Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:28, реферат
Проблема историографии данной работы состоит в том, что по избранной теме имеется множество исследований, монографий, но большинство из них посвящены какой-то отдельной теме дворянского быта – балам, одежде, досугу, в том числе карточной игре. Работ, освещающих повседневную, бытовую жизнь дворян в целом, не так много, и все они относятся к постсоветскому периоду, когда эта тема стала актуальной и интересующей не только историков, но и широкие круги общественности.
Большой интерес представляют исследования, написанные в XIX веке Шереметева С.Д. «Отголоски XVIII века»6, куда вошли документы рода Шереметевых, а также Бессонова П.А. “Прасковья Ивановна графиня Шереметева”7. В данной книге рассказывается не только о П.И. Ковалёвой (Жемчуговой), но и имеются интерестные сведения о Шереметевых. Книга имеет богатую источниковую базу.
Введение 2
Глава 1. Формирование рода Шереметевых 5
Глава 2. Светский быт дворянской усадьбы 12
Глава 3. Культурное пространство «Дворянских гнёзд» 25
Заключение: 30
Список литературы: 31
Реферат
Повседневная жизнь и культурное пространство российского дворянства второй половины XVIII - нач. XIX века (на примере усадеб Останкино и Кусково графов Шереметевых)
Содержание:
Наши далёкие предки оставили после себя великие свершения, прекрасные дворцы и драгоценные собрания, были людьми особого душевного склада, кардинально отличного от современного.
В настоящее время повседневная история российского дворянства стала вызывать самый живой интерес не только среди профессиональных историков, но и самых широких кругов общественности. Наряду со специальными работами появились многочисленные публикации, посвящённые как отдельным сюжетам этой обширной темы, так и повседневной жизни дворянства, их деятельности, их коллекциям, книжным собраниям, дворянским родословным и другие. И в каждой из этих публикаций проявляется особость дворян, своеобразие дворянской культуры.
Цель работы: изучить некоторые аспекты жизненного уклада Шереметевых. Исходя из поставленной цели, в работе решались следующие задачи: проследить основные этапы формирования рода Шереметевых; определить основные элементы дворянского быта, обратив внимание на архитектуру и интерьер Останкина и Кускова, культуру застолья, внешний вид хозяев и гостей, традиционные развлечения и зрелища; отметить роль театра в формировании культурного пространства дворянской усадьбы.
Несмотря на широкую историографическую традицию, кажутся недостаточно изученными вопросы участия дворянства в развитии русской культуры. Как писал в своей работе Ю.М.Лотман: «Обращаясь к истории быта, мы легко различаем в ней глубинные формы, связь которых с идеями, с интеллектом, нравственностью, духовным развитием эпохи самоочевидна»1. К сожалению, в объёме курсовой работы невозможно осветить все проблемы, что ставит перед нами эта поистине неисчерпанная тема.
Хронологические рамки темы выбраны не случайно. «Золотым веком» русского дворянства принято считать вторую половину XVIII в.- эпоху правления Екатерины II, эпоху просвещенного абсолютизма. Но на рубеже XVIII – XIX веков, в время правления Павла I, в связи с изменениями в положении дворянского сословия, в его привилегиях, для дворянства наступает время перемен. Дворянство приумножает свои привилегии. Именно в этот период формируются те черты дворянской идеологи, которые считаются определяющими для этого сословия – понятие дворянской чести и долга, высокого патриотизма, нравственного достоинства. В наше время, когда в России на высшем уровне поднимаются вопросы создания официальной идеологии, государства российского, обращение к истории дворянства, его высоким моральным качествам может послужить весьма актуальным примером для современников.
Достоверное воссоздание любой картины минувшей жизни предлагает обращение к историческим источникам. В данном случае это источники преимущественно мемуарного характера. Они имеют свои особенности – субъективный подход к описываемым событиям и повседневным бытовым явлениям.
В данной работе были использованы воспоминания Ф.Ф. Вигеля2, которые содержат описание светских раутов, приёмов, балов, характеристики отдельных лиц и семей. А также воспоминания А.В. Храповицкого (статс. секретаря императрицы Екатерины II)3, А.В. Никитенко (бывшего крепостного графа Н.П. Шереметева, впоследствии академика)4 и дневник В.П. Шереметевой (провинциальной, небогатой помещицы)5.
Проблема историографии данной работы состоит в том, что по избранной теме имеется множество исследований, монографий, но большинство из них посвящены какой-то отдельной теме дворянского быта – балам, одежде, досугу, в том числе карточной игре. Работ, освещающих повседневную, бытовую жизнь дворян в целом, не так много, и все они относятся к постсоветскому периоду, когда эта тема стала актуальной и интересующей не только историков, но и широкие круги общественности.
