Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:12, реферат
Копикуз, акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей -крупнейшая в Кузбассе и одна из крупнейших в Сибири капиталистических монополий возникла в 1912 при содействии императорского Кабинета, в ведение которого находилась большая часть Кузбасса, представлявшая тогда владения императорской фамилии. Член Государственного Совета В.Ф.Трепов, используя личные связи в придворных кругах, с помощью министра императорского двора Фредерикса, к началу 1912 г. добился для себя монопольных прав на разработку месторождений Алтайского горного округа, в который входил Кузбасс.
2. Введение…………………………………………………..…….…3-5.
3. Как рождаются промышленные гиганты……………...…....…..6-12.
4. Начало угольных предприятий……………………...……....…13-16.
5. История Коксохима………………………...………………..…17-20.
6. Железорудные изыскания……………………………...………21-22.
7. Металлургические заводы………………………………...……23-25.
8. Люди Копикуза……………………………………….…………26-27.
9. "Инородцы"…………………………………………..…………28-29.
10. Квартирный вопрос……………………………………….……31-31.
11. Духовная жизнь………………………………………………….…32.
12. Финансовая сторона жизни…………………………………….33-34.
13. Заключение……………………………………………….……..35-38.
14. Список использованной литературы………………
Но, создавая новое объединение в 1912-1913 годах, никто не догадывался о том, какая тяжелая ждет его судьба. Наоборот, руководители Общества, получив руки договор, подписанный в октябре 1912 года, начали быстро выполнять его условия. В конце 1915 года была построена железная дорога от станции Кольчугино до станции Юрга; временное товарное движение от станции Юрга до станции Кольчугино и по Кольчугинской ветке было открыто с 2 сентября 1915 года, на Кемеровской ветке с 5 сентября 1915 года; пассажирское движение открыто с 1 декабря 1915 года. Строительство дороги в такие короткие сроки давало акционерному обществу еще одно преимущество в виде исключительного права изыскания на уголь и приема отводов сроком по 1 января 1925 года вместо 1 января 1920 года.
Но необходимо заметить, что руководство страны само было заинтересовано в добыче каменного угля в Сибири. Связано это было с тем, что в России в целом и в Сибири в частности, несмотря на огромные запасы каменного угля, его добыча была ограничена, что позволяло угледобывающим предприятиям нередко создавать дефицит топлива. В условиях быстрого промышленного развития страны в конце XIX - начале XX века потребность в угле все время возрастала. От нехватки топлива страдали и государственная железная дорога, и металлургические заводы. Не случайно в документе (октябрь 1912 года) оговаривались условия, согласно которым учредители Общества обязуются, если это потребуется, снабжать промышленные предприятия управления Алтайского округа каменным углем в количестве не свыше миллиона пудов ежегодно и по цене на 15 % ниже существующей на местном рынке, а уголь должен быть хорошего качества и соответствовать лучшему сорту для данной копи. К тому же при добыче угля и строительстве предприятий государство получало бы деньги за используемые земли для каменноугольных копей по 2 рубля за каждую десятину ежегодно, за земли, представляемые для устройства пристани и складов, по 100 рублей ежегодно. Если отводимые земли составляли оброчную статью Кабинета, то учредители обязаны уплачивать Кабинету соответствующие вознаграждения, но не более 100 рублей за десятину отвода. К тому же за каждый пуд добытого и извлеченного на поверхность угля учредители Общества обязаны уплачивать Кабинету по полкопейки.
Подписывая договор, правительство позаботилось
и о защите интересов местного населения.
В данном документе оговаривалось, что
если руководители выберут для своих нужд
участки земли, принадлежащие крестьянам
или каким-либо обществам и учреждениям,
то они должны решать все вопросы с владельцами
земли. Хозяйственная деятельность Копикуза
была важна для государства ещё и потому,
что благодаря ей в Кузнецком округе стала
развиваться инфраструктура: была построена
железная дорога, строились мосты, устанавливалась
телефонная связь и т. д. Типичным примером
деятельности Акционерного общества в
рамках подписанного договора является
подписание соглашения между означенным
обществом и крестьянами села Кольчугино
19 августа 1914 года. Руководители Копикуза
взяли в аренду на 60 лет земли по правому
берегу реки Ини, около места, именуемого
"Остров", для устройства водоснабжения
и полоску земли в самом селе для прокладки
труб. Взамен этого общество обязалось
построить мост через реку Иню, не затопляемый
вешними водами. Доказательством приемлемости
договора служит также то, что в 1917 году
с новым правительством были подписаны
документы, во многом повторяющие соглашение
1912 года. По договору 1917 г. арендная плата
определялась в 2 рубля с десятины. Также
оговаривалось, что отводы, на которых
ведется добыча, могут быть использованы
вплоть до их окончательной выработки.
