Контрационные лагеря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2016 в 20:55, доклад

Описание работы

Идея о применении оружия массового поражения появилась после разгрома немцев под Москвой. Гитлер отдал приказ рейхсмаршалу Герингу осуществлять секретную подготовку по созданию оружия массового поражения, в том числе бактериологического. Подготовка началась, и чем большие неудачи терпела гитлеровская Германия в противостоянии с СССР, тем все больше фюрер торопил ученых-физиков и химиков изготовить сверхмощную бомбу и создать новейшие средства для бактериологического нападения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1.1 Идея создания лагерей смерти ………………………………………...
1.2 Кошмар закончился………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 26.43 Кб (Скачать файл)

Контрационные лагеря

Введение…………………………………………………………………… 
1.1 Идея создания лагерей смерти ………………………………………... 
1.2 Кошмар закончился……………………………………………………

1.1.Идея создания лагерей смерти  
Идея о применении оружия массового поражения появилась после разгрома немцев под Москвой. Гитлер отдал приказ рейхсмаршалу Герингу осуществлять секретную подготовку по созданию оружия массового поражения, в том числе бактериологического. Подготовка началась, и чем большие неудачи терпела гитлеровская Германия в противостоянии с СССР, тем все больше фюрер торопил ученых-физиков и химиков изготовить сверхмощную бомбу и создать новейшие средства для бактериологического нападения. Деятельность врачей-микробиологов курировал шеф всех немецких врачей Блюменталь - профессор, талантливый ученый. В его распоряжение были предоставлены лучшие ученые-медики. Среди них - молодой, подающий большие надежды врач Ганс Штаркер – «русский» немец. Родился в России. Учился и работал в Берлине. В 1934 году вместе с семьей возвратился в Германию. Место для проведения опытных исследований к тому времени находилось на территории Польши, под Познанью. Немногим позднее Ганс Штаркер был заброшен самолетом в тыл советских войск.  
К середине августа 1943 года, когда войска Юго-Западного и Южного фронтов продолжали успешно развивать наступление, стремясь изгнать фашистские полчища из Донбасса и южных областей Левобережной Украины, началось осуществление плана по распылению жидкой рецептуры лихорадки «Ку» над лагерем «Лиман», заполненным русскими военнопленными.  
Из пояснений рейхсарцтефюрера профессора Блюменталя своему помощнику профессору Гейману:  
Тут же по предложению Геймана была принята поправка о создании трех лагерей. Образовалась система концлагерей уничтожения, получившая название «концлагерь Озаричи», что в Калинковичском районе Гомельской области.  
Он состоял из трех специальных концентрационных лагерей, в которых находилось свыше 33 тысяч людей. Эти лагеря размещались: первый - на болоте у поселка Дербь, второй - в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий - на болоте в двух километрах западнее деревни «Подосинник» . 
Расчет фашистов был такой: лагеря находились между линиями фронтов, и начни Советская армия атаковать, погибло бы в первую очередь мирное население. И второе: при освобождении лагерей советская армия неминуемо попала бы в самый очаг болезней - заболеют бойцы, нужно будет лечить мирное население. То обстоятельство, что «живой щит» Озаричских лагерей насчитывал до 55 тысяч мирных граждан, было лишь на руку гитлеровцам. Расчет фашистов оказался верным.  
