Начало татаро-монгольского нашествия на Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

К началу XIII в. Русь более столетия жила в условиях раздробленности. Сложилось до полутора десятков княжеств. Большинство их представляли собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земли-княжества, владетели более мелких уделов — князья удельные. Все они передавали свою власть по наследству—сыновьям, братьям и т. д.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 26.84 Кб (Скачать файл)

К началу XIII в. Русь более  столетия жила в условиях раздробленности. Сложилось до полутора десятков княжеств. Большинство их представляли собой  монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его  земли-княжества, владетели более  мелких уделов — князья удельные. Все  они передавали свою власть по наследству—сыновьям, братьям и т. д. Лишь в Новгороде Великом, затем в Пскове установились своеобразные республиканские порядки: высшим органом управления было вече — общие народные сходки; они выбирали посадников и их помощников (господа) — органы исполнительной власти, приглашали для защиты рубежей князей-военачальников. И тех, и других смещали по своей воле, ставили новых. Разумеется, главную роль в решении всех дел, и чем дальше, тем больше, играли бояре и богатые купцы; посему Новгородскую и Псковскую республики по праву называют аристократическими, олигархическими или боярскими. Но все же простой народ влиял, и нередко очень заметно, а подчас и решающим образом, на политическую жизнь в этих двух землях. Большое влияние поначалу имели вечевые сходки и в других княжествах. 

Удельные порядки  не могли не ослабить Русь — в  военном, политическом плане; многие государства  зачастую не выступали единым фронтом  против внешних нападений. Князья и  земли враждовали друг с другом, истощали друг друга. 

В то же время в  рамках отдельных, более компактных, чем ранее, государств создались  условия для дальнейшего развития боярского и крестьянского хозяйства. Происходил неуклонный подъем земледелия и животноводства, ремесла и культуры, городской жизни во всех русских  землях. Современник, живший в начале XIII в., возвышенно и ярко поведал о том в своем сочинении: 

“О, светло светлая  и прекрасно украшенная земля  Русская и многими красотами  преисполненная: озерами многими, реками и источниками месточестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами обильными, домами церковными и князьями грозными, 

боярами честными, вельможами многими! Всем ты наполнена, земля Русская!” 

К началу XIII в. земли  Руси простирались от Карпат на юго-западе и доходили до Урала (“Камени”) на северо-востоке, от Белого моря и Ледовитого океана на севере до причерноморских степей на юге и мордовских, чувашских, марийских земель на юго-востоке, востоке. 

Южную часть этого  массива земель занимали Киевское, Черниговское и Переяславское княжества. Опустошительные набеги и распри князей сильно ослабили их. В Киеве происходила частая смена князей. “Хороброе гнездо Ольговичей”, потомки Олега Святославича, уверенно и устойчиво держалось в Чернигове. В юго-западном углу Руси лежало Галицко-Волынское княжество. Его богатые князья и бояре достигли немалого, хотя и враждовали между собой. Они воевали с королями Венгрии и Польши, которые зарились на их владения. 

К северу от них же лежали Турово-Пинское, Полоцкое и Смоленское княжества. Дробление земель в первых двух на мелкие владения, нападения литовцев и немцев-крестоносцев привели к их захирению. Только смоленские князья, потомки внука Владимира Мономаха — Ростислава Мстиславича, сумели сохранить мощь и влияние, их стольный град, богатый и оживленный, вел обширные торговые операции с русскими и зарубежными землями. 

На востоке и  северо-востоке располагались Рязанское (позднее выделились Муромское, Пронское и другие княжества) и Владими-ро-Суздальское княжества. Особого могущества достигло второе из них — со старинными и богатыми городами, опольями — плодородными земельными массивами в окружении обширных лесов. Торговые пути по Волге вели на северо-запад, в земли Великого Новгорода, и на юго-восток, в Волжскую Булгарию, на Кавказ, в Среднюю Азию и Иран. 

Крайние северные районы — это владения Новгорода Великого и Пскова. Новгородские гости (купцы) вели активную торговлю. Новгородские товары можно было купить на рынках от Лондона до Урала. Местные бояре  владели обширными земельными угодьями с крестьянами. Новгородские ремесленники изготовляли на заказ и на рынок  немало красивых изделий. 

В первой трети XIII в. выявились политические лидеры, наиболее сильные государства-княжества: Галицко-Волынское  на юго-западе и Владимиро-Суздальское на северо-востоке. В них обозначались явные стремления к политическому объединению земель Руси, к централизации. Но этому помешала новая и страшная угроза с востока. 

