Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:54, курсовая работа
Оправившись после войны и интервенции начала XVII века, Россия вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. Промышленные предприятия купцов и земледельческие хозяйства крупных вотчинников и мелких служилых людей выбрасывали на рынок все большее количество избыточного продукта. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.мелкое товарное производство в Российском государстве в XVII в. ……………………………………………………………………………4
1.1. Превращение ремесла в товарное производство. Состав посадского населения. ………..………………………………………………………………4
1.2. Добыча и обработка металла. ………………………………………...........6
1.3. Деревообработка. ………………………………………………………… 12
1.4. Переработка растительного и животного сырья ……………………….14
1.5. Дворцовое ремесло. ……………………………………………………….20
Глава II. Мануфактура….……………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………39
Список использованной литературы ………………………………………
Специализация тихвинских кузнецов на выработке уклада, по существу полуфабриката, вывозившегося главным образом в Устюжну Железопольскую, имевшую давние производственные связи с Тихвином, свидетельствует, во-первых, о том, что тихвинские кузнецы не имели возможности переработать весь уклад, производившийся на Тихвинском посаде, хотя спрос на готовые изделия в Тихвине не падал; во-вторых, о подсобной роли тихвинского кузнечного промысла по отношению к устюженскому; в-третьих, о том, что тихвинский кузнечный промысел стоял на более низкой ступени развития, чем устюженский, так как количество полуфабриката, производимого в Тихвине, превышало количество готовых изделий, вырабатывавшихся тихвинскими кузнецами.
Крупным районом металлодобычи и металлообработки было Заонежье. Черносошные крестьяне этого края занимались добычей и сбытом железа как в форме полуфабриката (кричное железо, уклад, прутовое железо), так и в изделиях. Некоторые погосты специализировались на производ¬стве определенных изделий. Так, Кижский погост славился своими ножами, Обжанская волость - сошниками и лемехами, Святозерская и Куштозерская волости - топорами. Железоделательный промысел крестьян Заонежского края в XVII в. уже превратился в товарное производство. Кузнецы работали на рынок. Сбытом изделий занимались как сами производители, так и крестьяне-скупщики, привозившие крупные партии железных изделий и полуфабриката на соседние рынки, в частности на тихвинский.
Работа устюженских, тихвинских, белозерскихи заонежских кузнецов на рынок не исключала и работы на заказ. Но крупным заказчиком выступала главным образом казна. Это особенно следует сказать об Устюжне Железопольской, куда казенные заказы на железные изделия посылались в течение всего XVII в.
В восточном Замосковье были свои центры производства железных изделий - Галич, галичские и костромские пригороды, Нижний Новгород с его уездом. Галичское и солигаличское железо пользовалось широкой известностью на русском рынке, особенно во второй половине XVII в., и привозилось на продажу в города, отдаленные от Галича и Соли Галицкой.
К XVII в. относится зарождение металлургического производства и в селе Павлове в Нижегородском крае. Было немало искусных кузнецов и в Нижнем Новгороде. К услугам этих кузнецов не раз прибегало правительство путем вызова их в Москву или посылки в те города, где ощущался недостаток в квалифицированных кузнецах.
В восточном Поморье крупными центрами производства железа и железных изделий были Устюг Великий с его уездом, Соль Вычегодская, Тотьма. На левом берегу Двины в Белослудском стане Устюжского уезда были месторождения болотной железной руды, из которой плавилось железо в устроенных на месте горнах. Железо, выплавлявшееся в этих горнах, шло на устюжский и сольвычегодский рынки как в виде полуфабриката (кричное железо), так и в изделиях.
Поморские кузнецы производили в большом количестве сельскохозяйственные орудия и предметы бытового обихода. Кроме того, крупными потребителями металла являлись судостроение и солеваренная промышленность.
Кричное железо проходило дальнейшую обработку в посадских кузницах, которых, по писцовым книгам 20-х годов XVII в., было в Устюге Великом - 47, в Соли Вычегодской - 21, в Тотьме - 10. В 80-х годах в Устюге Великом было уже 68 кузниц. Посадские кузнецы работали и на заказ и на рынок. Таможенные книги этих городов содержат немало сведений о продаже посадскими кузнецами своих изделий на местных рынках, причем в таких количествах, которые не оставляют сомнения в наличии товарного производства. В 1624-1625 г. верхотурский таможенный подьячий Петр Третьяков и стрелец Иван Разум купили на сольвычегодском рынке 22 тыс. скоб судовых, 4500 гвоздей малых и тысячу гвоздей больших. Число подобных примеров может быть значительно увеличено.