За это Общество должно увеличить добычу
угля до 20 млн. пудов ежегодно, начиная
с 1918 г. В случае невыполнения программы
Общество лишится права на разработку
Ерунаковского месторождения.
Начало
угольных предприятий.
Учитывая все подписанные договоры и оговоренные в них условия, Акционерное общество "Копикуз" осуществляло свою хозяйственную деятельность на взятых в концессию территориях быстрыми темпами. Первоначально деятельность Акционерного общества ограничивалась добычей каменного угля на Кемеровском и Кольчугинском рудниках.
Разработка угольных месторождений в районе деревни Кемерово осуществлялась еще до возникновения Копикуза. К 1913 году, началу экономической деятельности Копикуза, было известно, что уголь на Кемеровском руднике залегает несколькими пластами. Рабочие Общества разрабатывали четыре пласта: Владимировский (мощность 1 сажень), Кемеровский (2 сажени), Волковский (3 сажени) и Лутугинский (3 сажени). После подготовительных работ в мае 1915 года была заложена шахта "Центральная", располагавшаяся на расстоянии 955 саженей от правого берега реки Томи и являющаяся основной при разработке данного месторождения. Эта шахта имела следующие характеристики: круглые сечения, при внутреннем диаметре 4800 мм, бетонные крепления, железные разстрелы, лестницы, рельсовые направляющие, устанавливаемые по системе Бриара. Предполагалось, что при глубине 75 саженей, при ежегодной добыче не менее 20 млн. пудов шахта просуществует 30 лет.
Во втором полугодии 1916 года была заложена шахта "Южная". Она находилась на линии, соединяющей шахту № 8 и шахту "Центральная", в 320 саженях к югу от последней. Шахта имела следующие характеристики: сечение прямоугольное, 1,85x0,85 сажени. Углублена шахта на 7 пог. саженей, из них первые 4 сажени закреплены каменной кладкой, а в дальнейшем креплены лиственничными венцами. Шахту предполагалось углубить до 20 саженей, и она должна была служить как вспомогательная. В 1918-1919 годах было предпринято обследование Кемеровского рудника, в ходе которого выяснилось, что по-прежнему шахта "Центральная" является основной, а все остальные шахты только вспомогательные. Эти шахты были креплены плохим лесом, и срок их службы ограничивался 5-8 годами. Шахта "Центральная" при разработке двух пластов Кемеровского (мощностью 2 сажени) и Волковского (3,5 сажени) при условии добычи ежегодно 20 млн. пудов выработает запас в 224,35 млн. пудов за 11 лет, после этого шахту надо углублять и перестраивать.
На Кольчугинском руднике в годы функционирования Акционерного общества существовало четыре шахты: "Капитальная" (заложена в 1913 г.), "Вентиляционная"(заложена в 1914 г.), "Николаевская" (заложена Кабинетом) и "Журинская"(заложена в 1916 г.). Из них три шахты были вертикальными, среди них основной являлась шахта "Капитальная" (в 1917 году - глубина 60 саженей). Особой была шахта "Журинская", ее длина составляла 80 саженей (в 1917 г.). Месторождение представляло собой свиту пологопадающих пластов. К 1917 году разрабатывалось только три: Майоровский (мощностью 0,6 сажени), Болдыревский (0,75 сажени), Журинский (2 сажени). В отчетах за 1918-1919 годы выступает Майоровский, Болдыревский, Брусницинский пласт вместо Журинского. Запасы угля, производительность шахты, а, следовательно, время их существования были неодинаковы. К 1917 году шахтой, дающей, как правило, наибольшее количество угля, была "Николаевская". К примеру,
с 21 по 28 февраля 1917 года на ней было добыто 100 940 пудов угля из 281 295 пудов, полученных со всех шахт. С 21 по 31 августа 1917 года - 103 950 пудов из 335 895 пудов соответственно. На шахте "Капитальная" на этот период добывалось меньше всего угля. К 1918-1919 годам шахта "Капитальная" рассматривалась как наиболее крупная и перспективная среди вертикальных шахт рудника. На ней предполагалось добывать по 2 млн. пудов в год, при этих условиях шахта проработала бы 15 лет, после чего ее надо было переоборудовать. Предполагалось, что шахта "Вентиляционная" просуществует также 15 лет, после чего шахты "Капитальная" и "Вентиляционная" должны быть амортизированы полностью. Шахта "Николаевская" при ее производительности 1 млн. пудов в год проработала бы 4 года, а после была бы оставлена.
