Основные положения и особенности земской реформы 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 22:10, Не определен

Описание работы

Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления. 1 января 1864 г. Император Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Его предполагалось ввести в 33 губерниях, а в дальнейшем распространить действие Положения на Архан¬гельскую и Астраханскую губернии, 9 западных губерний, Прибалтийскую, Бес¬сарабскую области, Царство Польское.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории отечества.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

     Выборы  в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета — один губернский гласный на шесть уездных. Поэтому в губернских собраниях преобладание дворян было еще большим: 74,2 % против 10,6 % крестьян и 15,2 % прочих. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде — уездный, в губернии — губернский.

     Земские собрания могли быть очередными и чрезвычайными ( экстренными). Очередные уездные собрания созывались ежегодно не позднее октября месяца на 10 дней, губернские - на 20 дней. Чрезвычайные назначались с разрешения министра внутренних дел в том случае, если возникали вопросы, не терпящие отлагательства. Так, 12 мая 1890 года экстренное земское собрание Царевококшайского уезда рассматривало два вопроса: об обеспечении бесплатными лекарствами из городской аптеки и аптечек в фельдшерских пунктах различных слоев населения и об избрании участкового мирового судьи. 20 января 1900 года чрезвычайное земское собрание принимало решение об аренде пристани в Кокшайске у пароходства М.К. Калининой. Чрезвычайное земское собрание Козьмодемьянского уезда 23 января 1913 года рассматривало проект школьной сети уезда для введения всеобщего начального обучения, вопрос постройки здания Еласовской больницы.

     Уездные земские собрания находились в определенной зависимости от губернских и самостоятельно решали следующие вопросы:

    • раскладка внутри уезда государственных и губернских сборов, которая была возложена законом или распоряжением правительства на уездные учреждения;
    • составление предварительных предположений для губернских смет о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, отнесенных к разряду губернских, представление означенных предположений в губернское земское собрание;
    • предоставление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства;
    • разрешение на открытие торгов и базаров;
    • отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных, изменение направления уездных земских дорог;
    • содержание бечевников, представление через начальника губернии ходатайств об отнесении по уважительным причинам содержания бечевников за счет казны;
    • местные распоряжения и надзор по указаниям губернской управы в пределах уезда по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей сообщения и взаимному страхованию; представление губернскому земскому собранию отчета о соответствующих действиях.

     К исключительной компетенции  губернских земских  учреждений относилось:

    • разделение на уездные и губернские: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а также изменения в этом разделении;
    • дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков существующих;
    • дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении уже существующих;
    • представление через начальника губернии ходатайств о перенесении по уважительным причинам земских дорожных сооружений в разряд государственных;
    • дела по взаимному земскому страхованию имущества от огня;
    • раскладка между уездами сумм государственных сборов, возложенная на земские учреждения по закону или особому высочайшей властью утвержденному распоряжению правительства;
    • рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов;
    • рассмотрение жалоб на действия земских управ.

     Положение 1864 года не содержало четкого определения  функций земств. Основной их задачей  считалось упорядочение выполнения земских повинностей. В статье 2 Положения  содержался перечень занятий для земств, в принципе возможных, но не всегда обязательных. К ним относились:

    • заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства, земскими благотворительными заведениями;
    • попечение «о развитии народного продовольствия», местной торговли и промышленности;
    • управление взаимным земским страхованием имущества;
    • участие в попечении о народном образовании и народном здравии (в хозяйственном отношении);
    • раскладка государственных денежных сборов, разверстка которых возложена на земство;
    • взимание и расходование местных сборов.

     3. Земские управы были исполнительными органами земских учреждений. Их личный состав избирался на первом заседании земского собрания нового созыва. Чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания были лишены этого права.

     Губернская  управа состояла из 6 членов и председателя, выбиралась на три года. Кандидатура  председателя губернской управы утверждалась министром внутренних дел.

     Уездная управа состояла из председателя и  двух членов, кандидатура председателя утверждалась губернатором.

     В обязанность управ входило выполнение распоряжений земских собраний. Кроме того их обязанности включали:

    • составление губернских смет, раскладок и отчетов;
    • подготовка нужных собранию сведений и заключений;
    • надзор за поступлением земских доходов и расходованием земских сумм;
    • представление в суде интересов земства по имущественным делам;
    • распоряжение с разрешения губернатора о своевременном созыве и об открытии земских собраний.

     В обязанности губернских управ входило  еще и рассмотрение жалоб на уездные управы, а также образование канцелярий при них.

     Важным  принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 года предусматривало, что все сметы, раскладки, отчеты управ, а также результаты ревизий печатаются для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора.

