Меценатство на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

Неотъемлемой частью жизни торгово-промышленного класса была благородная культурная деятельность, покровительственное отношение к науке и искусству. Этому святому делу отдали дань представители купеческого сословия. Для иных из них деятельность на этом поприще была истинным подвижничеством, а не средством утоления мелкого тщеславия, тем паче наживы. Пожалуй, эта сфера деятельности – одна из самых славных страниц в истории купечества, которую не смогли зачеркнуть все годы коммунистического режима. Только она облагораживает облик в целом буржуазии, не сумевшей избежать грядущей социальной катастрофы

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….. с 3

1. Истоки меценатства ………………………………………………… с 4-5

2. Меценатство на Беларуси …………………………………………. с 6-12

Заключение …………………………………………………………….. с 13

Список использованных источников ………………………………… с 14

Файлы: 1 файл

Реферат Меценатство.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения апартаментов аристократии модной тогда в Европе и при дворе французских королей  обойной и ковровой продукцией Радзивиллы и Огинские в XVIII в. основывают обойные  мастерские в своих имениях в  Слуцке, Мире, Слониме, Альбе под Несвижем. Сюжеты и композиции обоев, которые планировали придворные художники-иноземцы Юзеф и Рудольф Хеские, переносились с картин европейских мастеров XVII -XVIII вв. В Слуцке Радзивиллами была создана известнейшая фабрика Слуцких поясов, во главе которой стоял художник-турок Ян Маджарский, а производством занимались мастера из Турции и Персии. Со временем национальные традиции в их производстве стали преобладающими [3,c. 68].

Род Огинских по своему богатству  и влиянию на политическую и культурную жизнь ВКЛ можно сравнить, разве что, с родом Радзивиллов. При дворе витебского воеводы Марциана Огинского (1672 - 1750) существовала инструментальная капелла, которая обслуживала семейные и городские торжества. Известно, что в 1730 г она играла на приеме в честь назначения князя на должность витебского воеводы, в августе 1731 г. - на торжествах при внесении образа Св. Юзефа в иезуитский костел, построенный на средствам. Огинского, в 1744 г. - на свадьбе дочери воеводы Марианны. В костеле находились мраморные надгробья Огинских - высокохудожественные образцы мемориальной пластики эпохи барокко. М. Огинский основал в Микулине костел в честь Св. Антония, при котором был построен бернардинский монастырь. 2 тыс. битых талеров он пожертвовал витебскому доминиканскому монастырю и такую же сумму - витебской иезуитской коллегии.

Ориентация светской элиты ВКЛ на западноевропейскую культуру, в том числе на ее художественно-архитектурную  эстетику, ощущалась весьма отчетливо. В этот период в культуре набирают силу тенденции развития монументальных, маньеристичных форм, свойственных барокко. Все большее внимание уделяется светским архитектурным фундациям, которые приносили значительное количество заказов для художников различных специальностей и создавали благоприятную почву для расцвета искусства эпохи барокко [3, c. 68]. Объективно же возведение шикарных, невиданных ранее дворцов в глухих белорусских местечках и городах способствовало утверждению власти феодала над своими подданными.

Новые дворцы потребовали и новых художественно-литературных коллекций. Например, в специально отведенных 12 залах Несвижского замка, как описывается в инвентаре за 1658 г, находились картины выдающихся европейских художников, скульптуры из мрамора, алебастра и серебра, образцы оружия, гобелены и многие другие высокохудожественные изделия. В своей культурно-просветительской деятельности частные благотворители создавали и пополняли библиотеки. Среди них наиболее известны библиотеки князей Олельковичей, Солтанов, Радзивиллов, Сапегов, Зеновичей, Острожских и Ходкевичей, последняя находилась в Суп-расльском монастыре). При большинстве учебных учреждений существовали библиотеки, созданные на деньги меценатов или полученные от них в дар.

