Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 12:57, реферат
Проблема влияния монголо-татарского нашествия на Русь и её население представляется актуальной и интересной темой для изучения. Ведь по своим масштабам разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не идут ни в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги кочевников или княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение жизни на Руси стало ошеломляющим ударом, который оглушил русский народ и нарушил нормальное течение жизни на многие годы.
Вступление …3-4
Основная часть:
I. Монголо-татарское нашествие
Политические и социально-экономические последствия
монголо-татарского нашествия на Русь …5-6
Развитие княжеств в условиях монгольского завоевания …7-10
Русско-монгольские отношения в начале XIV века …11-12
Распад Золотой Орды и возрождение Руси …13-14
Роль монголов в русской истории …15-16
II. Влияние монголо-татарского нашествия на население русских земель
Социальные изменения …17-18
Торгово-ремесленное население …19-21
Внутренние миграции русского населения …22-23
Изменения в организации русской армии …24
Заключение …25
Список литературы …26
Первый удельный князь Московский, Даниил Александрович, начинает расширять свое княжество. Он находится вдали от бесконечных междоусобиц своих братьев, благодаря чему приобретает большой авторитет и становится одним из наиболее влиятельных князей на Руси.
В 1302 году переяславский князь, умирая бездетным, завещал младшему из своих дядей – князю Даниилу – город Переяславль, что было значительным усилением Московского княжества.
В 1304 году умирает великий князь Андрей и московский князь Юрий Данилович едет в Орду просить себе великого княжения в обход двоюродного дяди своего, тверского князя Михаила Ярославича. Тохта дал, однако, ярлык Михаилу, может быть в наказание московскому князю за упорство в вопросе о Переяславле. Неудача не остановила московского князя, и с этих пор началась борьба между Москвой и Тверью за княжение.
Преемником Тохты стал его племянник Узбек (1313-1341), царствование которого считают «золотым веком» Золотой Орды. С его восхождением на трон ислам стал официальной религией при ханском дворе и постепенно был принят большинством монгольских и тюркских подчиненных хана.
Узбек не делал попыток изменить положение вещей на Руси. Его целью было предотвращение формирования объединенного русского государства и сохранение баланса между русскими князьями. Поскольку он даровал право собирать налоги ряду крупнейших русских князей, институт баскаков стал излишним, поэтому вместо них хан назначил специальных уполномоченных, наблюдавших за делами в русских княжествах.
Узбек мог быть удовлетворен результатами своей политики. В течение десятилетия правления Ивана I в качестве великого князя владимирского в Восточной и Центральной Руси серьезных волнений не было. В силу добрых отношений между Иваном и Узбеком жизнь на московской земле представлялась более безопасной, нежели в любом другом месте, и население быстро увеличивалось.
Подчинение московских князей власти монголов до периода больших усобиц в Золотой Орде являлось горькой необходимостью. Будучи ограничены в своих политических действиях добровольно избранной лояльностью к хану, московские князья, естественно, вынуждены были сосредоточиться на экономической активности. Становясь богаче и прибавляя к своим владениям новые города и территории, они накапливали ресурсы, необходимые для будущего сопротивления.
Великая смута, которая началась в Золотой Орде в 1359 году, представляла собой процесс смены у власти в течение десяти лет нескольких десятков ханов. Вскоре территориальная целостность Золотой Орды была утеряна: отделились камские булгары, мордва и гузы, а оставшаяся территория распалась на две части. В одной из них, располагавшейся западнее Волги, к власти пришел темник Мамай. Он не принадлежал к роду Чингизидов, но был талантливым полководцем и дальновидным политиком, которому за считанные годы удалось восстановить на подвластной территории порядок.
В 1378 году Мамай направил на Русь большое войско во главе с мурзой Бегичем. В битве на реке Воже русские успешно использовали монгольский прием окружения вражеской армии с обоих флангов. Монголы потерпели поражение, их остатки бежали на юг. Победа вызвала в Москве большой духовный подъем, но все знали, что решающее сражение еще впереди.
Удержаться у власти Мамай мог только предприняв максимальные усилия подавить Москву. Для укрепления своей армии он нанимает генуэзскую пехоту, черкесов, алан, заключает соглашение с Ягайло Литовским и Олегом Рязанским.
На Руси мало кто верил в возможность победы Дмитрия Донского, и многие старались уклониться от участия в войне, как это сделал тверской князь. Дмитрию все же удалось собрать войска, проникнутые религиозно-национальным энтузиазмом. Дмитрий назначил сбор полкам в Коломне к 15 августа. Оттуда он немедленно повел свою рать на Дон, чтобы предотвратить соединение литовского князя с Мамаем. Кровопролитная битва на Куликовом поле закончилась разгромом татарской рати. Мамай бежал с остатками своего войска, Ягайло повернул обратно в Литву.
Поражение на Куликовом поле для монгольской власти было ударом тяжелым, но не смертельным. Мамай собирал новую армию для следующего похода против Руси. Однако его поджидала более серьезная опасность: нападение Тохтамыша, вассала Тамерлана, правителя Сарая. Столкновение двух армий произошло в 1381 году и окончилось победой воинов Тохтамыша. Он немедленно начал готовиться к нападению на Русь, и в 1382 году был организован набег на Москву.
