Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2017 в 08:40, реферат
Задачи:
* изучить предпосылки к проведению политико-административных реформ в Казахстане;
* рассмотреть процесс проведения реформ в Казахстане;
* изучить особенности реформ под началом М.М. Сперанского и П.К. Эссена;
* определить последствия проведенных реформ для Казахстана.
Введение стр.2
Предпосылки административных реформ в Казахстане стр.3
Процесс проведения реформ стр.7-14
Устав о сибирских киргизах (казахах) 1822 г. стр.7
Устав об оренбургских киргизах (казахах) 1824 г. стр.12-14
Последствия проведенных реформ стр.15
Заключение стр.16
Список литературы стр.17
Страница из 17
Введение
Предпосылки административных реформ в Казахстане
стр.3
Процесс проведения реформ
Устав о сибирских киргизах (казахах) 1822 г.
Устав об оренбургских киргизах (казахах) 1824 г.
стр.12-14
Последствия проведенных реформ
Заключение
Список литературы
Введение:
На рубеже 18 и 19 столетий усилилось соперничество Великобритании и России на Евроазиатском континенте. Взгляды обеих империй были обращены к Центральной и Средней Азии. В связи с этим главной задачей царизма стало закрепление в Казахстане и Средней Азии. Геополитическое местоположение Казахстана в случае завершения присоединения к Российской империи, позволило бы, раздавив слабые Кокандское и Хивинское ханств, свести проникновение Англии в район Восточного Туркестана, чему преградой оставался Казахская степь [1]. Политический принцип Петра 1 о движении на юго-восток к Индии реализовывалась бы более успешно, если бы на пути не лежала Казахская степь с ее еще не до конца покоренным народом.
Стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, Среднеазиатскими ханствами и Китаем ускорило процесс колонизации казахских земель. Россия торопилась ликвидировать ханскую власть и использовала любые средства, такие как: натравление друг на друга влиятельных ханов, биев, батыров, старшин или подкуп, также обман, хитрость, иногда и силу. После завоевания юго-восточного Казахстана и прилегающих областей Средней Азии в правительственных кругах Российской империи остро встал вопрос о системе управления национальными окраинами. Особенно сложной эта проблема была в отношении Средней Азии и Казахстана с их этнически пестрым составом населения, различным уровнем социального и экономического развития. Опыт прежнего административного управления в Казахстане и был использован царским законодателем в подготовленных реформах
Задачи:
* изучить предпосылки к проведению политико-административных реформ в Казахстане;
* рассмотреть процесс проведения реформ в Казахстане;
* изучить особенности реформ под началом М.М. Сперанского и П.К. Эссена;
* определить последствия проведенных реформ для Казахстана.
Предпосылки к проведению административных реформ:
Годы нашествия джунгарских войск вошли в историю казахов как «Годы Великого бедствия», оставив глубокий след в экономической и политической жизни казахских жузов на долгое время. В ходе борьбы с Джунгарским ханством Младший и Средний жузы распались на отдельные владения. Считавшийся старшим ханом, Абулхаир не распространял своей власти даже на весь Младший жуз. Кроме него правителями там были султан Батыр, сын Каипа, и султан Нуралы, сын Абулхаира. В Среднем жузе были свои ханы. Из них известны Самеке, Кучук. Кроме них, большим влиянием в Среднем жузе пользовались султаны Абулмамбет и Барак.
Джунгарское нашествие оставило глубокий след и в социальных отношениях казахского общества. Опустошение и разорение страны увеличили количество бедных — байгушей, консы, жатаков и др.
Несмотря на Аныракайскую победу казахов в 1730 г., непосредственная опасность нового нападения Джунгарского ханства не была устранена. Приход к власти Галдан-Цэрэна [2], проводившего в отношении казахских ханств весьма агрессивную политику, означал усиление опасности такого нападения, да и сами казахские ханы, в том числе и Абулхаир, не отказывались от стремления вернуть взятых в плен джунгарскими феодалами соплеменников.
Перед правителями казахских ханств стояла важная и сложная задача обезопасить казахские жузы от внешнего врага и преодолеть усиливающийся процесс феодальной раздробленности страны. Укоренившаяся вражда между влиятельными султанами, старшинами, с одной стороны, между практически независимыми ханами трех жузовых объединений, с другой — сводили на нет усилия по консолидации народа, возрождению былой традиции формирования единого народного ополчения.
