Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2017 в 08:40, реферат
Задачи:
* изучить предпосылки к проведению политико-административных реформ в Казахстане;
* рассмотреть процесс проведения реформ в Казахстане;
* изучить особенности реформ под началом М.М. Сперанского и П.К. Эссена;
* определить последствия проведенных реформ для Казахстана.
Введение стр.2
Предпосылки административных реформ в Казахстане стр.3
Процесс проведения реформ стр.7-14
Устав о сибирских киргизах (казахах) 1822 г. стр.7
Устав об оренбургских киргизах (казахах) 1824 г. стр.12-14
Последствия проведенных реформ стр.15
Заключение стр.16
Список литературы стр.17
Согласно Уставу, в § 5 «Область сибирских казахов» была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость от 10 до 12 аулов, в аул от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. §15 Устава установил новый порядок управления отдельными подразделениями округов: во главе округов стояли старшие султаны (ага султаны), избиравшиеся из среды заслуживших доверие правительства влиятельных чингизидов. Во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов были аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась.
Также надо отметить, что проведение реформ Сперанского вызвало в Казахстане усиление недовольства властью, а самое большое недовольство можно
было наблюдать со стороны казахской знати, боявшейся потерять свое положение вследствие упразднения знати в рамках реформ Сперанского.
Устав ввел разграничения в земельные владения, принадлежавшие округам: причем §9 ограничивал своевольный переход кочевников из одного округа в другой, для чего требовалось «точное позволение местного начальства».
Важным направлением в политике правительства в отношении местных номадов являлось желание побудить их к земледелию, перебороть «пастушескую жизнь», поощрить их к переходу к землепашеству. §177, §178 разрешали отвод земельных участков – до 15 десятин для тех, кто переходил к оседлости, для султанов позволялось выделить «тройную», а старшинам «двойную порцию» земли.
Реформа создавала положительные предпосылки для роста торгово-экономических процессов в Казахстане. §188 позволял казахам без ограничений сбывать свои товары свободно «как внутри своего округа, так и вне оного».
Реформы касались суда, они преследовали цель – распространить на Казахстан общеимперские законы. Судебным органам и подсудности казахов законодатель уделил особое внимание, была сужена компетенция суда биев и ограничено действие норм обычного права, введена подсудность имперскому законодательству, разграничены уголовные и гражданские правонарушения, конкретизированы судебные функции административных и судебных органов. §205 делит судебную систему на 3 категории: уголовные, исковые и по жалобам на областное управление. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел: родовых, подродовых, аульных. Исковыми делами законодатель считал все иные правонарушения, в том числе кражу, а также гражданские споры. Такая классификация правонарушений имела в виду выделить особо опасные преступления, направленные на ослабление колониальной политики и аппарата управления. Исковые дела рассматривали традиционные суды биев на основе норм обычного права. Жалобы на решения
бийских судов могли подаваться «областному начальству», которое должно было решать споры на основе норм обычного права. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, неповиновение властям и подобные им рассматривались на основе имперских законов. В целом в судебной системе стало заметно усиление роли общих судов и имперских законов, сужение роли бийских судов и их сближение с официальными судебными органами.
Реформа расширяла условия для просвещения населения Среднего жуза: семь параграфов (243-249) предусматривал распространение грамотности; §250 Устава обвязывал окружные приказы «всеми средствами заботиться, чтоб никто из вверенного им населения не терпел нищеты и не оставался без призрения».
Переведенные на казахский язык текст Устава, состоящий из 329 параграфов, вскоре был разослан по аулам.
По правовому положению казахи рассматривались как российские подданные, на них распространялись положения Устава «О кочевых инородцах» (22.07.1822 г.), казахи приравнивались к русским крестьянам, но отличались «от иного в образе управления». Казахам разрешалось переходить в другие сословия, селиться внутри империи, «вступать в службу», отменялось действие указа от 1808 г. «О приобретении киргизов в частное владение». Кочевьями владели не индивидуальные собственники, а кочевые коллективы аулов, волостей. Казахам предоставлялось право «иметь недвижимую собственность». Устав предусматривал отведение земель для кочевников, изъявивших желание заниматься земледелием, эти земли и постройки на них «переходят в наследство как недвижимая собственность».
Казахи освобождались от военной повинности («свободные от рекрутства»), им предоставлялась «полная свобода в сношениях с высшим российским правительством», право заниматься земледелием, скотоводством, промыслами на землях, «каждому роду назначениях», кочующим «инородцам» была гарантирована свобода вероисповедования и право
перехода в сословие государственных крестьян и городских жителей «с свободою от рекрутства».
В 1838-1856 гг. были приняты несколько «Положений …», которые регулировали управление областью сибирских киргизов и способствовали дальнейшему продвижению колониальной администрации в глубь казахских степей.
Таким образом, упразднение ханской, феодальной государственности в Среднем жузе произошло вследствие, с одной стороны, продолжавшихся в самом казахском обществе внутренних родовых раздоров, с другой – в результате военно-административных акций царизма.
Устав об оренбургских
В 1824 г. была проведена еще одна реформа в Казахстане, которая охватила территорию Младшего жуза, известного как «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном.
По Уставу в Младшем жузе ханская власть упразднялась, территория подчинялась Оренбургскому генерал-губернаторству и была разделена на три части: Западную, Среднюю и Восточную. Во главе частей стояли султаны – правители. При султанах-правителях находились казачьи отряды в 200 казаков, «глаза и уши» России [7].
