Отмена крепостного права в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 21:46, Не определен

Описание работы

Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства в России

Файлы: 1 файл

рефератик.docx

— 58.82 Кб (Скачать файл)

     Секретный комитет с опозданием на три месяца после фактического рассекречивания  был переименован в Главный комитет  по крестьянскому делу. И хотя состав его оставался прежним, условия  деятельности, темпы и методы работы изменились. В состав дворянских комитетов  вошли амнистированные декабристы и петрашевцы, славянофилы и западники, либералы и реакционеры. Образование  фракций в губернских комитетах («меньшинство» и «большинство») выявило в дворянстве помимо сторонников  и противников отмены крепостного  права носителей различных представлений  о путях развития страны, о вариантах  реформы.

     Одновременно  на местах, не дожидаясь инструкций, вводили публичность заседаний  губернских комитетов, во время которых  происходили бурные сцены с нецензурной  бранью, потасовками; у лидеров группировок  появились телохранители.

     «Гласность облекалась в неожиданные для правительства формы, давала непредвиденные последствия, но правительство бдительно следило за ситуацией в стране. После рескриптов, с декабря 1857 г. до отмены крепостного права в феврале 1861 г., министр внутренних дел еженедельно докладывал Александру II о настроениях дворянства и крестьян, о слухах и толках на местах, о деятельности губернских комитетов и всех случаях крестьянских волнений. Доклады, содержащие наиболее важную информацию, поступали в Главный комитет»8.

     Царь  предпринял попытку освободить удельных крестьян без земли, но ничего не получилось: только ничтожное число воспользовалось  такой свободой, в массе же удельное крестьянство не приняло этого указа. Вспыхнувшее в Эстляндии весной 1858 г. массовое крестьянское движение показало правительству, как опасно безземельное освобождение - так называемый «остзейский вариант» реформы. К концу 1858 г. либеральная бюрократия взяла верх над консервативными силами в деле подготовки крестьянской реформы.

     В официальной правительственной  политике начало пробиваться и завоевывать  признание новое направление: конечная цель реформы - превращение бывших крепостных в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьянства к гражданской жизни и правам. Этот поворот в правительственной политике, происшедший в октябре-ноябре 1858 г., связан с деятельностью члена Главного комитета генерал-адъютанта Я. И. Ростовцева, которому Александр II полностью доверял. Ростовцев отказался от варианта безземельного освобождения крестьян и фактически признал либеральные идеи и цели реформы, которые еще в апреле 1858 г. правительство запрещало и преследовало.

     «Свои взгляды на цели крестьянской реформы Ростовцев изложил в четырех письмах царю в августе-сентябре 1858 г. Александр II повелел их обсудить Главному комитету. На состоявшихся бурных заседаниях столкнулись две принципиальные позиции: либо сохранить всю земельную собственность в руках помещиков и развивать после отмены крепостного права крупное помещичье хозяйство, либо отдать полевую землю крестьянам в собственность за выкуп, и тогда будут сосуществовать в пореформенной деревне два типа хозяйства: крупное помещичье и мелкое крестьянское. Но под нажимом Александра II, согласившегося с Ростовцевым, была принята новая по сравнению с рескриптами правительственная программа крестьянской реформы, утвержденная монархом 4 декабря 1858 г.: выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Большинство членов Главного комитета было явно против, но царь пресек дебаты и объявил вопрос решенным»9.

     Принятие  новой программы усилило позиции  либеральной бюрократии. Ростовцев  не был знатоком крестьянского вопроса, не имел проекта реформы и дальше самых общих формулировок ее целей  пойти не мог. Только либеральная  бюрократия во главе с Н. А. Милютиным  создала к этому времени в  содружестве с общественными  деятелями и учеными новую  модель реформы. Это был проект освобождения крестьян в Карловке. Отказ Александра II одобрить предварительный план этого проекта (октябрь 1856 г.) не остановил Милютина. Работа продолжалась два года с участием попавшего в опалу Кавелина, и к концу 1858 г. проект был готов, обсужден в Главном комитете и подписан царем 1 февраля 1859 г. Теперь либеральной бюрократии предстояло самое трудное - внести локальную модель в общее законодательство. Это требовало завоевания новых позиций в «верхах».

