Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 11:24, курсовая работа
Паннония издавна была известна как одна из южнодунайских областей Римской империи. Соседними с Паннонией областями были Германия, Иллирия, Дакия, Норик. Паннония представляла собой огромную равнину, окруженную горами, и опускающуюся на востоке к Дунаю. Кроме Дуная, в паннонских землях протекали две главные реки - Драва и Сава с многочисленными притоками. Населяли Паннонию иллирийцы, отличавшиеся воинственным характером. Отдельные племена паннонцев возглавляли князья, но уже в 1 в. до н.э. вместе с другими племенами иллирийцев и далматов, паннонцы были покорены войсками императора Августа и с 9 г. до н.э. Паннония превратилась в римскую провинцию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Расположение Паннонии………………………………………………..4
1.1.Городища племен……………………………………………………………..8
1.2.Хозяйственная деятельность………………………………………………..12
Глава 2. Население………………………………………………………………16
2.1. Кельты и иллирийские племена…………………………………………..17
2.2. Пограничные народы……………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………
Междуречье Савы и Дравы было занято преимущественно иллирийскими племенами.
Запад и северо-запад Паннонии представляли наиболее кельтский район. Здесь кельты создали некое хозяйственное, этническое и отчасти политическое единство. Области вокруг Карнунта, Саварии, Скарбанции и северо-западные берега оз. Пельсо были заселены кельтами одновременно с их появлением в областях Норика, примерно в 380—350 гг. до н. э.. Сами названия этих кельтских племен, осевших в этом районе Паннонии в первой половине IV в. до н. э., остаются неизвестными (рис.2.1.).
Рис.2.1. Карта поселения племен
Паннонцев отличал дух коллективизма, непосредственный интерес и сочувствие к судьбам своих соплеменников, естественные для традиций родового быта. На помощь осажденной римлянами Сискии, спешили отряды соседних племен. Так же действовали и далматы. Как только римское войско выступило против них, они заключили союз друг с другом, чтобы вместе воевать, и снарядили ополчение, избрав вождем некоего Верса. На время войны выбирается военный предводитель из самых опытных и знающих, который действует более личным примером, чем вверенной ему властью6.
Вывод. Исконным населением Паннонии были иллирийские племена. Междуречье Савы и Дравы было занято преимущественно иллирийскими племенами. Запад и северо-запад Паннонии представляли наиболее кельтский район. Паннонцев отличал дух коллективизма, непосредственный интерес и сочувствие к судьбам своих соплеменников, естественные для традиций родового быта.
С самого начала своей истории Паннония находилась в военных, торговых и культурных отношениях с соседними племенами. В известной мере в этих отношениях осуществлялись «международные» внешнеполитические связи Римской империи с варварским миром.
В
истории этих отношений
После того как агрессивная политика римлян привела к тому, что Дунай при Августе стал границей Империи, римляне и германцы стояли на берегах Дуная друг против друга. Безопасность среднедунайских провинций римляне пытались обеспечить не только посредством строительства укреплений, но и путем политики натравливания одних племен на другие и создания зависимых от Рима клиентских государств. Эти клиентские государства вели нередко самостоятельную политику и сами вторгались в пределы Империи и пропускали через свои земли другие племена в их движении к римским границам. Передвижения племен на вне императорских землях и междоусобия в самом варварском мире заставляли побежденных искать новых мест поселения на римской территории. Чтобы ослабить натиск племен, римское правительство размещало отдельные их группы на собственных землях сначала только в пограничных провинциях, а затем и в самой Италии. Поселение одних племен из множества других не снимало угрозы вторжений в будущем. По мере того как на историческую арену выступали новые племенные союзы, Римская империя оказывалась вынужденной все более считаться с существованием таких союзов, а в III—IV вв. и отступать под их давлением.
За Дунаем обитало множество племен — германских, кельтских, сарматских, дако-гетских, с которыми Империя вела частые и длительные войны. Наиболее развитым из германских племен были маркоманны, занимавшие области современной Чехии, западнее р. Моравы, напротив северо-западных рубежей Паннонии. В конце I в. до н. э. у маркоманнов возникло государство, во главе которого в начале I в. н. э. встал царь Маробод. Знакомый с римской воинской дисциплиной и порядками Маробод создал довольно могущественное политическое образование. Как утверждал потом в римском сенате Тиберий, Маробод был опаснее для Рима, чем в свое время Пирр и Антиох. Маробод пытался распространить свою власть на другие германские племена — херусков, квадов и лангобардов, что встретило противодействие римлян.