Большой интерес представляют исследования, написанные в XIX веке Шереметева С.Д. «Отголоски XVIII века»6, куда вошли документы рода Шереметевых, а также Бессонова П.А. “Прасковья Ивановна графиня Шереметева”7. В данной книге рассказывается не только о П.И. Ковалёвой (Жемчуговой), но и имеются интерестные сведения о Шереметевых. Книга имеет богатую источниковую базу.
В советское время тема дворянства, его быта и традиций, своеобразия дворянской культуры почти не рассматривалась, а если и упоминалась, то с оттенком пренебрежения: считалось, что дворяне эксплуатировали крестьянство и рабочий класс, дворянская культура считалась культурой на костях «крепостных». В основном все исследования советского периода повещены теме архитектуры. В 90-е годы прошлого века появляются несколько хороших исследований, посвящённых бытовым аспектам жизни дворянского сословия. Прежде всего, это работа Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре»8. Все работы по данной тематике перечислить просто не возможно. Хочется также отметить исследования зарубежных авторов, вышедшие совсем недавно – Келлера Э.Э. и Рузвельт П. Книга Келлера Э.Э. «Светская жизнь в интерьерах столичных особняков»9 посвящена великосветскому быту. Множество деталей и подробностей светской жизни воссозданы по свидетельствам современников, по их письмам, дневникам, мемуарам. Монография американской исследовательницы Рузвельт П. «Жизнь в русской усадьбе»10 представляет собой опыт разностороннего анализа феномена русской культурной истории, истории дворянской усадьбы периода её «золотого века» (сер. 18- нач.20 в.). В книге использовано множество источников и иллюстраций, которые делают исследование авторитетным.
Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи под 1347 при дворе московского князя11. Один из праправнуков Андрея Кобылы, Андрей Константинович, живший в середине XV в., имел прозвище Шеремет, и его потомство стало носить фамилию Шереметевых.
В XVI—XVII вв. этот род занимал весьма высокое положение в обществе. Из поколения в поколение члены его заседали в Боярской думе. Так, из шести внуков Андрея Шеремета, живших во второй половине XVI в., четверо были в боярах, а один — в окольничих. Например, в эпоху Смуты, в 1613 г., боярин Федор Иванович стал во главе той части Земского собора, которая добилась избрания на царство Михаила Федоровича Романова, и при юном государе он многие годы возглавлял русское правительство. Боярин Петр Васильевич Большой Шереметев был воеводой в Киеве с 1665 по 1669 г. — в тот трудный для Москвы период, когда она воевала с Польшей из-за Украины, а внутри самой Украины шла борьба между сторонниками и противниками воссоединения ее с единоверной Россией12. Шереметевы роднились с представителями самых знатных и влиятельных фамилий, в том числе и с царствующим домом. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была супругой царевича Ивана, сына Ивана Грозного, убитого отцом в припадке гнева в 1581 г. За свою службу Шереметевы жаловались крупными вотчинами во многих уездах Московского государства13.
Сохранили они свое значение и в эпоху петровских преобразований. Широко известны заслуги Бориса Петровича Шереметева (1652— 1719). С четырнадцати лет, под началом отца, юноша был уже на военной службе, в тридцать лет имел чин боярина14. В годы царствования Петра I Шереметев успешно выполнял дипломатические поручения царя, а в ходе войны со Швецией прославился как полководец и в 1701 г. получил чин генерал-фельдмаршала. В 1706 г. он первым в России был пожалован графским титулом15. Хотя Борис Петрович принадлежал к старомосковской родовой знати, он сумел в главном воспринять все то новое, что вошло в общественную жизнь России в начале XVIII в. с реформами Петра I. Шереметевы получили большие участки земли для строительства домов в новой столице России. В 1712 г. по приказу царя фельдмаршалу отвели место для строительства усадьбы на 6ерегу реки Фонтанки, и вскоре там появились первые постройки знаменитого Фонтанного дома, ставшего родовым гнездом для пяти поколений графов Шереметевых.
От братьев графа Бориса Петровича повелись две ветви рода Шереметевых. Мы остановимся только на его прямых потомках, составляющих сравнительно немногочисленную графскую линию рода.
Фельдмаршал был женат дважды. Первый раз он женился семнадцати лет на Авдотье Алексеевне Чириковой, от которой имел троих детей. Второй его женой стала родственница царя Анна Петровна Салтыкова, в первом браке Нарышкина, и от этого брака родилось еще пятеро детей.