     «Пока в правительстве утрясали программу реформы, губернские комитеты начали посылать свои проекты в Главный комитет. Поскольку фракции «большинства» и «меньшинства» составляли отдельные проекты, ожидалось поступление не 46, а почти вдвое большего числа губернских проектов. Дело осложнялось и тем, что комитеты работали, все еще руководствуясь рескриптами, а правительство уже приняло новую программу 4 декабря 1858 г., параллельно отказавшись от идеи отдельного законодательства для каждой губернии. Требовалось подняться над этой грудой разрозненного материала, создать общий закон, рассчитанный на реализацию по всей Европейской России»10.

     Александр II 17 февраля 1859 г. санкционировал создание специальной комиссии с единственным условием - чтобы в ней председательствовал Ростовцев. Ее скромное название - Редакционные комиссии - вполне соответствовало представлению членов Главного комитета, что создается как бы его подкомиссия, и это на первых порах совпадало с мнением Александра II. Между тем вскоре к Редакционным комиссиям было приковано общественное внимание всей России и Европы.

     Лидером Редакционных комиссий, по общему признанию, был Н. А. Милютин. Александр II испытывал к нему чувства неприязни и недоверия и только под давлением обстоятельств согласился на назначение его «временно исполняющим должность» министра внутренних дел.

     Нетрадиционность  нового учреждения заключалась в  первую очередь в том, что большинство  его членов состояло из либеральных  деятелей. Все вопросы решались в  них большинством голосов, члены  Комиссий, несогласные с мнением  большинства, имели право выразить особое мнение, но подчинялись большинству. Факт создания либерального большинства  в Комиссиях приобретал особое значение ввиду общей расстановки сил  в губернских комитетах и в  дворянстве в целом, в среде бюрократии и чиновничества, в высших и центральных  органах власти и в местном  управлении, где либералы составляли меньшинство. Одной из серьезных забот Редакционных комиссий стала поэтому поддержка либеральных меньшинств губернских комитетов.

     В системе высших органов власти Редакционные комиссии заняли особое место, подчиняясь через своего председателя непосредственно  царю и представляя, по выражению  одного из членов, «как бы отдельное  в государстве временное учреждение», Александр II считал Редакционные комиссии «органами правительства».

     Темпы работ Редакционных комиссий были поразительны: 409 заседаний в течение одного года и семи месяцев.

       «Чужеродность Редакционных комиссий существующему государственному строю выразилась в их закрытии сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы (октябрь 1860 г.), закрытии, неожиданном для самих их членов, собравшихся на очередное заседание, причем иногородним было велено немедленно покинуть Петербург, что, однако, не было выполнено. Учреждений, подобных Редакционным комиссиям, никогда больше в царской России не созывалось»11.

     В концепции либерального большинства  Редакционных комиссий крестьянская реформа - это переворот, заключенный в единый законодательный акт; начальная стадия - освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости, конечная - превращение их (всех) в мелких собственников-хозяев при сохранении значительной части дворянского землевладения.

     Конкретно это означало сооружение здания реформы  на основе «существующего факта»: сохранение в собственности дворян земель, находящихся  под барской запашкой; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) дореформенного надела; исчисление повинностей от их дореформенных  размеров, с некоторым понижением, с облегчением для крестьян; исчисление величины выкупа от принятой повинности; участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. Выкуп - центральная позиция реформы. Он не был обязателен для помещиков. Вынужденные считаться с этим непреодолимым препятствием, Редакционные комиссии создали внутренний механизм реформы, который обеспечивал непрерывность и неукоснительность ее движения. Вечность пользования и неизменность повинности буквально толкали помещика к признанию выкупа - единственной развязки туго затянутого государством узла. Враги Редакционной комиссии не без основания считали, что обязательный для помещиков выкуп заменен «вынудительным»12.

