Роль русско-шведского союза в войне 1812 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 10:04, реферат

Описание работы

Наполеоновские войны имели большое значение в истории Европы. Их составной частью была война 1812 г., ставшая одним из ключевых событий века в истории России XIX века. Она довольно подробно изучается в школах, и сегодня на различные темы, связанные с этой войной ведутся дебаты. Слова Кутузов, Багратион, Денис Давыдов, Бородино, Смоленск, Тарутино, Березина вызывают у нас множество ассоциаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….….……..…3
Глава 1. Россия и Швеция в начале XIX века………………………….….…..……5
Глава 2. Личность Бернадота и его отношения с Наполеоном и Александром I...8
Глава 3. Значение русско-шведского союза 1812 года…………………...…...….14
Заключение……………………………………………………………….......……...17
Список использованной литературы…………………….……………..….………19

Файлы: 1 файл

Kovalenko.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

НОУ УВК «Взмах»

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль русско-шведского союза в войне 1812 года

 

 

 

 

 

 

Выполнил слушатель

10 класса

Коваленко Михаил

 

 

 

 

 

Санкт Петербург

2012 
Оглавление

Введение………………………………………………………………….….……..…3

Глава 1. Россия и Швеция в начале XIX века………………………….….…..……5

Глава 2. Личность Бернадота и его отношения с Наполеоном и Александром I...8

Глава 3. Значение русско-шведского союза 1812 года…………………...…...….14

Заключение……………………………………………………………….......……...17

Список использованной литературы…………………….……………..….………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наполеоновские войны имели большое значение в истории Европы. Их составной частью была война 1812 г., ставшая одним из ключевых событий  века в истории России XIX века. Она довольно подробно изучается в школах, и сегодня на различные темы, связанные с этой войной ведутся дебаты.  Слова Кутузов, Багратион, Денис Давыдов, Бородино, Смоленск, Тарутино, Березина вызывают у нас множество ассоциаций.

Но всякой войне предшествует дипломатическая подготовка, которая, оказывает большое влияние на ход военных действий и итог войн. Но о дипломатии мы знаем гораздо меньше, чем о сражениях, а имена дипломатов гораздо менее известны, чем имена полководцев.

Поэтому в своем реферате я хочу рассмотреть одну из малоизвестных страниц дипломатической истории народе Русско-шведский союз 1812 года, оказавший влияние на исход войны Отечественной войны 1812 года.

Начиная войну с Россией, Наполеон рассчитывал на ее полную изоляцию. Но русской дипломатии удалось сорвать эти планы французского императора. Подписание Бухарестского договора с Турцией освободило для борьбы с Наполеоном всю Дунайскую армию, а заключение договора со Швецией позволило перебросить русские войска с северо-западной границы на запад.

     В своем реферате  я намерен кратко охарактеризовать русско-шведские отношения в начале XIX в., результатом которых стала русско-шведская война, закончившаяся поражением Швеции и потерей Финляндии. После этого казалось, что Швеция должна поддержать Наполеона и вернуть себе Финляндию, но так не случилось.

     Я рассматриваю также  личность Бернадота и его отношения  с Наполеоном и Александром I  пытаюсь показать, как эти отношения повлияли на политическую ориентацию наследного принца, в руки которого перешли бразды правления Швецией уже в 1810 г.

     Третья глава посвящена заключению русско-шведского союзного договора и его влиянию на  исход войны 1812 г.,  а также развитее русско-шведских отношений и шведскую внешнюю политику в целом.

Основную информацию для моего реферата я брал из книги Рогинского В.В. Россия и Швеция, а также из его же статьи «Маленький серебряный меч»,. 1812 год. В этой книге и статье широко освящены отношения между Россией, Швецией и Францией к началу Наполеоновских войн, описан сам ход политических действий перетекших в войну, результат войны и сам русско-шведский союз.

Ход переговоров и сам текст договора я изучал по книге Россия и Швеция. Документы и материалы. Там подробнейшим образом расписан ход переговоров между Александром I и Карлом Юханом, а также приведен текст самого договора.

В книге Киняпина Н.С. «Внешняя политика России первой половины XIX века» дана общая характеристика внешней политики России в интересующий меня период.

Из книг Кан. А «Швеция и Россия в прошлом и настоящем» и «История Швеции» мною была взята информация о международных отношениях на Севере Европы и русско-шведских отношениях в начале XIX века.

В своем реферате я докажу, что малоизвестный в народных массах пункт в истории может быть не менее важен, чем всеми известные события, такие как Бородино или взятие Москвы.

 

 

Глава 1. Россия и Швеция в начале XIX века

 В истории русско-шведских  отношений конец XVIII в. был отмечен русско-шведской войной 1788-1790 гг., начатой шведским королем Густавом III. Потерпев поражение, он заключил Верельский мирный договор с Екатериной II и стал превращаться из противника в союзника. Преодолению шведско-русской вражды способствовала революция во Франции, нарушившая политическое равновесие в Европе, восстановить которое они намеревались общими силами. Осуществлению этих планов помешал заговор дворян, в результате которого он был убит.