Сын фельдмаршала от второго брака граф Петр Борисович (1713— 1788), человек и без того весьма состоятельный, в 1743 г. женился на единственной дочери канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского княжне Варваре, принесшей ему в приданое огромное состояние, и с тех пор графы Шереметевы стали одной из самых богатых семей России16. Граф Петр Борисович служил при дворе Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, стал генерал-аншефом, обер-камергером двора, сенатором. П.Бессонов в своём очерке «Графиня Прасковья Ивановна Шереметева» про него говорит: «Это был образец екатерининского вельможи-богача, ловкий, хотя не слишком услужливый и довольно состоятельный придворный, с хитростью, блестевшею в него скошенных глазах. Важный, но не надменный, и со всеми до низших ласковый, не любивший головоломного труда, но очень крепкий природным умом и образованный по-французски; артист в душе для всех искусств, с отличным ко всему вкусом»17. По мнению Б.И.Солрвьёва главными его заслугами стали заслуги перед русской культурой18. Одним из первых в России он создал свой театр, все артисты и музыканты которого были набраны из крепостных и обучены в специальной театральной школе, в которой преподавали известные русские и иностранные педагоги. Спектакли его труппы, преимущественно оперные и балетные, шли в специально сооруженных театральных залах в Москве и в Кускове, любимой подмосковной усадьбе графа. Начатое графом Петром Борисовичем служение отечественной культуре стало семейной традицией и всегда выделяло графов Шереметевых среди их вельможных современников. Своего расцвета шереметсвекий театр достиг в конце XVIII — начале XIX в. при следующем владельце, графе Николае Петровиче (1751— 1809), главном наследнике фамильного состояния. Он получил блестящее образование, завершив его четырехлетним пребыванием за границей. Вот что писал о Н.П.Шереметеве современник: « Ум живой и проницательный, культивированный, с литературными познаниями весьма широкими19». С молодых лет граф был близок с великим князем Павлом Петровичем, что не мешало ему, однако, успешно служить Екатерине II и пользоваться ее доверием; при ней он состоял директором Московского дворянского банка, а в 1786 г. был назначен сенатором. С воцарением Павла I граф Николай Петрович переехал в Петербург и, продолжая службу в Сенате, начальствовал также над Пажеским корпусом, стал действительным тайным советником и обер-камергером Двора. После убийства императора вышел в отставку, переселился в Москву и полностью сосредоточился на своем любимом занятии — театре. Еще в конце XVIII в. он выстроил великолепный дворец в своем подмосковном селе Останкино, где главным помещением стал театральный зал. Его труппа давала те же спектакли, которые шли в это время на сценах Парижа, и соперничала с придворным театром. В 1801 г. он тайно обвенчался с крепостной певицей Прасковье Ковалёвой (сценический псевдоним Жемчугова)20.
В 1792 г. гр. Николай Петрович и Прасковья Ивановна основали в Москве Странноприимный дом — богадельню на сто человек и больницу для «всякого звания неимущих и увечных»21.
Граф Дмитрий Николаевич Шереметев (1803—1871), единственный сын графа Николая Петровича и графини Прасковьи Ивановны, большую часть своей жизни прожил в Петербурге, в Фонтанном доме. Рано потеряв мать и отца, он рос, окруженный попечителями и воспитателями. Всех родных ему заменила Татьяна Васильевна Шлыкова, бывшая танцовщица шереметевского театра, которая дала слово родителям маленького графа, что не оставит его никогда. В 1823 г. граф поступил на военную службу в Кавалергардский полк, стал флигель-адъютантом сначала Александра I, затем Николая I22. Прослужив в полку более пятнадцати лет, вышел в отставку в чине ротмистра. Никитенко А.В., бывший его крепостной, впоследствии академик, так его характеризует: «Сын Николая Шереметева, Дмитрий Шереметев, как ни заботились о нём, недалеко ушел ни в науках, ни в развитии. Природа отказала ему в способностях»23. Никакой службы он не имел (кроме кавалергардской, а потом свитской) сидел до вечера в халате, ходил по церквам и не мог заняться делом от привычки к безделью, от лени, от отвращения к труду24. Несмотря на это, граф Дмитрий Николаевич занимался благотворительностью. Любимым его увлечением стала музыка, особенно духовная. Прославленный театр перестал существовать, зато расцвета достигла прославленная шереметевская хоровая капелла.
Граф Д. Н. Шереметев был женат дважды. От первой жены, Анны Сергеевны, урожденной Шереметевой, своей дальней родственницы, одаренной музыкантши, он имел сына Сергея. От второй, Александры Григорьевны Мельниковой, дочери капитан-лейтенанта флота, также большой любительницы музыки, у него был сын Александр25. Оба сына, занимавшие в свое время видное положение в обществе, достойно продолжили семейные традиции благотворительности и меценатства.
Старший сын граф Сергей Дмитриевич (1844—1918) — один из самых выдающихся представителей рода. В молодости он служил в Кавалергардском полку, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 гг., был флигель-адъютантом Александра III, получил чин полковника. Перейдя на гражданскую службу, долгое время возглавлял Придворную певческую капеллу, избирался московским губернским предводителем дворянства, был назначен Николаем II членом Государственного совета, перед революцией имел звание обер-егер мейстера Двора. Но его истинным призванием была историческая наука, и он принадлежал к тому типу людей, которых можно назвать ревнителями старины и хранителями памяти о прошлом. С 1900 г. граф руководил работой Археографической комиссии, был создателем нескольких исторических обществ и постоянно оказывал им значительную материальную поддержку.