Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 11:11, контрольная работа
О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Контрольно–реферативная работа
по дисциплине История Донского Казачества
на тему:
Предшественники казачества и проблема происхождения донского и терско-гребенского казачества. Этнический и социальный состав казаков 14–17вв. Оценки современной литературы.
Великая Отечественная война на Дону 1941–1945гг. Участие казаков в войне в оценках современной литературы.
Выполнила: Кулагина Дарья
Студентка группы ПСЗГS 11
Проверил: преподаватель
Ростов-на-Дону
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г.Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н.Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII – ХV в.в.»
Существует огромное противоречие между дореволюционной и послереволюционной историографией - в определении происхождения казачества в целом и донских казаков - в частности.
В то же время история донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
Это и определило актуальность данной работы.
Цель работы: Познакомится с образом жизни казачества, как особого народа, с присущими ему суровыми нравами, необходимыми для выживания и защиты своей земли.
Способствовать формированию чувства любви к своей Родине, патриотизма, уважения к традициям и обычаям наших предков, заселявших территорию между Волгой и Доном.
1 ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В XIV – XVII ВВ
Главное противоречие между дореволюционной и послереволюционной историографией – в определении происхождения казачества в целом и донских казаков – в частности.
1.1 Казаки в историографии: сравнение подходов
«Большевистская классовая» историография определяет возникновение казачества примерно XVI-м веком и утверждает, что «казаками» называли себя беглые крестьяне, люмпены, разбойники из Центральной России, которые скрывались от царя и прочих «эксплуататоров» на Дону. Глубокого исторического обоснования у этой теории нет; она подкрепляется обычно примерами свободолюбивого фольклора казаков (поговорки типа «С Дону выдачи нет», «Царствуй, царь-государь, в стольной Москве, а мы, казаки, - на Тихом Дону», «Секи меня турецкая сабля, да не тронь меня царская плеть» и пр.), а также некоторыми официальными документами, где казаки определяются как «всяких земель беглые люди»1.
В начале работы хотелось бы прежде всего:
1)Разобраться с вопросом о мифических беглых крестьянах, из которых вроде бы и сложилось казачество. Если отбросить стереотипы, созданные советской исторической наукой, о бедственном, бесправном и жалком состоянии закабалённого русского мужика, картина представляется отнюдь не удручающая. Обратимся к запискам о России того времени европейских дипломатов и купцов того времени, упоминавшегося выше Иовия Герберштейна или трудам русских историков: Карамзина, Ключевского, Соловьёва. Крестьяне начала, середины 16 века являлись людьми лично свободными. В Юрьев день они могли беспрепятственно покинуть обрабатываемые им земли бояр и дворян, и уйти к другому землевладельцу. Даже холопы (военнопленные обращённые в рабское состояние и являющиеся собственностью своего господина), самые бесправная часть русского населения, рассматривалась законом не как двуногая скотина, а как своего рода гражданами. Только одна княжеская власть могла лишить их жизни. Кроме того существовал обычай, когда по смерти господина, все его холопы отпускались на волю. И что же? Подавляющее большинство из них, искали себе новых господ, вновь продавали себя в кабалу и в крепость. Ибо прожить в холопах было легче (!) нежели свободному крестьянину и посадскому человеку, которым нужно было кроме всего прочего платить подати. О холопе же, о его жене и детях, должен был заботится их господин.
Первые элементы крепостного права в России начал вводить в конце 16 века Борис Годунов, а окончательно закрепостили крестьян первые Романовы. Мало того до Годунова российское законодательство ограничивало закабаление крестьян. По законом того времени, русский мужик мог сам закабаляться или продавать в кабалу сына не более четырёх раз. В четвёртый раз, он, отпущенный хозяином на волю, зависел только от себя и продаться в кабалу не мог. Этот факт говорит о том, что институт холопства в России не был обременителен в 16 веке для крестьянина или дворового человека. В некоторых случаях человек мог получить вольную чуть ли не в наказание. Ибо тогда он сам был обязан содержать свою семью и заботиться о многочисленном потомстве. Жизнь лично свободных крестьян была в некоторых случаях, как это говорилось выше, более обременительной и тяжелее2.