В этих весьма сложных условиях на долю Абулхаир-хана выпала сложная миссия самому выступить инициатором обращения к Петербургскому двору, взять на себя ответственность произвести коренной перелом во внешнеполитической ориентации уже распавшегося объединенного казахского союза и, не дожидаясь очередного опустошительного нападения ойратских сил на мирные аулы, определить позиции русской императрицы. Он, прежде всего руководствуясь стратегическими интересами казахской государственности, с другой стороны, опираясь на российскую администрацию, стремился возвыситься над другими своими конкурентами, пытался объединить силы и возможности для предотвращения ойратской агрессии с ее пагубными для народа последствиями, с целью самому стать единоличным предводителем объединенного ханства. Стремясь практически реализовать эти задачи, летом 1730 г. он отправляет свое посольство через Уфимское наместничество в Петербург к российской императрице с просьбой принять его с улусами в подданство Российской империи, покровительства которой добивались многие малые и большие народы Центральной Азии.
Посланцам Абулхаира были оказаны всяческие почести, его послы в количестве 7 человек во главе с Кутлумбетом Коштаевым были приняты с радостью и одарены ценными подарками, возвращены в степь.
Для закрепления позиций в присоединенных казахских землях в мае 1734 г. была учреждена «Киргиз-кайсацкая экспедиция», вскоре переименованная в Оренбургскую, которую возглавил обер-секретарь Сената И. К. Кириллов, помощником его назначен А. И. Тевкелев.
Организаторы этой военной акции для достижения своих целей помимо использования крупного воинского контингента, всерьез рассчитывали на межэтнические раздоры между башкирами и казахами.
Все это в совокупности подтверждает сложность, подчас противоречивость характера, политической сущности начального этапа присоединения прежде всего двух этнотерриториальных объединений — Младшего и Среднего жузов. Колониальные акции, получившие еще более масштабное развитие, особенно после снятия реальной ойратской угрозы, наоборот, раскрыли более явно те стратегические предназначения, которые были выработаны еще при Петре I, углублены при последующих правителях относительно силового покорения казахских земель.
С присоединением Казахских жузов к России у царской администрации возникла проблема, решение которой нельзя было оттягивать на долгие десятилетия. Российская империя была монархией, ее олицетворением – были царь или царица. А в Казахской степи правителями были ханы, потомки Чингизхана, по праву наследства получившие свои титулы. Ханский титул, доставшийся по наследству, ко многому обязывает. Во-первых, это право повелевать своими подданными. Во-вторых, хан несет ответственность за свою страну и свой народ. В любом случае хан – это глава государства.
В европейской части России колонизированными странами (Польшей, Финляндияей и т.д.) управляли великие князья, члены императорской фамилии, может быть, будущие цари и императоры, но сейчас они все подчинялись коронованному лицу – царю. В Азиатской части Российской империи присоединенные казахские жузы имели несколько ханов монархов, с чем царская администрация мириться не могла. В монархической стране не может быть даже двух монархов, не говоря о нескольких царях. Проблема требовала решения, и, разумеется, встал вопрос о ликвидации ханской власти, как государственного политического института.
Помимо отмеченных обстоятельств, отмена института ханства также ускорялась опасениями правительства, что приграничные районы юго-восточного Казахстана, сохранившие к тому времени политическую обособленность, увидев притеснения со стороны царизма, могут поддаться в Китайскую сторону, принять другое подданство [3]. Пока же царскому правительству приходилось мириться с двойным подданством хана Среднего жуза Аблая.
Смерть Аблая в 1781 году, раздоры между его многочисленными потомками заметно ослабили ханскую власть. Более того, в 1795 году два султана, 19 старшин и 122 360 казахов направили на имя императрицы Екатерины 2 прошение об отстранении Уали с ханского престола [4]. Правительство не сочло целесообразным ликвидировать в тот момент ханскую власть, а с целью ее ослабления назначил еще одного хана при здравствующем Уали – султана Бокея, сына султана Барака.
После этого назначения царские администраторы заняли выжидательную позицию, предоставив событиям развиваться самостоятельно, но только до естественной кончины ханов Бокея (1817 г.) и Уали (1819 г.).
После их смерти царский двор решил более ханов не назначать.
Возник парадоксальный случай, когда районы, на которые не распростронялась российская власть, оказались лишенными верховного правителя. Власти не оказалось никакой. Практически, ханство было отменено сверху без даже видимого согласия или предварительных пререговоров с султанами.
С самого начала своего присутствия царская Россия начала проводить жесткую колониальную политику на территории современного Казахстана. Одной из мер по укреплению своей власти на территории Казахстана Россией были выбраны общественно-политические реформы, направленные на порабощение казахского народа.
