Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:31, доклад
Кра́сный терро́р — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917–1923 гг.) против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства, применялся на практике как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства, служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и мирного населения
Кра́сный терро́р — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходеГражданской войны в России (1917–1923 гг.) против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства, применялся на практике как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства, служил средством устрашения как антибольшевистских сил так и мирного населения
В настоящее время термин «красный террор» имеет два определения:
Само понятие «красного террора» впервые ввела эсерка Зинаида Коноплянникова, которая заявила на суде в 1906
«Партия решила на белый, но кровавый террор правительства, ответить красным террором…
В свою очередь, термин «красный террор» затем был сформулирован Л. Д. Троцким как «орудие, применяемое против обречённого на гибель класса, который не хочет погибать».
Новую
волну террора
в России обычно отсчитывают
с убийства в 1901 году эсеровским боевиком
министра народного
просвещения Николая
Боголепова.
Всего с 1901 по 1911 г. жертвами
революционного террора
стали около 17 тысяч
человек (из них 9 тысяч
приходятся на период революции 1905—1907
гг.).
В 1907 году каждый день
в среднем погибало
до 18 человек. По данным
полиции, только с февраля
1905 г. по май 1906 года
было убито: генерал-губернаторов, г
Смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. Решением Второго Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов.
24
ноября 1917 г. Совет
Народных Комиссаров (СНК)
издал Декрет
«О суде»,
согласно которому были
созданы рабочие и крестьянские Революционные
Трибуналы для
борьбы против контр-революционных
сил в видах принятия
мер ограждения от них
революции и её завоеваний,
а равно для решения
дел о борьбе с мародёрством и хищничеством,
6 декабря 1917 года СНК рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих в правительственных учреждениях во всероссийском масштабе. Было принято решение создать чрезвычайную комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путём «самых энергичных революционных мер». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского.
7 декабря Феликс Дзержинский на заседании СНК сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился.
В то же время, 17 декабря 1917, в своём обращении к кадетам, Л. Троцкий заявляет о начале стадии массового террора по отношению к врагам революции в более жёсткой форме:
«Вам
следует знать, что
не позднее чем
через месяц террор
примет очень сильные
формы по примеру
великих французских
революционеров. Врагов
наших будет ждать
гильотина, а не только
тюрьма»
Применение расстрелов.
1. Всех бывших жандармских офицеров по специальному списку, утверждённому ВЧК.
2. Всех подозрительных по деятельности жандармских и полицейских офицеров соответственно результатам обыска.
3. Всех имеющих оружие без разрешения, если нет на лицо смягчающих обстоятельств (например, членство в революционной Советской партии или рабочей организации).
4. Всех с обнаруженными фальшивыми документами, если они подозреваются в контрреволюционной деятельности. В сомнительных случаях дела должны быть переданы на окончательное рассмотрение ВЧК.
5. Изобличение в сношениях с преступной целью с российскими и иностранными контрреволюционерами и их организациями, как находящимися на территории Советской России, так и вне её.
6. Всех активных членов партии социалистов-революционеров центра и правых. (Примечание: активными членами считаются члены руководящих организаций — всех комитетов от центральных вплоть до местных городских и районных; члены боевых дружин и состоящие с ними в сношениях по делам партии; выполняющие какие-либо поручения боевых дружин; несущие службу между отдельными организациями и т. д.).
7. Всех активных деятелей к/революционных партий (кадеты, октябристы и проч.).
8. Дело о расстрелах обсуждается обязательно в присутствии представителя Российской партии коммунистов.
9. Расстрел приводится в исполнение лишь при условии единогласного решения трёх членов Комиссии.
10. По требованию представителя Российского комитета коммунистов или в случае разногласия среди членов Р. Ч.К. дело обязательно передаётся на решение Всероссийской ЧК.
II. Арест с последующим заключением в концентрационный лагерь.
11. Всех призывающих и организующих политические забастовки и другие активные выступления для свержения Советской власти, если они не подвергнуты расстрелу.
12. Всех подозрительных согласно данных обысков и не имеющих определённых занятий бывших офицеров.
13. Всех известных руководителей буржуазной и помещичьей контрреволюции.
14. Всех членов бывших патриотических и черносотенных организаций.
15.
Всех без исключения
членов партий
с.-р. центра и
правых, народных
социалистов, кадетов
и прочих контрреволюционеров.
Что касается рядовых
членов партии
с.-революционеров
центра и правых
рабочих, то дни
могут быть освобождены
под расписку, что
осуждают террористическую
политику своих
центральных учреждений
и их точку зрения
на англо-французский
десант и вообще
соглашение с англо-
16.
Активных членов
партии меньшевиков,
согласно признакам,
перечисленным в
примечании к пункту 6.
Газета «Социалистический Вестник» от 21-го сентября 1922 года пишет о результатах расследования пыток, практикуемых в уголовном розыске, которое проводила комиссия губернского трибунала г. Ставрополя во главе с общественным обвинителем Шапиро и следователем-докладчиком Ольшанским. Комиссия установила, что помимо «обычных избиений», подвешиваний и «других истязаний», при ставропольском уголовном розыске под руководством и при личном присутствии начальника уголовнаго розыска Григоровича, члена Ставропольскаго Исполкома, Губкома РКП (б), заместителя начальника местного Госполитуправления:
Согласно исследованиям итальянского историка Дж. Боффы в ответ на ранение В. И. Ленина в Петрограде и Кронштадте было расстреляно около 1000 контрреволюционеров.
Жестокостям подвергались арестованные в ходе борьбы с «контрреволюцией» женщины — как сообщается, к примеру, из вологодской пересыльной тюрьмы, где практически все заключённые женщины подвергались изнасилованию со стороны тюремного руководства
Согласно сведениям, опубликованным лично М.Лацисом, в 1918 году и за 7 месяцев 1919 года были расстреляны 8389 человек, из них: Петроградской ЧК — 1206; Московской — 234; Киевской — 825; ВЧК 781 человек, заключено в концлагеря 9496 человек, тюрьмы — 34334; взяты заложники 13111 человек и арестованы 86 893 человека.
Некоторые историки сообщают о расстреле 9641 человека с 1918 по 1919 год, причём расстрел мог производиться как превентивная мера по отношению к заложникам и иным подозрительным лицам. Согласно п. 37 Инструкции «Чрезвычайным комиссиям на местах» от 1 декабря 1918 г. Чрезвычайные комиссии наделялись правом применять расстрел «в административном порядке, но не судебном» при особой необходимости
При этом террор был направлен не только против политических противников, но и против общеуголовных преступников:
«В интересах Петрограда
и революции нужно объявить красный
террор всему уголовному элементу,
которых объявить контрреволюционерами
и расправой с которыми должна
быть только стенка»