Новое подчинение игу было единственным средством восстановить в Северо-Восточной Руси власть московского князя. Лишь этой ценой Дмитрию удалось закрепить за собой все, что стоило ему стольких усилий.
«Литовская» Русь всё больше тянулась к Польше, Московская – к татарам. Князь Василий Васильевич ездил в Орду в 1431-32 годах и получил ярлык на великое княжение. В 1430-х годах Орда начала быстро распадаться. У Василия Васильевича с начала его княжения были приверженцы в Орде. Некоторые их них перешли на службу московского князя.
Около 1452 года одному из самых своих верных татарских помощников, Касиму, Василий дал в пожизненное владение Мещерский городок на Оке. Казанское царство этим было ослаблено. Золотая Орда держалась после того в Сарае несколько десятилетий, но была обессилена. Московский князь перестал ей подчиняться и оставил старшему сыну свою власть без всяких ссылок на ханские прерогативы. Сыну, Ивану III, было дано объявить об освобождении Руси от остатков Золотой Орды, что он и сделал в 1480 году.
Данная проблема обсуждалась многими историками на протяжении столетий, однако согласие достигнуто не было.
Карамзин считал, что Москва обязана своим величием ханам. Он также отметил пресечение политических свобод и ожесточение нравов, которые он считал результатом монгольского гнета. Костомаров подчеркнул роль ханских ярлыков в укреплении власти московского князя внутри своего государства.
Напротив, С. М. Соловьев отрицал важность монгольского влияния на внутреннее развитие Руси и в своей «Истории Руси» практически проигнорировал монгольский элемент, кроме набегов и войн: «у нас нет причины признавать сколько-нибудь значительное влияние монголов на русскую внутреннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких ее следов». В. О. Ключевский сделал общие замечания о важности политики ханов в объединении Руси, но в других отношениях мало уделил внимания монголам.
Новую оценку периода, проведенного Русью в зависимости от монголов, начинают разрабатывать в конце 19 – начале 20 веков евразийцы (Г.В. Вернадский, С.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий и другие). Согласно принципу равноценности всех культур и народов земного шара, они приходят к выводу, что в корне негативной оценки этого периода лежит предубеждение против монгольской цивилизации в целом. Веками о монголах формировалось мнение как о диком, отсталом народе, который привел в упадок не одну цветущую цивилизацию. Факт разграничения русской и монгольской истории евразийцы считали просто невозможным.
Логическим продолжением идей евразийцев можно считать идеи Л. Н. Гумилева. Историк считал своим долгом развенчание «черной легенды», сложившейся вокруг монголов в результате их многочисленных завоеваний.
Согласно Льву Гумилеву, между миром восточно-православным и миром западно-католическим существовали глубокие силы отталкивания, и это отталкивание древнерусского человека от «поганой латыни» было совершенно определенно сильнее отталкивания его от «поганых басурман». С западной стороны грозила подлинная оккупация, а с другой – только «большой набег».
В течение монгольского периода основы старого социального порядка – свободного общества – постепенно и настойчиво разрушались.
Сельские жители вследствие исчезновения городских ремесел вынуждены были зависеть от того, что они могли произвести самостоятельно, и это усиливало натурализацию хозяйства и патриархальность русской деревни. Князья, бояре и монастыри не имели альтернативы развитию ремесел в собственных имениях и старались привлекать квалифицированных мастеров в свои поместья для работы на них. Хотя княжеские поместья не имели льгот, подобных монастырским, князь, если он был в хороших отношениях с ханом, часто мог договориться, даже в трудные десятилетия монгольского завоевания, что, по крайней мере, некоторых из ремесленников в его владениях не будут призывать на ханскую службу. В конце концов, князья и бояре сумели освободить некоторых из захваченных мастеров; а нескольким другим удалось бежать от монголов и вернуться на Русь. Таким образом, совсем немного кузнецов, гончаров, плотников, сапожников и портных жили в княжеских и церковных поместьях. Когда великокняжеское феодальное владение превращалось в большой город, эти ремесленники и многие другие продолжали работать для великокняжеского дворца, а не на рынок.
Сельское хозяйство было меньше затронуто монгольским игом, чем промышленные ремесла. В Южной Руси монголы сами поощряли возделывание зерновых для нужд своей армии и администрации. В других частях Руси именно сельское население выплачивало основную часть дани, поэтому монголы не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Развитие сельского хозяйства в центральной и северной частях страны являлось одним из следствий миграции населения в первый период монгольского господства в районы, которые казались наиболее безопасными от набегов, такие, как окрестности Москвы и Твери. Также быстро заселялись северо-восточные части Великого княжества Владимирского, преимущественно районы Костромы и Галича, а с ростом населения все больше и больше лесов расчищалось под пашни.
Информация о работе Монголо-татарское нашествие и его влияние на население русских земель