических проблем, осложненных к тому же возросшим межэтническим напряжением.  Основными  причинами последнего стало массовое возвращение в конце 80-х – начале 90-х годов крымских татар – коренного народа Крыма, депортированного сталинским режимом в 1944 г., и негативная реакция на этот процесс населения, преимущественно русского и русскоязычного. В последние годы эскалации межэтнических трений на полуострове немало способствовали местные средства массовой информации, преуспевшие в создании главного «образа врага» в лице западного украинца. Хотя большинство жителей Крыма с таковым «врагом» никогда не сталкивались, этот новый стереотип в значительной мере потеснил в массовом сознании  создававшийся десятилетиями образ крымского татарина – предателя, «пособника немецких фашистов».

      Августовский  путч 1991 года существенно ускорил  распад Союза. Логическим следствием этого  явилось провозглашение государственной  независимости Украины, что катализировало развитие дальнейших событий в Крыму.

      Попытаться  понять причины этого явления, оказать  максимальную поддержку всем тем, кто  противостоит дальнейшей эскалации  конфликта в Крыму, найти ненасильственные способы разрешения многочисленных проблем этого региона, - важнейшая задача нашей страны.

Информация о работе Российские-украинские отношения в 90 - е годы