Разработку новой реформы царь возложил на графа М.М. Сперанского, известного в те годы либерального деятеля, одного из образованнейших людей своего времени. М. Сперанский подготовил и провел через Сибирский комитет несколько важных реформ. Стержнем его многогранной деятельности явился ввод новых законодательных актов, уничтоживших традиционную ханскую государственность в Среднем жузе. По «Уставу о сибирских киргизах» (1822 г.), было введено административное управление, введен административно-территориальны
Вслед за Средним жузом реформы постигли и Младший жуз. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах (казахах)», разработанный оренбургским генерал-губернатором П. К. Эссеном. С принятием уставов в 1822-1824 гг. и ликвидацией ханской власти на территории Среднего и Младшего жузов Казахстан превращается в колонию Российской империи.
Процесс проведения реформ:
С самого начала своего присутствия царская Россия начала проводить жесткую колониальную политику на территории современного Казахстана. Одной из мер по укреплению своей власти на территории Казахстана Россией были выбраны общественно-политические реформы, направленные на порабощение казахского
народа. Среди постоянно проводимых в Казахстане реформ особое внимание следует обратить на реформы, проводимые с подачи следующих реформаторов: Сперанский Михаил Михайлович, Эссен Пётр Кириллович.
Рассмотрим особенности каждой из реформ, проведенных этими деятелями подробнее.
Устав о сибирских киргизах 1822 г.
1822 г. был принят «Устав
о сибирских киргизах», составленный
крупным русским юристом и
государственным деятелем М. Сперанским.
Для подробного исследования
и съемки малоизученных
В составлении «Устава» имело существенное значение изучение М. Сперанским и его группой быта и обычаев, в особенности кочевых народов. Он лично объезжал кочевья и вел подробные записи о них. М. Сперанский неоднократно посещал и районы расселения казахов вблизи городов Омска и Семипалатинска. В середине 1819 г., производя осмотр Омской крепости, участвовал в торжествах, устроенных казахскими аулами в его честь. В конце 1820 г. он побывал в Семипалатинске. По дороге, во время разъездов по степным районам, генерал - губернатор не мог не встречаться, по крайней мере, с казахской знатью. Большую роль в составлении сведений о казахах играли военные начальники и чиновники Омской области, стоявшие наиболее близко к казахскому населению Среднего жуза.
Омский областной начальник в 1822 г. писал об «Уставе» одному из казахских султанов: «...Уверяю Вас, что порядок нового устройства в степи, ничто иное есть, как человеколюбивые попечения нашего Величества Государя, одно желание его успокоить, примирить добрый киргизский народ, приходящий в разорение и бедственное состояние от барымты и междоусобных ссор». «Устав» 1822 г., разумеется, не был дарован казахам как «человеколюбивое попечение» со стороны правительства. Он также не являлся «примером заботы» об устройстве Среднего жуза, как хотели его
представить царские чиновники.
«Устав» по своей цели и содержанию был связан с политикой, направленной на присоединение Казахстана к Российской империи и превращение его в колонию. Но методы и способы, избранные для осуществления этих целей, во многом отличались от старых традиционных методов колонизации заселенных районов.
При составлении основных законов государственного управления Сперанский предлагал избрать один из двух вариантов государственных устройств.
Первое устройство характерно для народа своевольного, вышедшего из анархии с превратными привычками. Оно предполагает “облечь самодержавное правление внешними формами закона”, при полном его сохранении, т. е. создать систему установлении, имеющих “вид закона”, чтобы “во мнении народном казались действующими, но никогда не действовали на самом деле”.
Второе устройство свойственно природе северного народа, полного добронравного смысла и более твердого разума. Оно предполагает утверждение державной власти на законе: “не на словах, а на деле”, исключая такой порядок правления, при котором “одна державная власть будет составлять закон и исполнять его”. Сама законодательная власть, по мнению реформатора, должна быть устроена так, чтобы она “не могла совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное”.
План государственных преобразований Сперанского предполагал: уравнение русских сословий перед законом, т. е. предоставление в перспективе всем политической свободы, освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, создание трех высших учреждений: законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, которое “не могло бы совершить своих полномочий без державной власти, но чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное”, а также исполнительного
министерства, власть которого была бы поставлена в ответственность от власти законодательной, и судебного, с высшим судебным органом — Сенатом.
Новое политическое устройство Сперанского предусматривало также организацию местной власти путем избрания на многостепенной основе ее представительных органов: губернских, уездных, волостных. По плану Сперанского устройство центрального управления связано с изданием указов «О придворных званиях» и «О экзаменах на чин», устанавливающих порядок производства в гражданские чины. Указы запрещали производить в чины служащих, не прошедших университетского курса по установленной программе, приложенной к указу. Они выражали требования к должностным лицам государственного аппарата иметь специальную подготовку. Соискатели на чин, по мнению Сперанского, должны обладать твердым и обстоятельным образованием и быть воспитанными в национальном духе. При выдвижении на высшие должности “учитываются не выслуга лет, а действительные заслуги и отличные познания”.