    Сын Густава III Густав IV был убежденным противником идей французского Просвещения. Рассчитывая на  помощь России в присоединении Норвегии к Швеции, в 1799 г. он подписал с Павлом I договор, направленный против  Франции. В 1801-1803 гг. Швеция балансировала между Англией и Россией, более склоняясь к Англии, на торговлю с которой во многом была ориентирована ее экономика.

    В конце 1804 г. Швеция заключила  с Англией договор о субсидиях, а в 1805 г. присоединилась к третьей антифранцузской коалиции. Несмотря на то, что все военные акции Густава IV в 1805-1807 гг. закончились полной неудачей, Швеция оставалась самым стойким противником Наполеона, и отказывалась разорвать отношения с Англией.

   В 1807 г. Александр I, заключил с Наполеоном Тильзитский мир, в результате чего Россия и Франция стали союзниками. В Тильзите Наполеон предложил Александру I взять себе Финляндию в награду за войну, которую ему придется вести со Швецией, чтобы заставить ее порвать с Англией. Он говорил Александру I: «Густав  – Ваш географический враг, так как Петербург слишком близок к шведской границе». Таким образом он хотел одним выстрелом убить двух зайцев: наказать шведского короля за нежелание примкнуть к континентальной блокаде Англии. а российскому императору дать такое вознаграждение, которое сделает шведов его непримиримым врагом.

    По всей вероятности Александр I понимал это и не был настроен воевать против своего шурина Густава IV (они были женаты на родных сестрах принцессах Баденских). Он пытался уговорить короля выйти из антифранцузской коалиции. Но фанатично ненавидевший Наполеона шведский король упорно отклонял все требования Александра I и шел на обострение отношений. Он дал своему новорожденному сыну Карлу Густаву титул Великого князя Финляндского, задержал часть субсидий, отправленных из Англии в Россию через Швецию. Он вернул пожалованный ему российским императором Орден Андрея Первозванного и приказал выкрасить в шведский (синий) цвет весь пограничный мост через пограничную реку Кюмень.

    В конечном итоге это дипломатическое противостояние закончилось тем, что в ночь на 21 февраля 1808 г. русские войска перешли шведскую границу и вступили в Финляндию и к концу года вытеснили шведские войска с ее территории. Успехи русских войск объяснялись не только их высокими боевыми качествами, но и пораженческими настроениями в шведской армии, состоявшей в основном из уроженцев Финляндии и прорусскими симпатиями определенной части ее населения.

    Финны, уставшие от русско-шведских войн, которые велись на их территории, понимали, что шведскому времени приходит конец. Поэтому еще до окончания военных действий Финляндия решением сейма в Борго в марте 1809 г. была присоединена к Российской империи в качестве автономного великого княжества, что было подтверждено Фридрихсгамским мирным договором.

     Как и после Ништадского  мира 1721 г. шведам было трудно  смириться с потерей 40% территории и 30 % населения. В Швеции крепли реваншистские настроения, с которыми надо было считаться при решении вопроса о наследнике шведского престола, который встал в связи с тем, что  у престарелого Карла XIII, сменившего Густава IV на шведском троне, не было наследников.

     Вначале наследным  принцем был избран датский  принц Кристиан, но вскоре после приезда в Швецию он погиб, упав с лошади. И тогда в августе 1810 г. шведский парламент (риксдаг) избрал наследником шведского престола маршала Франции Жана Батиста Бернадота.

Таким образом, казалось, что внешнеполитическая ситуация складывалась таким образом, что в условиях назревающего русско-французского конфликта Швеция будет союзником Франции и война с ней будет неизбежна. 
Глава 2. Личность Бернадота и его отношения с Наполеоном и Александром I

    Русско-шведская война 1808-1809 гг. как бы подвела черту под долгой цепью вооруженных столкновений и конфликтов, которые c глубокой древности формировали в историческом сознании наших народов представление друг о друге как о традиционных противниках.

Но что же произошло? Почему после самой тяжелой для Швеции войны с Россией, когда она потеряла принадлежавшую ей с XIII  века Финляндию, шведы не поддерживали наполеоновское нашествие? Более того, в 1813 году русские бок о бок сражались против французов на полях Германии. Все говорит о том, что в отношениях между Россией и Швецией в 1809-1815 годах произошел существенный прорыв. Переломить вековую тягу к войне сумели два выдающихся государственных деятеля – император всероссийский Александр Павлович и шведский наследный принц Карл Юхан, он же бывший наполеоновский маршал Жан Батист Бернадот, владельный князь Понтекорво.