Предполагалось, что все работы на шахтах будут электрифицированы. На Кемеровском руднике электрическую станцию начали строить на левом берегу реки Томи рядом с коксовыми печами. Для доставки на нее угля была почти построена подвесная канатная дорога. В первом полугодии 1916 г. были сделаны почти все основные работы по строительству этой дороги. Построена массивная бетонная стена на обрывистом берегу реки, откуда начинался свободный пролет каната над рекой. Во втором полугодии 1916 г. была закончена станция на берегу реки для перегиба каната для пролета над рекой. Были устроены приемные станции у шахты "Центральная" и шахты № 8. Однако эта постройка рассматривалась как временная, так как она располагалась вблизи обрушений и требовала постоянного ремонта. На смену ей должен был прийти железный мост через реку Томь.
На Кольчугинском руднике было заложено здание электрической станции. Но ее оборудование так и не было завершено. При доставке из-за границы были потеряны значительные части турбины, которые невозможно было отыскать. Оборудование Кольчугинского рудника требовало больше средств по сравнению с Кемеровским. Так, в 1913 году для развития Кольчугинского рудника было истрачено 365 276 рублей, а для Кемеровского - 281 889, в 1917 году - 3 964 503 и 2 389 431 рубль соответственно.
Наряду с добычей угля активно велись поиски и разработки новых месторождений. Для организации и проведения геологических изысканий был приглашен Л. Н. Лутугин, один из крупнейших отечественных специалистов. Были организованы четыре поисково-геологические партии. В результате работы было установлено, что площадь бассейна составляла около 20 тыс. кв. км. Запасы угля равнялись 250 млрд. тонн. По итогам работы была составлена геологическая карта бассейна. Сумма на поиск новых залежей угля постепенно увеличивалась. В 1916 году на эти цели было истрачено 104 892 рубля, а в 1917 году уже 694 399 рублей.
За время существования Копикуза успели
начать строительство на Прокопьевском
и Киселёвском рудниках. Их шахты стали
давать первый уголь, но они не успели
превратиться в крупные промышленные
предприятия, каковыми они стали в дальнейшем.
Они не имели выхода даже на железнодорожную
магистраль. Руководители Копикуза в октябре
1918 года просили кредит в 75 тыс. рублей
у правительства Колчака на окончание
постройки Кольчугинской железной дороги
на Прокопьевский рудник. Работали также
Осиновская, Абашевская и Крапивинская
копи, но добытый на них уголь составлял
мизерную долю добычи. Предполагалось
приступить к разработке Ерунаковского,
Ишановского и Горловского угольных месторождений,
но на них не хватило ни средств, ни времени.
Добыча угля за годы работы предприятий
резко увеличилась. Если за 1914 год было
добыто 3 095 185 пудов угля, то в 1915 году уже
4 469 746, в 1916 г. - 12 123 869, а в 1917 году- 16 123 374
пуда.
История
Коксохима
Уголь, добываемый в Кузнецком уезде, был необходим для развития промышленности Сибири. Следовательно, особых проблем с его сбытом не было. Часть добываемого угля шла на собственные нужды. Крупными потребителями были железные дороги. На угле, добываемом на шахтах Копикуза, работали пароходы, ходившие по сибирским рекам. В значительных количествах потребляли уголь и местные частные предприятия. Широко использовался уголь на паровых мельницах. Копикуз имел торговые отношения с Ново-Николаевским крупчато-мукомольным товариществом, Южно-Алтайской мукомольной компанией. Поставлялся уголь учебным заведениям. Цены на уголь, поставляемый потребителям, были различны. Томский учительский институт покупал уголь по цене 13-14 копеек за пуд, а Г. Н. Фуксман - владелец мельницы, винокуренного и конного заводов - по цене 16 копеек за пуд. Предприятия Копикуза постепенно вытесняли с сибирского рынка конкурентов от южнорусской промышленности.