В 6 г. н. э. римская армия под командованием Тиберия собралась в Карнунте, где она перешла Дунай и углубилась в земли маркоманнов. По словам Маробода, против него боролись якобы 12 легионов. Но в 6 г. в тылу у римлян вспыхнуло Панноно-далматское восстание и римская армия вынуждена была вернуться. Заключив с Марободом мир, Тиберий три года оставался в Паннонии, занимаясь подавлением восстания.
Возникшие в 17 г. войны среди херусков и маркоманнов дали римлянам повод вмешаться в их дела. Они отказали Марободу в просимой им помощи против Арминия, и для упорядочения дел среди самих германцев Тиберий направил своего сына Друза. Друз оставался в Илли-рике три года. Ему удалось сначала разбить Маробода, а затем устранить его дипломатическим путем, поставив на царство вместо него Катуальду, знатного человека из германского племени готонов. Но Катуальда, как и Маробод, был свергнут. Он был изгнан гермундурами, во главе которых стоял Вибилий. Маробод был поселен в Италии, в Равенне, Катуальда — в Нарбоннской Галлии, в Форуме Юлия. Царем над маркоманнами Друз поставил Ванния из племени квадов, обитавших восточнее маркоманпов. Эти действия Друза в Иллирике занимают период времени до 20 г. и приходятся на годы его наместничества в еще не разделенной Паннонии7.
Паннонски славяне образовали Паннонское или Платенское княжество, история которого ограничивается всего лишь несколькими десятилетиями.
Около 835 г. к восточному франкскому маркграфу Ратбоду явился моравский князь Прибина, изгнанный из Моравии Моймиром; он был ласково принят маркграфом и крещен. Почему-то рассорившись с Ратбодом, Прибина бежал сначала во владения болгарского князя, потом к Ратимиру, князю посавской Хорватии, затем примирился с франкским королем и получил от него около 840 г. в лен земли по р. Сале, впадающей в Блатенское озеро. Так вокруг Прибины объединились паннонские славяне, рассеянные до тех пор по юго-западной Венгрии. Видя верность Прибины и его заботы о распространении христианства, с помощью священников зальцбургской архиепископии, король Людовик Немецкий сделал его настоящим государем в 848 г. Прибина построил у оз. Блатна город того же имени «Блатьно». В 850 г. Прибина выстроил в Блатне большой храм и пригласил на его освящение зальцбургского архиепископа Лиупрама; по этому поводу "Зальцбургский аноним" называет приближенных Прибины, из которых одни имеют славянские имена, другие - немецкие. Границы государства Прибины можно установить приблизительно, по указаниям "анонимом" тех городов, в которых Прибина строил храмы:
- западным городом был нынешний Оптуй в южной Штирии,
- восточным - Печух,
- северным – Кисек8.
Государство Прибины охватывала большую часть нынешней Венгрии к югу и западу от Дуная и доходила до восточной Штирии. В 862 г. Прибина пал в борьбе с мораванами. После него князем Паннонии был его сын Коцел.
Когда в 867 г. св. Кирилл и Мефодий путешествовали из Моравии в Рим к папе Николаю I, то им пришлось идти через Коцелову державу. Коцел и его народ с радостью приняли проповедников, с их славянским языком и книгами, и слушали их проповедь в течение нескольких месяцев пребывания там первоучителей. В 870 г. Мефодий, возвращавшийся из Рима, остался в Паннонии, так как в Моравии происходили смуты; папа наименовал его архиепископом Моравско-Паннонским. Деятельность архиепископа возбудила против него ненависть немецкого духовенства и тяжкие преследования.
Коцел умер около 874 г. После его смерти власть над паннонскими славянами захватил сын короля Людовика Карломан, а потом его сын Арнульф, вынужденный передать в 884 г. Паннонию моравскому князю. Отвоевав Паннонию снова, Арнульф в 896 г. передал нижнюю Паннонию, с г. Блатном, князю паннонской Хорватии Брацлаву.