Управление Младшим жузом осуществлялось из Пограничной комиссии, которая состояла из председателя, четырех советников и четырех заседателей из состоятельных казахов. В отличие от Устава 1822 г. все должностные лица в Младшем жузе, начиная с аульного старшины и кончая султаном-правителем, не выбирались, а назначались Оренбургским генерал-губернаторством по рекомендации Пограничной комиссии.
Жуз делился на части во главе с султаном - правителем части жуза, который назначался оренбургским губернатором. Далее шла административная единица - дистанция - это участок между крепостями. Внутри дистанции делились на местности или аулы. Во главе дистанций были начальники дистанций, во главе местностей или аулов - старшины, все они назначались Пограничной комиссией, выборная система здесь
отсутствовала. Создание дистанций позволяло оренбургской администрации контролировать положение в казахской степи, регулировать ежегодный сбор кибиточной подати.
Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах (казахах)», предусматривала ведение всех крупных дел военным судом или Приграничной комиссией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, в т.ч. и суды биев, в карательно-полицейские органы. Им были предоставлены полномочия заключать под стражу, наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.
Перестройка аппарата управления казахской степью была направлена на ограничение феодальных прав султанов, на превращение их в служивых чиновников царского правительства. Введение российского судопроизводства подрывало влияние суда биев.
В 1844 г. было принято «Положение об управлении Оренбургскими киргизами», которое вводило должности попечителей из русских чиновников, обязанных контролировать действия местной администрации. Аулы потеряли самостоятельность, не учитывались родоплеменные деления казахов.
Последствия проведенных реформ
Устав о сибирских киргизах 1822 г., как первая царская реформа, разрушил всю структуру традиционной власти. Он охватил все стороны социально-политической и хозяйственной жизни, углубив и без того острые противоречия внутри казахского общества, прежде всего между прилинейными аулами, которые, в основном, безболезненно восприняли царские преобразования, и между теми, которые, кочуя вольно в степных просторах не мирились с царскими переменами, усиливая консолидацию антиколониальной оппозиции в Казахстане. Процесс ликвидации ханской власти в Среднем и Младшем жузах и введение новой структуры управления в степи повлекли за собой раскол в казахском обществе и антиправительственные настроения. Казахский народ встал на защиту своих
интересов и в течение всего 19 века на всей территории Казахстана произошли национально-освободительные войны.
«Реформы 1822 и 1824 годов не способствовали покорению киргизов, а только усилили их гнев». Таким образом, реформы, проведенные царским правительством в Казахстане, повлияли на устройство страны только отрицательным образом, о чем говорят последствия – нищета, недовольство народа сложившейся ситуацией, вспыхнувшие на этой почве множественные национально-освободительные восстания.
Заключение
В первой четверти 18 века правительство России проводит активную восточную политику, которая охватывает не только Казахстан и Среднюю Азию, но и более отдаленные земли. В конце 18 – начале 19 вв. казахская степь переживала крупный политический кризис.
С момента принятия российского подданства судьба казахского народа еще теснее переплелась с судьбой народов России. В хозяйственной, политической, общественной жизни казахского народа происходят важные явления. Распространяется оседлость, закладываются основы промышленного и сельскохозяйственного развития, расширяется торговля, отдельные сферы культуры. Но развитие Казахстана шло в русле колониального влияния. Казахский народ был политически и экономически бесправным. Постепенное усиление самодержавного давления, демонтаж вассальных отношений вызывали национально-освободительную борьбу казахского народа, а позднее и социальную борьбу трудящихся разных национальностей.
Отмечая различия между двумя реформами, созданными правительством в Сибирском и Оренбургском ведомствах, следует отметить и обстоятельства, роднящие их. Целью обеих систем было освоение богатств Центрального и Северо-Восточного Казахстана, установив свой псевдопорядок, якобы стихийное передвижение по степи, регламентировав жизнь коренного населения.
Плохо представляя общественно-политическое устройство и хозяйственный уклад в степи, имея о них отрывочное сведения,
реформаторы не считались с местными факторами, делая ставку на силовую тактику ее реализации, и вероятно, не предполагали, что уже первые попытки осуществления реформы повлекут за собой раскол в обществе и антиправительственные настроения.
Список литературы:
1. Касымбаева Ж.К. Ликвидация казахской государственности (первая половина 19 в.) // Казахстан и моровое общество.1994, №4, с.53-62.
2. Златкин И.Я. История джунгарского ханства. 1635-1758. - М.: Наука, 1983. - 322 с.
3. Аполлов Н.Г. Экономические
и политические связи
4. «Илюстрированная история Казахстана»: с древнейших времен до наших дней; в 4-х томах / Т.2: Казахстан с эпохи Золотой орды до середины девятнадцатого столетия. – 2004. – Алматы. – 294с.
5. Фатеев А. Сперанский
– генерал-губернатор Сибири //Записки
русского научно-
6. Материалы по истории
политического строя
7. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в 18-начале 20 века. – Алма-Ата. 1981.
8. Барон Услар. Четыре месяца в Киргизской степи // Отечественные записки. 1848, №10, с. 149.
9. Ахинжанов М.Б. Об этногенезе казахского народа. - Алма-Ата, 1957, 422 с.
10. Тынышпаев М. История казахского народа. –Алматы, 1998.
11. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (в пяти томах) Т.3. – А., 2000.
12. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. – АН СССР, 1957 г., Казахский государственный университет им. Кирова.