Мало того, боярский холоп, владеющий оружием и изъявивший желание выступить вместе со своим господином в поход, становился свободным человеком и попадал в разряд так называемых детей боярских. Впоследствии дети боярские стали свободным служилым сословием, прировненным к дворянам.
Из всего выше перечисленного, становится ясно, что в России 14 - 17 веков, не было ни каких внутренних факторов и предпосылок для бегства крестьян и холопов на Дон – туда, где им ежечасно грозила смерть и мусульманское рабство, в связи чуть ли не ежедневными набегами на казачьи городки крымских и нагайских татар, черкесов и турок3.
2) Отметить, что серьёзные историки резко отвергают утверждение, что казачество состоит из потомков беглых крестьян. Казаки, по их определению, - это народность, которая образовалась в начале новой эры как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа коссака (или касака) и приазовских славян метео-кайсаров - с некоторой примесью аланов.
Сообщения древних историков и географов вкупе с данными археологии позволяют исчислить историю казаков более чем двадцатью веками. Имя казаков в разных вариациях - Коссахи, Касакос, Касаги, Касоги, Казяги, - встречается у греков (Страбон, танаидские надписи и проч.), в русских летописях, в тюркских источниках и проч. «Коссахи» в переводе с языка скифов значит «белые Сахи», или «Белые Олени» (название скифского племени). Не случайно поэтому у казаков в гербе - белый олень, раненый стрелой.
Внушительный и разнообразный по происхождению, форме и содержанию массив источников, отражающий историю Донского края XVI-XIX в.в., является важной составной частью исторического наследия Российского государства. Его формирование неразрывно связано со становлением и развитием Войска Донского, вначале как военного и политического образования, самостоятельного и независимого от Московского государства, затем находившегося в вассальных отношениях с Москвой, а в начале XVIII века включенного в состав Российской империи.
На каждом этапе исторического развития Донской земли преобладали группы и виды источников, опиравшиеся на соответствующую нормативную базу, на культурные и историко-литературные традиции.
Отношения между донским казачеством и Московским государством, Войском Донским и российскими самодержцами с одной стороны, высшими и центральными органами власти Российской империи с другой фиксировались в различных по форме и содержанию источниках – актовых, законодательных, делопроизводственных.
Документальные источники по истории Донского края и его населения XVI-XVII вв. плохо сохранились. В XIX-начале ХХ вв. часть из них была опубликована А. А. Лишиным, И. И. Прянишниковым, В. Г. Дружининым и другими исследователями.
Наиболее крупным комплексом актовых материалов, раскрывающих отношения Московского государства с донским казачеством, является сборник «Донские дела», издававшийся в конце XIX-начале ХХ века Императорской археографической комиссией. «Донские дела» - это сложный по структуре и составу массив архивных материалов, включающий копии царских грамот, посланных донским казакам с 1623 по 1652 гг.., переписку Посольского приказа с донскими казаками за 1594-1639 гг., подлинные отписки донских казаков, дела о посылке Войску ежегодного жалования, отписки воевод о происходящих на Дону событиях и др4.
К первым сочинениям по истории Донского края относятся труды Вл. Броневского, А. Г. Попова, А. И. Ригельмана, В. Д. Сухорукова. В своих исследованиях В. Д. Сухоруков, опираясь на собственные архивные и исторические разыскания, а также сочинения предшественников и современников, одним из первых донских историков создал общую концепцию происхождения и развития казачества, показал роль казачества во внешнеполитической, социально-экономической жизни Российского государства. В конце XIX века вышел труд полковника Василия Михайловича Пудавова «История Войска Донского и старобытность начал казачества», построенный на архивных материалах. В начале ХХ века опубликовано исследование донского историка Евграфа Петровича Савельева «История казачества с древнейших времен до конца XVIII века».