НАЧАЛО ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ 

Рождение Монгольской  державы. В начале XII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были татаро-монголы. 

Во второй половине XII—начале XIII в. на огромных пространствах  от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские  племена. Собственно монголы были одним  из этих племен. Именно это племя  дало потом обобщенное имя всему  монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем. 

Они враждовали с  монголами, но позднее объединились под началом монголов. Но случилось  так, что во внешнем мире и особенно на Руси именно это название — “татары” — закрепилось за новым государством. 

Во второй половине XII в. среди монгольских племен происходили  примерно те же процессы, что и в  Западной Европе в V—VII вв. и среди  восточных славян в VIII—IX вв. Шло  отмирание первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества стал уже не род, а отдельная семья. Одно лишь большое различие имелось  в жизни монгольского общества и  народов Западной и Восточной  Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Монголы  были кочевниками-скотоводами. Основой  их хозяйства были табуны коней, стада  рогатого скота, овец. Южные племена  монголов были наиболее развиты, в хозяйственном  отношении наиболее богаты. Кочевое  скотоводство, превосходные пастбища давали возможность отдельным семьям выделиться в хозяйственном отношении. 

В первую очередь  это были вожди — ханы, племенные  старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались  тысячи голов скота и которые  либо путем купли, либо путем захвата  приобретали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Основная часть  скотоводов — аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки. 

Раньше монголы  кочевали общинами—“куренями^ или “кольцами”, которые насчитывали до тысячи кибиток. ,В центре такого кочевья находилась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями. 

Однако в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников — нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров. И в этом смысле монгольское общество напоминало раннеевропейское. 

С самого начала развития государственности у монголов она  носила военизированный характер. Это  объяснялось закономерностями складывания  хозяйства, развития монгольского общества. С раннего детства вся жизнь  монголов была связана с лошадью. 

Один из путешественников писал о них: “Татары родятся  и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь  круглый год проходит на охоте”. Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте  и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастали крепкими, ловкими, смелыми. Появляющиеся всесильные и богатые ханы в полной мере использовали особенности монголов — их военную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, дававший возможность покрывать огромные расстояния. 

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди  германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные  конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли  своих противников, часть из них  обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства  в эту пору захватил монгольское  общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и  союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой. 

Чингисхан. В конце 50-х—начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских  вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого объединение Есугэя распалось. 

Долгое время вдова  Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по монгольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон “Хамаг монгол улуса”, т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. 

Уже в то время  Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Комплексом таких же качеств обладали и другие вожди — объединители племенных конфедераций и создатели единых раннефеодальных государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот Ярополк, и Святополка, пытавшегося уничтожить всех своих братьев. 

Подчинив себе большую  часть монголов, Тэмучэн провел' ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии—все взрослое население делилось на “тьмы” (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар. 

На курултае (общем  съезде монгольских вождей) в 1204— 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т.е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства. 

Завоевания монголов. Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай  и в 1213 г. захватили столицу империи  Пекин. 

Захват Китая Чингисхан  использовал для того, чтобы поставить  себе на службу огромный научный и  культурный потенциал империи. Для  монголов Китай с его древней  цивилизацией сыграл во многом такую  же роль, как Римская империя для  западных “варварских” государств, образовавшихся на ее развалинах, как Византия для  Руси, Болгарии, других близлежащих  стран. Чингисхан ввел в своем  государстве уйгурскую письменность, использовал в управлении опыт китайских  чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой  конницей, где всадники были вооружены  луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей  смесью, в состав которой входила  нефть. 

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем  отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно  собирали сведения о своих будущих  противниках, о состоянии политического  положения в их землях, об их союзниках  и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роли разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или  иную страну перед ее завоеванием. В  армии Чингисхана была строгая дисциплина. За бегство с поля боя смертью  наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Угнетающее воздействие на врагов оказывали  жестокие расправы монголов с противниками”  Непокорные города они уничтожали —  жгли, разрушали их, а жителей  либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли. 

После похода на Китай  монголы повернули на Запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам. 

В 1219—1220 гг. монголы  захватили Среднюю Азию. Затем  монгольское войско продвинулось в  Северный Иран, вышло через Южный  Прикаспий в Азербайджан, захватило город Шемаху и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи. 

Информация о работе Начало татаро-монгольского нашествия на Русь