Противоречия экономического развития в СССР в годы НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2009 в 15:27, Не определен

Описание работы

Реферат по Отечественной истории

Файлы: 1 файл

Противоречия экономического развития в СССР в годы НЭПа.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

      Переход к нэпу способствовал серьезной  активизации законотворческой деятельности Советского правительства. Ряд декретов, связанных с военно-коммунистическими методами управления трудовыми ресурсами и хозяйствования, отменялся, и в то же время принималось множество новых декретов, что было неизбежным следствием перехода от «военного коммунизма» к новому экономическому курсу. 

      К концу 1921 г. все народные комиссариаты работали на основе новых положений, определявших новые функции и задачи их работы и устанавливавших построение и структуру и аппаратов. С точки зрения нормализации и упорядочения работы это мероприятие имело большое значение.

      6 декабря 1921 г. была учреждена Экономическая комиссия Совнаркома по систематизации и разработке законодательства в экономической области.

      В связи с разрешением реализации части продукции промышленности на рынке был создан торговый отдел  ВСНХ. Новые задачи финансовой политики, естественно, потребовали решительной перестройки и укрепления всего аппарата Наркомфина. В связи с заменой разверстки налогом и изменением всей продовольственной политики особенно большая перестройка происходила в аппарате Наркомпрода. Перед Наркомтрудом по-новому встали вопросы обеспечения промышленности и транспорта рабочей силой, регулирования возрождавшегося рынка труда.

      Основные  регуляторы рынка труда – спрос  и предложение рабочей силы постепенно вытесняли административно-принудительные меры управления трудовыми ресурсами, приемлемые в условиях жесткого военного противостояния, но оказавшиеся совершенно неприемлемыми в годы мирного строительства. Сохранение прежнего мобилизационного механизма регулирования рабочей силы было нецелесообразным в силу его низкой эффективности в условиях новой экономической политики и перехода к мирному периоду, более того – чревато серьезным обострением общественно-политической обстановки.

      Не  случайно 10 сентября 1921 г. после тщательной проработки появилось важнейшее решение правительства  «Основное положение по тарифному вопросу». Решение было подготовлено Малым Совнаркомом  и одобрено специальным совещанием  руководителей всех крупнейших производственных объединений, созванных ВСНХ. В водной части декрета подчеркивалось, что реализация новой тарифной политики приведет к «самомобилизации квалифицированной рабочей силы…» вокруг предприятия. 

      Основные  принципы новой тарифной политики согласно декрету от 10 сентября 1921 г. были следующие:

  • отказ от уравнительности в оплате труда работников с разной квалификацией;
  • увязка заработной платы работника прямо и непосредственно с увеличением производительности труда;
  • заработная плата должна быть увязана только с участием работника с производством, а ее повышение – только с улучшением результатов производства;
  • в заработную плату должны входить все виды выплат рабочим и служащим (денежная плата, предметы потребления и продовольствия, прозодежда, внеплановые выдачи, семейные пайки и т.д.). Все виды натуральных выдач оценивались по рыночным ценам;
  • отказ от «выдач продовольствия предприятиям по количеству занятых в них рабочих; выдачи должны производиться не по количеству, а по количеству, а исключительно на единицу выпущенного предприятием фабриката».5

      Декрет  СНК от 10 сентября 1921 г. имел огромное принципиальное значение. Речь шла не просто о сумме практических мероприятий по совершенствованию тарифного вопроса, а о целой программе подъема экономики на основе совершенно иных, нежели при «военном коммунизме», принципах использования трудовых ресурсов.

      Списки  предприятий, фиксирующие количество рабочих при переходе на коллективное снабжение, заменялись новым принципом  построения бюджетно-сметной системы. Данное положение было узаконено  декретом СНК от 10 ноября 1921 г. «Об  оплате труда рабочих и служащих предприятий, перечисленных  в особом списке Совета Труда и Обороны, а также переведенных на коллективное снабжение». 