С этого времени исчезают известия не только о былой державе Прибины и Коцела, но и вообще о паннонских славянах; имя Паннония еще встречается в документах XI в., но не в смысле государственном, а как историко-географическое определение разных поселений. В последние годы IX и первые Х вв. Паннонию захватили мадьяры и поглотили славян9.
Вывод. За Дунаем обитало множество племен — германских, кельтских, сарматских, дако-гетских, с которыми Империя вела частые и длительные войны. Паннонски славяне образовали Паннонское или Платенское княжество, история которого ограничивается всего лишь несколькими десятилетиями.
Заключение
История римских провинций привлекает в последние десятилетия все большее внимание. Закономерности развития рабовладельческой формации на последнем этапе ее существования невозможно выявить без изучения общего и особенного в структуре и путях эволюции отдельных областей Римской империи.
При исследовании истории Паннонии, мы пытались проследить взаимовлияние и взаимопроникновение римского и местного начал прежде всего в социально-экономической жизни.
Нам представлялось целесообразным обратиться к изучению не столько самих событий, сколько комплексов социально-экономических отношений. Такие комплексы отношений вследствие особенностей процесса романизации и характера источников более всего заметны в городах, рост которых на Дунае в I—III вв. составлял отличительную черту романизации этого региона. Но история Паннонии позволяет обнаружить и другие формы гражданских связей и землевладельческих коллективов и определявшие их социально-экономические отношения. Здесь рабовладельческое общество возникает в такой области римского мира, которая до прихода римлян не знала классовой структуры, развитого рабства, городского строя. Вошедшие в систему Империи различные политические образования на Дунае во многом сохраняли отношения переходного периода от первобытнообщинного строя к классовому.
История Панноиии подтверждает мысль о важнейшей роли провинций в судьбе Римской державы. Эта история показывает: также, в каком направлении развивалось рабовладельческое общество в I—III вв. там, где не существовало многовекового наследия рабства, где до прихода римлян отсутствовали рабовладельческие институты, где классовая структура оставалась неразвитой. В то же время развитие Паннонии подчинялось общим закономерностям процесса романизации римских провинций в период Принципата, хотя процесс нивелирования общественных отношений, являвшийся объективным результатом римского владычества, в силу тех или иных причин никогда не мог быть доведен до конца. Общая политика императорского правительства в отношении дунайских провинций имела много сходного, хотя и учитывала особенности каждой из них.
Специфика Паннонии заключалась в том, что в течение всего римского периода в ней сохранялись значительные массы сельского населения — как в пределах племенных общин, так и на землях городов. Поэтому мы находим в Паннонии два типа гражданской и землевладельческой организации:
- римский город
- племенную общину.
В известной степени племенные общины воссоздавались с конца II в. вследствие поселения на землях Паннонии отдельных групп варварских народов, когда в пределах провинции оказывались полугражданские землевладельческие коллективы, отличавшиеся этнически и по уровню развития от старого романизированного населения городов и городских территорий. В силу того, что социальная и этническая структура населения Паннонии была более сложной, мы полагаем, что социальные противоречия здесь были и более острыми, и более многообразными. К противоречиям, характерным для развития рабовладельческих отношений, здесь добавлялись противоречия, связанные с разложением первобытнообщинных отношений.
Реальная же историческая действительность в Паннонии, несомненно, была сложней, многообразней и еще более противоречивей.
Список использованной литературы
1 Колосовская Ю. К. Паннония в I-III веках, М.: Наука, 1973
2 Тит Ливий. История от основания Рима. М.. Наука, 1979 г.
3 Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.
4 История культур славянских народов. Т.1: Древность и средневековье. М., 2003.
5 Электронный источник: сайт http://www.worlds.ru/
6 Режабек Ф. В. Маркоманнские войны.— «Записки императорского Новороссийского университета», II, 68. Одесса, 1896
7 Златковская Т. Д.. Племенной союз дакогетов под руководством Биребисты.— ВДИ, 1955
8 История культур славянских народов. Т.1: Древность и средневековье. М., 2003.
9 Третъяков П. H.. Восточно-славянские племена. M., 1953