В XVI - XVIII вв. в ВКЛ и  Речи Посполитой благотворительностью в призрении сирот и детей из бедных семей, их обучении и воспитании все больше стали заниматься жены богатых людей. Так, украинский мемуарист Я. Охотский, англичанин В. О'Конор, польский мемуарист А. Машиньский пишут, что многие магнатки брали из волостей к себе в дом на воспитание девочек из семей обедневшей шляхты, где воспитанницы вместе с родными дочерьми обучались грамоте в домашней школе, брали уроки танцев и этикета, их обеспечивали одеждой и питанием, а по достижении совершеннолетия выдавали замуж с немалым приданым [3, c. 69]. Мемуаристы называют также имена А. Веселовской, Г. Салеги, К. Лоза, С. Курач и др. не только в связи с поддержкой нуждающихся в образовании и воспитании. А. Веселовская, например, пригласила в Вильно немецкого художника И. Шретера, который при ее поддержке смог создать выдающиеся, полные оптимизма художественные полотна. Позднее художник успешно творил в Несвиже и Гродно. Не без влияния Гризельды Сапеги ее приемный отец великий маршалак ВКЛ Христофор Веселовский после чумы, пожара и голода 1624 - 1625 гг. в Гродно внес третью часть всех пожертвований на возрождение нормальной жизни города. Вместе с портретами его жены Александры и приемной дочери портрет X. Веселовского работы местного мастера до 1966 г. находился в гродненском женском монастыре ордена Св. Бригитты.

Эти произведения относятся  к типу «сарматского портрета», который  был одним из самых ярких проявлений художественной культуры на белорусских  землях в XVII - XVIII вв. Характерной чертой «сарматской» культуры был специфический культ женщины. К особенностям «сарматизма» следует отнести его вполне определенный консерватизм, стремление сохранить неизменными основные культурные принципы, стиль жизни и предпочтения [4,c. 120]. В итоге саморазвития он стал частью местной формы общеевропейского стиля барокко.

«Мода» на филантропию, коллекционирование и меценатство  проникла и в более «низкие» сословия, представители которых располагали  для этого не только желанием, но и определенными средствами. Известно, что молодой белорусский землевладелец и промышленник Альберт Пусловский основал под Слонимом бумажную фабрику, помогал нуждающимся, жертвам стихийных бедствий, принимал у себя и давал пристанище различным творческим личностям. Благодарные люди построенный им рядом с фабрикой поселок назвали Альбертиным. Владелец поместья Добровляны (ныне - Сморгонский р-н) Адам Гюнтер помогал художнику К. Бахмантовичу и другим творческим личностям, которые по тем или иным причинам оказались в его поместье. Он создал оригинальный музей под открытым небом, где было собрано немало этнографического материала, произведений искусства.

Меценатство шляхты проявлялось  в создании домашних портретных галерей  и заказах для церкви (собрания живописи встречались тогда при  многих костелах). В шляхетских дворах работали, как правило, бродячие художники. Так, на рубеже XVIII в. была создана серия портретов римских пап для кормелитского костела деревни Будслав на Минщине [3, c. 69].

Филантропы все более  вкладывали средства в образование. Одним из примеров развития в ВКЛ частного светского образования, прежде всего, в домах феодалов и горожан, стал тот факт, что с пятилетнего возраста в Ляховичах обучался у частных преподавателей будущий известный белорусский мемуарист Ф. Евлашевский.

Вместе с тем, система религиозного образования в те времена главенствовала. И не только иезуитского. Реформация, хотя и переживала кризис, не хотела и не моглауступить«безбоя».С 20 мая 1617 г. начала готовить протестантских проповедников школа повышенного типа - Слуцкая гимназия, при которой на средства ее «протектора» Януша Радзивилла был открыт конвикт (общежитие) для бедных пансионеров.

В 1625 г. Виленский евангелическо-реформаторский синод в этих, как образно определяли современники, «Слуцких Афинах» открыл и содержал на свои средства вплоть до революционного взрыва 1917г. «Общую ученическую квартиру» для воспитанников гимназии - детей несостоятельных прихожан реформаторских церквей. В ней бесплатно проживали и получали стипендии 15 - 20 учащихся. Состоятельные же родители содержали в гимназии учеников на свои средства. В 1631 г. Н. Абрамович подарил кальвинистскому Синоду свое имение в Слуцке с целью размещения в ней бурсы для учащихся гимназии.