     Для крестьян тоже фактически не оставалось выбора. Составители проектов внесли в закон статью, запрещавшую крестьянам отказываться от надела в течение  девяти лет. Той же цели в значительной степени служило и сохранение общины в роли землевладельца. Размер выкупа и сам по себе был велик, но, возвращая полученную от государства  ссуду в течение 46 лет, крестьянин расплачивался втридорога.

     Более последовательным и решительным  было изменение правового положения  крестьянства. Уничтожение личной зависимости  и утрата помещиками вотчинной власти приобщали многомиллионное крестьянство к гражданской жизни, хотя оно  и оставалось податным сословием. Вводилось  крестьянское общественное самоуправление: волостное общество и сельское общество (на основе общины) с выборными от крестьян должностными лицами, со сходами. Поставленное под контроль местной  администрации, выполнявшее фискальные функции, оно вместе с тем защищало интересы крестьян от помещиков, вчерашних  крепостников, и явилось основой  для участия крестьян в других реформах - в земстве, суде присяжных. Предполагалось, что со временем выход из общины будет облегчен, круговая порука отменена и община постепенно утратит свою власть над личностью крестьянина; сословность уступит место всесословности, неизбежное малоземелье части крестьян будет облегчено прирезкой из казенных земель.

     Такой вариант аграрного развития был  разработан в основных звеньях большинством Редакционных комиссий за полгода, к  осени 1859 г.

     После закрытия Редакционных комиссий кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в  Главный комитет по крестьянскому  делу, затем в Государственный совет (октябрь 1860-февраль 1861 г.), где они подверглись натиску со стороны реакционных сил. В Государственном совете они встретили оппозицию большинства, но Александр II не принял ее в расчет, согласившись с меньшинством.

     Силы  торможения все-таки существенно повлияли на решение земельного вопроса. На разных стадиях обсуждения размеры земельных  наделов были урезаны (надельный  фонд уменьшился на 20%)13, повинности же повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины и соответственно выкупного платежа. Выкупная операция всей тяжестью легла на крестьянство, но оказалась выгодной для государства. И без того обремененный феодальными нормами и пережитками, проект с этими поправками вышел еще более противоречивым, половинчатым, тяжелым, особенно для крестьянства, но в некоторой степени и для дворянства.

     16 февраля 1861 г. в Государственном  совете было завершено обсуждение проекта «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля - 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Первоначальный его текст был составлен Н. А. Милютиным и Ю. Ф. Самариным, но по повелению царя он был переделан московским митрополитом Филаретом, который придал ему форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян. 19 февраля, был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет «по крестьянскому делу» и был призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений» 19 февраля 1861 г., рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих «Положений», изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

     Подготовка к обнародованию «Положений» потребовала две недели. Обнародование проходило в течение месяца - с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах). 

     Суть  реформы 19 февраля 1861 года

     19 февраля 1861 г. Александр II подписал Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, включавшее в себя 17 законодательных актов  и получившее силу закона. В этот же день царь подписал и манифест об освобождении крестьян. Все это было обнародовано через 2 недели. Что же касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.

     Манифест  определял цель реформы: «...крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей»14, т.е. не просто отмену крепостного права, а наделение бывших крепостных дополнительными правами и возможностями, которые на тот момент имелись у свободных крестьян, и от которых крепостных отделяла не только личная зависимость от помещика.

     Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Местные положения» и «Дополнительные правила». Основными вопросами, рассматриваемыми в «Положениях» были:

     1.Упразднение  личной зависимости крестьян  от помещиков.

Информация о работе Отмена крепостного права в России в 19 веке