     В 1867 году был принят закон, запрещавший  любые сношение между земствами  разных губерний, даже по общим делам управления. Все печатные издания были подчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем число гласных. Таким образом, местное население полностью утратило возможность контролировать деятельность земских учреждений. Складывались ситуации, когда вновь избранные в собрании гласные не могли ознакомиться с тем, как работали их предшественники.

     Правительство, опасаясь влияния земских учреждений, ограничило их компетенцию узким кругом чисто хозяйственных дел, из пределов которых земства не имели права выходить.

     Несмотря  на эти ограничения и столь  надежный состав земских учреждений, правительство, предоставив им заботу о местном хозяйстве, лишило их самостоятельности даже в указанных пределах. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов, не обладали принудительной властью; они должны были действовать только через полицию. Они были лишены права общаться друг с другом, были поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел, которые могли приостановить любое постановление земских собраний.

 

Глава III. Историческое значение Земской реформы 1864 г

     Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении грамотности среди крестьян. Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. Самоотверженный труд врачей, которые часто отказывались от выгодной столичной практики, чтобы лечить крестьян в провинциальном захолустье.

     Менее результативными были экономические  мероприятия земства. «Едва ли найдется, — справедливо писал Б. Б. Веселовский, — какая-либо другая область земской деятельности, столь богатая всевозможными начинаниями и вместе с тем страдавшая до последнего времени такой поразительной бессистемностью, как область экономических мероприятий»6. В основе этих мероприятий лежал аграрный вопрос. В 1880 г. голод, резкое ухудшение экономического положения крестьян большинства губерний европейской части страны поставили аграрный вопрос как центральный на очередной сессии земских собраний.

     Широкое распространение в земствах получила организация мелкого поземельного кредита для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли. Многие земства организовывали ссудо-сберегательные товарищества, кустарные артели, выдавали продовольственные и денежные пособия голодающим крестьянам, ходатайствовали о понижении платимых крестьянами выкупных платежей, о замене подушной подати всесословным подоходным налогом, о содействии переселению крестьян... Но все эти меры не в состоянии были коренным образом облегчить положение деревни. Определенную роль здесь, конечно, сыграла нехватка земских средств (источники поступления которых, как указывалось выше, были ограничены), но главное, на наш взгляд, все, же заключалось не в этом. За редким исключением даже самые либерально настроенные земские деятели были помещиками, которым претила сама мысль о переделе земель. или, как выразился один из идеологов русского либерализма К. Д. Кавелин, о «поощрении крестьянского землевладения за счет крупного». Тем не менее, не следует сбрасывать со счетов и эту сферу деятельности земства. Особенно хотелось бы сказать о земской статистике, благодаря которой впервые было проведено детальное обследование русской деревни, охватившее 4,5 млн крестьянских дворов.

     Деятельность  земских учреждений в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в политической жизни страны. По своей природе новые органы местного всесословного самоуправления неизбежно тяготели к центральному самоуправлению, к парламентским формам государственного устройства. Поэтому в рамках земства в России возникло в пореформенный период оппозиционное самодержавию политическое течение, получившее в исторической литературе название земского либерального движения. Русские либералы верили, что за упорядочением местного самоуправления и весь государственный строй подвергнется преобразованию и правительство призовет земских представителей на более важные посты в области правительственной деятельности.

 

      Заключение

     В первой половине XIX века сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России.

     Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, политическую и административно-судебную власть над своими крестьянами.

     Проведение  крестьянской реформы потребовало  неотложной перестройки системы  местного управления. Главная цель правительства была сосредоточить как можно больше полномочий в руках дворян-помещиков.

     Дискуссии по различным аспектам земской избирательной  системы обнаружили довольно широкий спектр мнений, как в политической элите российского общества, так и в сферах высшей правительственной бюрократии. Эти мнения становились предметом внимательного анализа разработчиков земской реформы, иногда учитывались в ходе подготовки документов. Правительственной комиссии и инстанциям, обсуждавшим проект, удалось довольно последовательно провести политико-идеологические принципы формирования земств, реализовать их в комплексе избирательных норм и технологий, гарантировавших в целом системный характер новых представительных учреждений.

     Характер  и содержание споров свидетельствовали  о том, что проблема установления и правил проведения земских выборов имела огромное значение для политического и социального развития общества, поскольку впервые речь шла о допуске к участию в гражданском управлении представителей всех сословий.

     Земская реформа вводила новые органы местного управления - уездные и городские земства. Распорядительными органами в земствах были уездные и губернские собрания, а исполнительными - уездные и губернские управы.

     Круг  вопросов, которые решали  земские  учреждения, был ограничен хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”. Его служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне, строили школы, больницы, дороги, поднимали местную промышленность.

     Отсутствие  достаточных материальных средств и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.

      В результате реформ произошла трансформация  русского общества, в котором наметились необратимые  перемены, было создано новое, более сложно организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры новейшего времени.

Информация о работе Основные положения и особенности земской реформы 1864 года