      Особенностью  данного декрета являлось в том, что годовой фонд заработной платы  исчислялся не по количеству занесенных  в списки рабочих, а по смете в соответствии с производственной программой предприятия. Уже к концу 1921 г. согласно плану использования продовольственных ресурсов на 1921-1922 гг., разработанному в Госплане и утвержденному  в СТО 28 сентября, число всех находившихся на снабжении государства за исключением Красной Армии было сокращено в 5 раз – с 35 млн. до 7 млн. человек.6 

      Декрет  СНК от 10 ноября 1921 г. «Об оплате труда  рабочих и служащих предприятий, перечисленных  в особом списке Совета Труда и Обороны, а также переведенных на коллективное снабжение» явился значительным шагом вперед по пути внедрения принципов самофинансирования предприятий посредством расширения их участия на рынке.

      На  протяжении 1921-1922 гг. происходит процесс  денатурализации заработной платы, который способствовал фактической ликвидации карточной системы. Таким образом, промышленные предприятия были поставлены в условия, при которых излишний баланс рабочей силы способствовал снижению финансовых показателей и уменьшал заработную плату квалифицированных работников и управленческого персонала. Заработная плата каждого работника теперь напрямую зависела от двух факторов: эффективности производства и количества работников. Естественно, такая ситуация в определенной степени стимулировала промышленные предприятия к росту производительности труда, совершенствованию производства, но она не могла не вызвать процесс «выталкивания» из производственных коллективов малоквалифицированных рабочих, молодежь, как правило, не имевшую практического опыта, женщин.

      Таким образом, переход к нэпу был вызван необходимостью сохранить собственное  господство большевиками принципиально  иными методами руководства экономикой, нежели при «военном коммунизме».  
 
 

      2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  В ГОДЫ НЭПа  И ПОЛИТИКА «ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕДОПУЩЕНИЯ» 

      2.1. Активизация предпринимательства 

      Гражданская война и политика «военного коммунизма»  подорвали основы частного предпринимательства. Экономический кризис 1921 г. привел к смене государственной политики по отношению к предпринимательству. Началась частичная реанимация данного социального слоя с помощью нэпа, установившего жесткие правовые границы для развития частного сектора в стране. Вся крупная промышленность и банки были национализированы, поэтому предпринимательство могло развиваться лишь в мелкой кустарной промышленности, в мелкой капиталистической промышленности, в арендованной промышленности и на концессионных предприятиях.

      В целом первая половина 1920-х гг. характеризовалась  бурным развитием предпринимательства – это был своеобразный стихийных нэп. Однако его результаты были довольно впечатляющими. В торговле преобладал частник (83% в городе и 100% в сельской местности). Значительно оживилось кустарное производство, для которых практически в этот период не существовало никаких ограничений. Можно было нанимать до 10 рабочих («при моторе») и до 20 («без мотора»). Довольно оживленно развивалась рыночная инфраструктура. К 1923 г. в стране функционировали товарные биржи, которые осуществляли большое количество коммерческих сделок.7   

      Условия, в которых происходило восстановление и развитие частного сектора экономики  в 1920-е гг., можно условно разделить  на две группы. К первой группе относятся  объективные условия, такие как: характер экономики, степень развития инфраструктуры в губерниях, экономическая ситуация в стране. Ко второй группе можно отнести субъективные причины, связанные с государственной политикой по отношению к частному предпринимательству, социальным статусом нэпманов и, наконец, активностью самих частных предпринимателей.

      После перехода к нэпу, правительство начинает предпринимать шаги к стабилизации денежного обращения. Однако оздоровить финансы удалось только к 1924 г. Предыдущие три года частное предпринимательство  развивалось в условиях постоянно  падающей валюты. Постепенно стала восстанавливаться банковская система. Однако восстанавливалась она уже на иных основах, нежели до революции. Экономическая целесообразность уступила место идеологическим догмам. Кредитные ресурсы стали распределяться по разнарядке, исходя из политических соображений.