В связи с празднованием столетия Отечественной войны 1812 года, вышло в свет большое количество материалов и исследований, посвященных описанию боевых действий донских казаков в составе 1-й и 2-й армий под командованием М. Б. Барклая-де-Толли и П. И. Багратиона и партизанских отрядов, участие Войска Донского в заграничных походах 1813-1814 г.г. Опубликованы исследования по истории Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, Лейб-гвардии атаманского Его Императорского Высочества наследника цесаревича полка, Донской казачьей конной артиллери», принимавших активное участие в войне с Наполеоновской армией и в заграничных походах 1813-1814 гг.
Огромную роль в деле исследования истории казачество играют археологические находки. Пролить свет на время возникновения донского казачества поможет установление точной датировки челна найденного в марте 1955 года в протоке у острова близ Хутора Пухляковский школьниками под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы Л.Т.Агаркова. Тогда, в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Чёлн был выдолблен из огромного дубового ствола. Его длина около 4 метров, диаметр – 80 см. и высота – 45 см.
В настоящее время чёлн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества и продатирован XVII веком. Однако А.И.Потапенко по обломку амфоры найденном в носовой части челна датирует его XI-XIII веками, периодом проживания на Дону «бродников»5.
3)Сказать несколько слов на тему: являются ли казаки национальностью.
Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР). Хоть Ростов присоединился к области Войска Донского совсем по историческим меркам недавно (в 1887), многие документы по населению области можно найти в его архиве. В 1920 в Ростове был создан Центральный исторический архив, в 1925– архив Октябрьской революции, в 1934 – Азово-Черноморский краевой военный архив. В 1941 эти архивы были объединены в Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Там хранятся многие документы по истории Дона с середины XVIII века. Есть там и около 60 фондов личного происхождения известных на Дону краеведов, писателей, ученых. ГАРО имеет три филиала в городах: Новочеркасске, Таганроге, Шахтах. Основная часть документов по казакам находится в РГВИА. Но большинство современных российских историков считает донское казачество этносоциальной и культурнополитической общностью, имевшей двойную природу. С одной стороны, оно представляло собой субэтнос по отношению к великорусскому этносу, с другой, - являлось военно-служилым сословием, что было зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи». Не смотря на это, не так давно активно обсуждался вопрос, являются ли казаки национальностью6.
Начинать разбираться в этом вопросе надо с языка. Примерно в 8-11 веке нашей эры в Киевской Руси из диалектов восточнославянских племен сформировался древнерусский язык. С конца 11 века люди, которые говорили на нем, стали расселяться в разные стороны, меньше общаться между собой и язык стал приобретать, как говорится, диалектные черты, но все равно сначала это был один язык. В 13 веке юг и юго-запад (Киев, Галицко-Волынская, Турово-Пинская земли - территории будущих украинских и белорусских языков) оказались противопоставлены северу и северо-востоку (территориям будущего русского языка). В 14 веке юго-запад и запад Руси оказались под властью Великого княжества Литовского и Польши, что еще сильнее изменило язык людей, которые там проживали. В 14-15 вв. древнерусский язык распался на 3 отдельных восточнославянских языка – русский, украинский и белорусский7.
То есть во-первых, мы все - восточные славяне, некогда мы говорили на одном языке и принадлежали к одной национальности. И было это не так уж давно. Донские казаки тоже говорили на том же языке. Тем не менее, никто сейчас не говорит, что нет национальности «русский», «украинец» или «белорус». Общепризнанность этих национальностей обусловлена вовсе не генеалогией и не каким-то особенным происхождением (все мы с Киевской Руси), а геополитическими характеристиками. Государственность у Донских казаков была, так что они имеют все основания считать себя отдельной национальностью, но при этом, если по большому счету, мы все вместе восточные славяне, хотим или не хотим, но происходим от одного корня.