Таким образом, в Русском государстве XVII в. образовалось несколько крупных центров производства железа, причем в них работа на заказ уже отошла на задний план. Ремесло к концу XVII в. переросло в товарное производство. Но, конечно, работа на заказ не везде была поглощена товарным производством. Это особенно заметно в таких посадах и уездах, где производство железных изделий не имело крупного рыночного значения.
Крупным центром металлообработки являлась и столица государства — Москва. По данным переписи 1641 г., в Москве оказалось 152 кузницы, из них 128 работающих и 24 пустых. Московские кузнецы работали на привозном железе и сбывали свои изделия на рынке. Они специализировались главным образом на производстве мелких кузнечных изделий. Большинство кузнецов выполняло все виды кузнечной работы. Изредка попадается указание на производство определенных изделий - ножей, топоров, сабель, подков, сапожных гвоздей.
Москва была также центром обработки благородных металлов — золота и серебра. Лучшие серебреники и мастера золотого дела были сосредоточены в Серебряной и Золотой палатах, находившихся в ведении Оружейной палаты. Тяглые ремесленники - мастера серебряного дела - объединялись торговым Серебряным рядом, имевшим своего выборного старосту. Много мастеров-серебреников было среди тяглецов Кадашевской дворцовой слободы. Они тоже имели лавки в Серебряном ряду. Торговали своими изделиями в ряду и жалованные мастера Оружейной палаты.
В Русском государстве в XVII в. не было своих разработок серебра и золота. «Сырьем» для серебряных и золотых изделий служили иностранные монеты и серебряный лом. Спрос на серебряные изделия был большой, особенно в столице.
Кроме Москвы, были и другие крупные центры серебряного производства - Устюг Великий, Нижний Новгород, Новгород Великий, Тихвин и др.
Аналогичные явления можно наблюдать и в области обработки меди. В Русском государстве XVII в. почти не было собственных разработок меди. Русские медники работали главным образом на сырье, ввозившемся через Архангельск и через шведскую границу.
Распространена была обработка цветных металлов и в Поморье. На территории Заонежских погостов местные крестьяне занимались выплавкой меди и производством медных изделий. Медь как в форме полуфабриката (медные доски), так и в изделиях поступала на рынок, в частности тихвинский. Главным центром обработки меди в этом крае была Туломозерская волость.
Преобладающая специальность мастеров Поморья - котельники и колокольники. Медники производили медную и оловянную посуду на заказ и на продажу. Крупным потребителем изделий котельников была винокуренная промышленность - казенная и частная. Было развито и колокольное дело. Соль Вычегодская славилась металлическими изделиями, украшенными цветной эмалью. Эти изделия были широко распространены по всей территории государства.
Таким образом, в XVII в. были сделаны крупные шаги по пути превращения ремесла в области металлообработки в товарное производство.
Этот процесс захватил не только посад, но и деревню — как черносошную, так и частновладельческую. Кузнецы Галицкого уезда, павловские мастера железного дела, тихвинские и белозерские кузнецы были частновладельческими крестьянами.
В кузнечном деле наблюдается тенденция к укрупнению производства, расширению эксплуатации наемного труда, что можно видеть на примерах Устюжны, Тихвина, Устюга Великого и особенно Тулы. Не случайно то обстоятельство, что крупнейшие металлургические заводчики XVIII в. - Демидовы, Мосоловы, Баташовы, Лугинины - были по происхождению тульскими кузнецами.
Кузнецы обычно не работали без помощников-молотобойцев. В качестве молотобойцев очень часто выступали члены семьи кузнеца. Но нередко упоминаются и молотобойцы-наймиты, следовательно, были кузнецы, работавшие в чужих кузницах. Среди людей, живших в подсоседниках и подворниках у посадского населения Устюга Великого, встречались люди, промышлявшие кузнечной работой. Некоторые кузнецы имели по две и даже по три кузницы. Разумеется, такие кузнецы не могли обходиться без наемного труда. Разбогатевшие кузнецы занимались торговлей железными изделиями и другими товарами. Особенно хорошо изучено выделение из среды тихвинских кузнецов нескольких богатых семей (Плешановы, Чаплины, Охримовы, Дегтеревы), закабаление ими остальных кузнецов, отчасти превратившихся в наймитов.
1.3. Деревообработка
В деревообработке можно отметить наличие таких же явлений, что и в металлургии, хотя и не в столь сильной степени. Плотничная работа по самой своей природе является работой на заказ. Подавляющее большинство зданий в то время возводилось из дерева. Поэтому плотничное мастерство было широко распространено на Руси, и плотники были везде. Особого искусства в возведении деревянных зданий достигли мастера, жившие в местностях, богатых лесом, и в первую очередь в Поморье.