Руководители Акционерного общества увязывали с добычей угля на Кемеровском руднике развитие коксохимической промышленности в регионе. К середине 1915 года провели ряд экспериментов по коксованию угля в опытных малых закрытых печах. В итоге были получены хорошие результаты. Было принято решение продолжить исследования углей других месторождений. Для этой цели построили еще четыре печи, увеличив тем самым существующие батареи. Готовясь к проведению опытов по коксованию, в апреле 1914 года были взяты пробы углей и проведен их анализ в Томском технологическом институте. Исследовался уголь Кемеровского и Волковского пластов. В итоге были получены следующие результаты: горючесть углей Кемеровского пласта - 91,34/100, Волковского - 91,74/100, выход кокса с золой в первом случае - 69,4, во втором -73,3; выход кокса 63,42 и 68,46 соответственно, теплотворная способность 7899 ккал/кг у углей Кемеровского пласта и 7818 ккал/кг - углей Волковского.
Итак, получив в результате исследования высокие характеристики коксуемости углей, решили строить коксохимический завод. К тому же кокс был необходим при выплавке чугуна и стали на металлургическом заводе, идея строительства которого возникла у руководителей Копикуза с самого начала создания Общества. Идея строительства коксовых батарей была перспективна, но это было весьма рискованное дело. Нигде в мире не существовало подобных заводов в столь суровых природно-климатических условиях: низкие температуры зимой, колебания температур в течение года и т. п. Не было таких заводов и в России. Поэтому было решено обратиться к иностранным фирмам. В 1914 году начали переговоры с фирмами о строительстве ими коксовых батарей и химического завода. Но время было выбрано весьма неудачно, начавшаяся Первая мировая война нарушила все планы. В результате завод решили строить сами, купив у бельгийской фирмы "Оливье Пиет" чертежи и договорившись о том, что в Россию приедут специалисты - строители печей.
Финансировался этот проект из двух источников: был проведен новый выпуск акций, а также получен аванс от Главного артиллерийского управления, тоже заинтересованного в строительстве данного завода. Подписав договор с бельгийской фирмой, в конце 1915 года приступили к строительству завода: стали закладывать фундамент печей, корпусов химическогозавода. На эти цели было потрачено к началу 1916 года 7527,21 рубля. Предполагалось построить коксовые печи и химический завод, включающий следующие отделения: рекуперационное, сульфатное, бензольное, ректификационное, две котельные и электрическую станцию.
В военное время трудно было разместить заказы, особенно на изготовление машин и оборудования. В этом вопросе Обществу помог Химический комитет при Главном артиллерийском управлении. Заказы были размещены на южных заводах Европейской России. Был подписан своеобразный договор между Химическим комитетом и Акционерным обществом, по которому Химический комитет контролировал скорейшее выполнение и отправку заказов завода, а руководители Копикуза обещали закончить возведение завода в течение года со дня начала строительства и в конце 1916 года выпустить готовую продукцию при условии поставки необходимых материалов.
Договор был подписан, но завод тем не менее построен не был, никакого кокса в 1916 году выдано не было. По состоянию на 1 марта 1917 года завод был готов всего лишь на 86 %. На 100 % были построены только некоторые вспомогательные службы: котельная № 1 и 2, градирня, угольная яма для привозного угля, помещение для цистерн серной кислоты, железобетонные цистерны для бензола, конный двор, лесопилка, тепляк для котельных работ, и над коксовыми печами было сделано электрическое освещение. Основные службы завода построены не были: первая батарея коксовых печей была готова на 76 %, вторая батарея -на 50 %, пути коксовыталкивателей - на 70 %, здание сырого бензола - лишь на 15 % и т. д. Причина такого отставания состояла в срыве поставок материалов из-за продолжающейся Первой мировой войны.