Бернадот родился в 1763 году в городу По, в Южной Франции, в семье мелкого судейского чиновника. В 1780 году после смерти отца Жан Батист завербовался в армию. После девяти лет службы Бернадот стал фельдфебелем. Революция сняла для Бернадота, как и для многих других, преграды в военной карьере: в 1794 году за участие в сражение при Флерюсе Бернадот получил звание бригадного генерала, а вскоре шагнул на ступень дивизионного генерала. В 1797 году молодой полководец был направлен в Италию на помощь генералу Бонапарту. Здесь их пути впервые пересеклись. В 1799 году, в момент тяжелых поражений в Италии Бернадот был назначен военным министром и отличился на этом посту. Однако закулисные интриги заставили его уйти в отставку.

Впрочем, Бернадот и Наполеон никогда не испытывали друг к друг особенно теплых чувств – Жан Батист не принял участия в перевороте 18-19 брюмера, и вплоть до 1804 года его имя всплывало а антинаполеоновских заговорах. С другой стороны, карьера его продвигалась успешно. Наполеон доверял ему важные командные посты, а в мае 1804 года Бернадот стал маршалом, двумя годами позже - владетельным князем Понтекорво. Четыре года спустя судьба Жана Батиста круто изменилась: по воле представителей шведского народа, его избрали шведским наследным принцем.

 Появлению маршала в Швеции  предшествовала череда случайностей. В начале 1809 года, когда русские войска заняли Финляндию и угрожали вторжением в шведские земли, в военных  и чиновных кругах созрела идея свержения короля Густава IV Адольфа, которого обвинили во всех несчастьях страны. 7 марта восстала воевавшая на норвежской границе Западная армия, которая двинулась в Стокгольм . Когда в столицу докатилась весть о мятеже, командующий гарнизоном Стокгольма генерал Юхан Адлеркрейц со своими помощниками арестовал короля, который был низложен и заключен в крепость.

Регентом восставшие провозгласили дядя незадачливого правителя – герцога Карла Седермаландского. 6 июня 1809 года шведский парламент – риксдаг принял новую конституцию и избрал регента королем под именем Карла XIII

Этим кризис власти исчерпан не был. Дело в том, что новому королю шел 62-ой год, а его брак с Хедвигой Элизабет Шарлоттой Гольштейн-Готторопской был бездетным (их сын, родившийся в 1798 году, скончался после родов). По шведским законам дело было поправимое: риксдаг мог назначить наследника трона, которого король должен был усыновить.

Карл XIII был склонен сделать своим наследником юного сына свергнутого короля – 10-ти летнего принца Густава, но вдохновители революции 1809 года, в чьих руках фактически находилась власть в стране этому воспротивились. Один из них, влиятельный Георг Адлерспарре, обратил свои взоры к Норвегии, принадлежавшей с XIV века датской короне, но на которую уже давно зарились шведские короли. По его предложению риксдаг избрал  наследным принцем командующего воевавшей против шведов норвежской армии герцога Кристиана Августа Августтенбургского, представителя младшей ветви Гольштейн-Готторопского дома и родственника короля Дании Фредерика VI. Шведы надеялись, что в качестве «приданого»  герцог принесет им Норвегию. Однако, когда в январе 1810 года новый наследный принц, сменивший свое первое имя с датского Кристиан на шведское Карл, прибыл в Стокгольм, никакого восстания в Норвегии не произошло. Вряд ли норвежцев могла соблазнить мысль присоединиться к Швеции, которая только что проиграла войну за Финляндию. Тем не менее, казалось, что внутренний кризис в Швеции преодолен.

Но тут события и вовсе приняли неожиданный оборот. В конце мая 1810 года наследный принц Карл Август, которому едва перевалило за сорок, внезапно скончался от удара. Страна снова оказалась  без наследника. На заседании Государственного совета Адлерспарре предложил кандидатуру брата покойного – герцога Фридриха Христиана Августтенбургского. С ним согласились, но предварительно решили посоветоваться с Наполеоном. Французский император, напротив, об объединении всей Скандинавии под одной эгидой своего верного союзника Датского короля Фридриха VI. Однако услышав, что шведы не хотят и слышать о Фридрихе, он предоставил все на их усмотрение. Тут то и появилась Кандидатура Бернадота.

До сих пор многое в этой истории продолжает оставаться неясным. Известна разве что внешняя канва событий. Молодой шведский офицер Карл Отто Мернер, узнав о кончине Карла Августа, при помощи родственных связей добился, чтобы его отправили в Париж с дубликатором письма Карла XIII Наполеону. Передав послание, он нанес визит своему давнему приятелю французскому картографу Пьеру Лапи, которому изложил сой дерзкий план: избрать шведским престолонаследником какого-либо французского полководца. Перебрав всех маршалов и генералов, приятели остановили свой выбор на Бернадоте. Мернер добился аудиенции у Бернадота и чрезвычайно удивил маршала своей затеей. До сих пор неизвестно, сделал это Мернер на свой страх и риск или же за ним стояли влиятельный силы в Швеции.

Информация о работе Роль русско-шведского союза в войне 1812 года