Во время строительных работ в Москве в 60—70-х годах XVII в. правительство вызывало двинских плотников и интересовалось их количеством на месте. С этой целью на Двине местный воевода обязывался произвести поголовную перепись всех посадских и уездных плотников. Еще до получения окончательных результатов этой переписи удалось собрать сведения, что на Двине и в Двинском уезде плотников около 500 человек, помимо тех 60, которые уже были высланы в Москву. Кроме двинских, славились плотники каргопольские, кеврольские, мезенские, вологодские, устюжские, сольвычегодские, вятские. Они не раз вызывались в Москву на строительные работы, а также посылались на другие казенные работы, где ощущался спрос на труд плотников. На семи посадах и уездах восточного Поморья: на Устюге Великом, Соли Вычегодской, Вятской земле, Чердыни, Соли Камской, Кайгородке и Яренске лежала в течение первых трех четвертей XVII в. обременительная повинность ежегодно посылать определенное количество плотников в Верхотурье для постройки судов, на которых развозился казенный хлеб по сибирским городам.
Но главная работа поморских судовых плотников, конечно, велась на месте. Они строили суда для плавания по морю и северным рекам. Лодейное дело было исконной специальностью двинских и каргопольских плотников. Были специальные центры и речного судостроения, причем наиболее крупные из них находились не на посадах, а в сельских местностях, где было достаточно строевого леса.
Судостроением занимались и местные крестьяне и посадские плотники, приезжавшие на работу в эти пункты. Для Сухоно-Двинского водного пути таким центром в течение всего XVII в. являлась Векшенгская волостьТотемского уезда.
Центром речного судостроения в Пермском крае были Лимешский, Анисимовский и Редикорский погосты Чердынского уезда, расположенные на Каме и ее притоках. Правительство обложило эти работы особой полесной пошлиной, и ее неуклонный рост в течение всего XVII в. свиде¬тельствует о развитии и росте пермского судостроения.
Строительством речных судов занималось население Поволжья. Значительное число плотников имелось в составе населения Нижнего Новгорода. Дощаники, струги и будары для плавания по Дону строили жители Подонья, по Днепру - жители Приднепровья.
Как уже упоминалось, работа плотников в основном являлась работой на заказ. Но если готовые срубы и суда продавались сравнительно редко, то строительные материалы, мелкие изделия из дерева, мочало и рогожи продавались в огромном количестве, что говорит о работе мастеров-деревообделочников на рынок.
Крупное промышленное значение имело производство смолы на Ваге. Важская земля была заселена дворцовыми крестьянами и находилась в ведении Приказа Большого дворца. По-видимому, это был один из видов крестьянской промышленности. С 1667-1668 г. по царскому указу это производство получило определенную организацию: выбирались головы и целовальники, а смола отсылалась для продажи в Архангельск. Размах этих операций по скупке был довольно крупным: в 1667-1668 г. было отправлено 2046 бочек, в следующем — 2491 бочка. Смоляной промысел особенно был характерен для многих лесистых местностей по берегам судоходных рек, так как судостроение и оснащение речных судов требовало боль-шого количества смолы.
Деревообработка была широко распространена по всей территории Русского государства. Продукты деревообработки часто получали назва¬ния по месту своего происхождения, что свидетельствует о массовом производстве таких изделий для рынка. На московском рынке точно так же продавались строительные материалы самого разнообразного ассортимента, привезенные на продажу из разных мест. В Москве был специальный Лесной ряд за Покровскими воротами, где продавались строительные материалы.
1.4. Переработка растительного и животного сырья
Явления, характерные для металлургии и деревообработки, можно наблюдать и в промышленности по переработке растительного и животного сырья.
В большинстве районов лен и конопля возделывались крестьянами «про свой обиход». Домашнее производство холста - и более тонкого и грубого («хряща»), а также посконного - было повсеместным. Но были такие районы, где посевы льна и конопли и их дальнейшая переработка сделались хозяйственной специальностью местного населения, как крестьянского, так и посадского. Такими районами являлись Псков, Новгород, Старая Руса, Ржева Володимерова, Ярославль, Ростов, Кострома, Вологда, Смоленск, Дорогобуж, Калуга, Вязьма с их уездами, т. е. северо-западная часть Русского государства.
Информация о работе Мелкое товарное производство Российском государстве в XVII веке