При помощи, поддержке  и последовательной политике властей  Речи Посполитой приживалось и униатство. В соответствии с постановлениями Новоградского униатского собора (1617), где были разработаны правила базилианского ордена, именно им были поручены образование и воспитание униатов.

Со временем в братском движении определяющее влияние приобретают средние и низшие («посполитные») слои населения. В типографии Кутейнинского монастыря, созданного «старанием и коштом» моги-левских братчиков, был, в частности, издан «Букварь» Спиридона Соболя (1631). Оформление книг свидетельствует о высокой культуре книгопечатания и их художественном уровне. Следует признать и тс, что появление в архитектуре православных храмов отчетливых барочных черт под влиянием иезуитских ценностных традиций впервые проявилось в соборе Могилевского Богоявленного братского монастыря, основанного в 1636 г.

В XVI - XVII вв. на Беларуси возникает  и утверждается пока еще малоизученный, не имеющий прямых аналогов в мировой  практике социальной помощи в сфере  образования институт «директоров» или «домашних смотрителей». В их роли выступали ученики старших классов средних учебных заведений. В обязанности «директоров» («домашних смотрителей») входило оказание помощи в учебе и воспитании подопечных, организация их свободного времени, поддержание достойного внешнего вида, сопровождение на занятия в школу, в костел и обратно, совместное посещение мастерских и т. д. Фактически эти белорусские «директора» из XVII столетия выполняли многие функции современных социальных педагогов и социальных работников.

Во второй четверти XVIII в. Эдукационная комиссия выпускает специальную инструкцию, определяющую статус «директоров», их права и обязанности. Однако в XIX в. в связи с развитием светского образования и интернатных образовательных учреждений понятие «директор» утратило свое первоначальное значение. Обычно «директорами» стали называть кое-как и кое-где обученных грамоте подростков, которых белорусские крестьяне из дальних деревень или хуторов за небольшую натуральную плату брали к себе в дом для обучения грамоте своих детей. Образ «дарэктара» дан Я. Коласом в поэме «Новая земля».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, филантропия  и меценатство на белорусских  землях в составе Речи Посполитой в период Контрреформации благодаря ряду объективных условий и причин, прежде всего, тесным культурным связям с европейскими странами, продолжали успешно развиваться. Этот период, как и период Возрождения и Реформации, характеризуется значительными достижениями в истории белорусской благотворительности, меценатства в образовании и культуре.

Необходимо также подчеркнуть  роль ассоциаций и предприятий в  развитии культуры. В ассоциациях  работают около 20 тыс. человек, и они  нередко получают дотации от государства  и местных органов власти. Они  содействуют участию общественности в различных культурных мероприятиях и поддерживают талантливых любителей, способных стать настоящими профессионалами. Чаще всего именно по их инициативе почти повсеместно организуются различные фестивали. Деятельность некоторых ассоциаций связана с каким-либо определенным памятником или музеем, и они принимают участие в их обновлении и реставрации, что нередко сопряжено с привлечением иностранных партнеров и меценатством. Частное меценатство - отнюдь не новое явление в области культуры, в то время как меценатство предприятий, ставшее привычным в Соединенных Штатах, в Беларуси появилось сравнительно недавно. Создание фондов или финансирование престижных мероприятий стали в настоящее время частью политики связей с общественностью многих крупных групп. Одновременно предприятия берут на себя, полностью или частично, финансирование дорогостоящих проектов по обеспечению сохранности национального достояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аронов. А. А. Золотой век  меценатства. М., 1995. 369 с. 

2. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000. 987 с.

3. Григорьев А.Д. Меценатство  на Беларуси. // Народная асвета. 2004. №6. С. 66-69.

4. Думова Н. Г. Меценаты. М., 1992. 256 с.


Информация о работе Меценатство на Беларуси