      Из  государственных кредитных учреждений только Госбанк и Промбанк занимались обслуживанием частных предпринимателей. Однако оба государственных банка  не могли удовлетворить потребности  нэпманов в кредите. Дело было в том, что у государства не хватало средств на куда более важные дела, нежели развитие частного предпринимательства. Условия, на которых банки выдавали ссуды, были гораздо более жесткими, чем до революции. Предельный срок кредита ограничивался 3 месяцами, а годовой процент составлял, как правило, 16-18%.

      Еще одним источником кредитования для  частного капитала являлись Общества Взаимного Кредита (ОВК). Эти организации  представляли собой разновидность  кредитных кооперативов: каждый член общества вносил пай и, в зависимости, от размера пая, имел право на получение кредита на льготных условиях. Пользоваться услугами ОВК могли не только их члены, но и посторонние люди и даже государственные органы. Государство поощряло создание ОВК, т.к. надеялось таким образом осуществить перекачку средств из частного сектора экономики. Однако ОВК очень быстро превратились в замкнутые корпоративные органы нэпманов. Власть в обществах захватили крупные воротилы, которые получали кредит на десятки и сотни тысяч, в то время как мелким торговцам под разными предлогами отказывали в 100, 200 рублей. Представители других социальных групп и уж, тем более, государственные организации практически ОВК не кредитовались.

      Помимо  объективных условий, воздействовавших на развитие частного предпринимательства в 1920-е гг., большое влияние оказывали субъективные условия, и в первую очередь, государственная политика по отношению к частному сектору экономики.

      Создание  законодательной базы регулирования  предпринимательской деятельности в Советской России началось с декрета СНК «Об обмене» от 24 мая 1921 г. и инструкции к этому декрету от 19 июля 1921 г., которые определили порядок торговой деятельности для частных лиц. Серия декретов, принятых так же в этом же году: «Об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой и кустарной промышленности», «О кустарной и мелкой промышленности», «О предприятиях, перешедших в собственность Республики» и др. сформулировали законодательные основы частнопредпринимательской деятельности в промышленности.8 

      2.2. Смена правительственного курса в отношении нэпмана 

      Первые  годы существования нэпа убедительно  показали жизнеспособность и устойчивость частного предпринимательства. Но данное обстоятельство не могло устраивать большевистскую партийно-государственную  номенклатуру, которая все острее с середины 1920-х гг. стала ставить вопрос о целесообразности дальнейшего «обуржуазивания» страны.

      При этом большевистскому руководству  нельзя было отказать в известной  логике, правда, построенной исключительно  на классовом подходе. По мере углубления нэпа и усиления экономических позиций «несоциалистических» элементов партия большевиков шаг за шагом утрачивала свою социальную базу. Политика правительства постоянно менялась и напоминала игру без правил. В любое время нэпману могли либо предоставить какую-нибудь льготу, либо посадить в тюрьму.

      С 1921 г. до середины 1924 г. предпринимательство  в целом развивалось относительно свободно, но в строго ограниченных государством рамках. Частный капитал  не был допущен к так называемым командным высотам экономики: на транспорт, в крупную промышленность и внешнюю торговлю. Государство прилагало максимум усилий к тому, чтобы изъять из частного сектора как можно больше средств и очень мало делало для развития частной торговли и промышленности.

      В 1924 г. политика государства и правящей партии по отношению к частному предпринимательству  меняется. Начинается первое масштабное наступление на частный капитал. Причиной, спровоцировавшей наступление, стал кризис перепроизводства. В нем  обвинили торговцев-оптовиков, которые якобы завышали цены на промышленные товары.  
Нажим на частных предпринимателей негативно отразился на состоянии экономики, поэтому в начале 1925 г. политика вновь была пересмотрена.

Информация о работе Противоречия экономического развития в СССР в годы НЭПа