Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2009 в 12:39, Не определен
Доклад
Немецко- фашистское командование, не добившись решающих результатов, вынуждено было отказаться от дальнейших попыток взять Ленинград штурмом. Оно решило сломить сопротивление защитников города длительной блокадой, систематическим артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха.(2) Гитлер говорил: "Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод."4 (см. Приложение 3)
К началу осады из Ленинграда вывезли только очень небольшую часть жителей (менее 500 тысяч). Около 2,8 миллиона человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей.(5)
Бомбы обрушивались на жилые дома, госпитали, школы, многочисленные ленинградские музеи. Гибли тысячи людей. Разрушались культурные и исторические памятники. Правда, ленинградцы сделали всё, чтобы спасти их от разрушения. Знаменитый Медный всадник продолжал стоять на своём месте, но был со всех сторон обложен мешками с песком. Клодтовских бронзовых коней сняли с Аничкова моста и спрятали в подвал. Приняли все меры, чтобы сохранить коллекции картин Эрмитажа и Русского музея. Во время бомбардировок были разрушены и сгорели многие продовольственные склады города.(1)
Самой тяжёлой оказалась первая блокадная зима. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. В январе перестал работать водопровод, и воду приходилось брать из прорубей.
Осаждённый Ленинград оказался
почти без запасов
Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике 15 ноября: "Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея".5 С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 грамм, для служащих, иждивенцев и детей- 125 грамм. "Это совсем маленький кусочек: тяжёлый, липкий, сырой, - замечала Е. Кочина. – Хлеб содержит всякую дрянь и лишь немного муки". Изредка выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. 10 декабря она сделала такую запись: "Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестят, как будто покрыты лаком, - первая степень дистрофии, другие высохли- вторая степень".6 В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее- к этому времени значительная часть населения погибла. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов ("подснежников", как их тогда называли). Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках стали торговать сомнительным студнем.
Педагог Л. Раскин, выступая перед коллегами в 1946 году, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: "Дети лежали в постелях истощённые с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесённого застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15- 20 дней горячей пищи, даже кипятка".
В то же время руководители города, все приписанные к столовой Смольного, а также сотрудники НКВД получали нормальное питание. На самолётах в осаждённый город доставлялись колбаса, сгущённое молоко, даже консервированные фрукты. Во время блокады продолжала работать особая пекарня, где выпекались сдобные булки, пирожные, белый хлеб. В неофицальных беседах ответственные работники объясняли её существование тем, что "пекари даже в условиях блокады не должны терять своего мастерства".7(5)
В музее Пискарёвского кладбища Ленинграда (Санкт- Петербурга) экспонируется дневник маленькой девочки Тани Савичевой. Изо дня в день она записывала: "Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Лёша- 10 мая в 4 дня 1942 года. Мама- 13 мая в 7:30 часов утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…"8 Таню успели эвакуировать на Урал, но она прожила недолго и умерла там от истощения.
После первой блокадной зимы летом 1942 года ленинградцам стало немного полегче. По ладожскому озеру увеличился подвоз продуктов. Да и сами ленинградцы постарались обеспечить себя продовольствием. На всех газонах и клумбах, в парках и скверах были разбиты огороды, и горожане занялись выращиванием самых разных овощей. Там, где ещё прошлым летом цвели розы, теперь зрели кочаны капусты, цвела картошка, зеленели морковь, редиска, салат. Ленинградцы приводили в порядок улицы, очищали их от мусора, разбирали развалины домов.
Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся даже футбольный матч. Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Это был удар посильнее бомбёжки! Фашистская пропаганда вбивала в головы своим солдатам, что Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол! Работали кинотеатры- жители города даже во время блокады смотрели фильмы. В филармонии давались концерты. А в театрах ставились спектакли. И каждый раз рабочие, школьники. Солдаты с фронта заполняли залы до отказа. В городе в дни блокады впервые исполнялась знаменитая Седьмая, Ленинградская, симфония Д. Шостаковича, исполнялась с блеском большим симфоническим оркестром. В Ленинграде работали заводы, они выпускали оружие для фронта. Остановился транспорт, на работу люди ходили пешком, ночевали прямо в заводских цехах у станков. Работали мастерские - в них ремонтировали повреждённые танки и самолёты.(1) Особенную стойкость, волю к победе проявляли славные коллективы заводов "Электросила" имени С. М. Кирова, Ижорского, Балтийского и других предприятий города Ленина. Известный английский публицист А. Верт, посетивший Ленинград, с восхищением писал о ленинградцах: "Для этих людей стало делом чести держаться до конца. Быть путиловцем, кировцем… звучало для них подобно знатному титулу".9 Потомственный рабочий Кировского завода Н. А. Балясников, умерший в блокаду от истощения и болезней, сделал такую запись в своём дневнике: "Как много лишений приходиться переносить нам, ленинградцам! Кажется, больше уже и придумать нечего. Но не возьмут нас немцы, не сломят. Ни голодом, ни холодом, ни обстрелами".10(2)
Тяжелее стало зимой - снова замёрз водопровод. Санитарная служба города работала исправно - за всё время блокады в городе не было эпидемий. Люди умирали от голода, от истощения, но не от болезней. В декабре 1942 года, как и в предыдущую зиму через Ладожское озеро начала действовать "Ледовая трасса". По ней ежедневно доставлялось в город до пяти- шести тысяч тонн различных грузов. Больше, чем в первую зиму, но всё же недостаточно для снабжения миллионного города.(1)
Осенью 1942 года по дну Ладожского озера проложили кабель, по которому в Ленинград для наиболее важных предприятий потекла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС. Позднее, когда озеро замёрзло, на льду была сооружена воздушная высоковольтная линия электропередачи. Для войск Ленинградского фронта продолжало поступать горючее через проложенный летом 1942 года под водой трубопровод. (2)
Большую помощь ленинградцам
в охране города оказывали
военные лётчики. Несмотря
на превосходство фашистской
авиации, они смело взлетали
со своих аэродромов и
вступали в бой с
истребителями и
Фашисты сбросили на город 102.520 зажигательных бомб и 4653 фугасных, более 150 тысяч артиллерийских снарядов разорвалось в черте города. (1)
От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим данным- до 850 тысяч. (5)
К началу 1943 года положение Ленинграда хотя и заметно улучшилось, но всё ещё оставалось тяжёлым. Отсутствие сухопутного сообщения со страной крайне затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворять необходимые потребности войск и населения в продуктах питания, в одежде и обуви. Начало разгрома фашистских войск под Сталинградом изменило обстановку на всём советско- германском фронте. И это позволило предпринять решительные действия по прорыву блокады Ленинграда. Такие попытки делались и раньше, но они не имели успеха. Зимой же 1942/43 года можно было рассчитывать на серьёзный успех.(1)
8 декабря 1942 года Ставка
Верховного Главнокомандования
дала директиву Ленинградскому
и Волховскому фронтам
подготовить операцию с
целью прорыва блокады
города. "Совместными усилиями
Волховского и
А в это время Ленинградский фронт частью сил (23 армия) прикрывал северные подступы к городу на Карельском перешейке, а главными силами (42, 55, армии) оборонял город с юга, юго- востока. 67 армия обороняла тридцатикилометровую полосу вдоль берега Невы от Порогов до Осиновца на западном побережье Ладожского озера. Она удерживала также на левом берегу реки небольшой плацдарм в районе Московской Дубровки. Кроме этого, войска фронта продолжали удерживать Приморский плацдарм на южном берегу Финского залива. Волховский фронт продолжал обороняться трёхсоткилометровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом крыле фронта более чем на пятидесятикилометровом участке от Ладожского озера до Кировской железной дороги действовали 2 и 8 армии.
Созданная специально для захвата Ленинграда, 18 немецкая армия под командованием генерал- полковника Линдемана продолжала действовать против наших фронтов и должна была выполнить приказ Гитлера "стереть Ленинград с лица земли". Уже почти полтора года её дивизии стояли у стен города, а её тылы располагались на территории Ленинградской и нынешних Новгородской и Псковской областей. Каких только жестоких мер ни принимала 18 армия для выполнения гитлеровского приказа! Помимо немецко- фашистских войск, на северных подступах к Ленинграду перед советской 23 армией находилось также до шести финских дивизий. Наиболее сильную и плотную группировку своих войск противник имел в шлиссельбургско- синявском выступе фронта в полосе между железной дорогой Волхов- Ленинград и Ладожским озером. Выступ этот представлял собой один из важнейших участков кольца блокады, так как он разделял войска двух наших фронтов и именно благодаря этому выступу враг блокировал Ленинград с суши.
Лесистая местность с большим
количеством болот создавала
По указанию Ставки для прорыва блокады были образованы две ударные группировки от каждого из фронтов. Волховский фронт создал группировку в составе 2 армии под командованием генерал- лейтенанта В. З. Романовского. Перед этой группировкой стояла задача прорвать вражескую оборону на участке Липка- Гайтолово, уничтожить оборонявшиеся войска противника, овладеть рабочими посёлками №1, №5 и Синявино и, соединившись с войсками Ленинградского фронта, наступать на юг и выдвинуться на линию река Мойка- посёлок Михайловское- Тортолово. Ударную группировку Ленинградского фронта составляла 67 армия под командованием генерал- майора М. П. Духанова. Эта группировка должна была форсировать Неву, прорвать оборону врага на участке Московская Дубровка- Шлиссельбург, разгромить оборонявшегося здесь врага и , соединившись с войсками Волховского фронта, выдвинуться на реку Мойку между посёлками Анненское и Келколово.
При подготовке наступления
особенно большое внимание
уделялось организации