Перед отправкой в концентрационные лагеря, объединенные под общим названием «Озаричи», людей под предлогом отселения из прифронтовой зоны доставляли в так называемые пересылочные пункты, расположенные на станциях Рабкор, Старушки и Красный Берег, а также в окрестности деревни Микуль-Городок. По свидетельствам очевидцев, уже в пересылочных пунктах становилось понятно, о каком «отселении» шла речь. Перед входом на отгороженную колючей проволокой территорию у пригнанных отнимали собранные в спешке вещи, документы и продукты, оставив только одежду. В этих лагерях людей держали от 2-5 суток, а затем строили в колонны и гнали вглубь лесов и болот-до самих концлагерей. По обеим сторонам людского потока шли конвоиры с собаками, и тех, кто выходил из строя на обочину, просто расстреливали. Такая же участь ожидала и тех, кто не мог идти. По многочисленным свидетельствам очевидцев, дорога в «Озаричи» была усеяна трупами. Вскоре трупами умерших от болезней и замерзших людей были усеяны уже лагеря «Озаричи». Многочисленные свидетельства тех дней указывают на то, что ежедневно в каждом из трех лагерей смерти «Озаричи» погибало от 70 до 100 человек. На территории лагерей запрещалось перемещаться, рубить ветви, известны даже случаи минирования хвороста. За нарушение запретов людей били палками, в иных случаях расстреливали. Хлеб привозили раз в трое суток, его бросали через ограждение или разбрасывали по лагерю. Очевидцы рассказывают, что узники гибли и в давке за хлебом....  
1.2.Кошмар закончился  
Время существования Озаричского концлагеря было коротким - в ночь с 18 на 19 марта фашисты покинули его. Рассказывает бывший узник Озарического концлагеря Михаил Поркалов:  
«...утром 18 марта мы обнаружили, что охраны лагеря больше нет, немцы ушли. Некоторые кинулись к проволоке, к воротам, но там все было заминировано, очень много людей погибло. Никто не знал, где проход, но люди бежали из лагеря, как из ада, никто не думал о минах. Вскоре мы увидели разведчиков. Когда вышли из лагеря, думали, что все закончилось, но радость освобождения очень скоро была омрачена смертью самых маленьких детей, которые умирали в госпиталях один за другим.8 детей из нашей большой семьи умерли от тифа».  
Уже в первые дни после освобождения концлагеря было установлено, что даже несколько дней, проведенных в нем, стоили жизни около 9 тысячам человек, военные медики выявили и направили в медицинские учреждения более 5 тысяч больных, в том числе 2085 сыпнотифозных,1437 страдающих алиментарной дистрофией и 125-острой бациллярной дизентерией. Правительственная комиссия Белоруссии и армейская судебно-медицинская экспертная комиссия установили, что войска 65-ой армии спасли от неминуемой гибели 33480 женщин, стариков и детей (там были и грудные). Были созданы карантинные зоны, развернуто 25 полевых госпиталей, куда срочно направили медиков из трёх армий. Было зарегистрировано около 700 случаев сыпного тифа в результате контакта освобожденных с местным населением. Болезнь не обошла и армию: из 3 тысяч человек личного состава, что привлекались к оказанию медицинской помощи и проведению противоэпидемических мероприятий среди населения, около 8 процентов, несмотря на предупредительные меры, заразились и переболели сыпным тифом. Что касается 19-го корпуса 65-ой армии, возглавляемого генералом Д.И.Самарским, то его пришлось вывести даже во второй эшелон. Но Красная Армия от этого не стала слабее, что и подтвердило успешное проведение стратегической операции «Багратион», начавшейся как раз после освобождения Озаричского лагеря 
В 1944 году под белорусским местечком Озаричи фашисты впервые опробовали биологическое оружие.  
Немецкий генерал медицинской службы Блюменталь в донесении в Берлин указывал, что характер советского солдата помешает ему осторожничать при освобождении пленников концлагеря, и это станет залогом успеха разработанной им операции. В качестве методики массового уничтожения вермахтовский «эскулап» предлагал биологическое оружие. Предполагалось, что вспыхнувшая среди солдат Советской Армии эпидемия сыпного тифа приостановит наступление.  
Осенью 1943 года началось освобождение южных районов Беларуси. В январе 1944-го были освобождены крупный железнодорожный узел Калинковичи и областной центр Полесской области Мозырь. Немецкая линия обороны отодвинулась за реку Виша, и на два месяца местечко Озаричи - в те времена центр густонаселенного района - стало прифронтовым. На болотах фашистами было создано три обнесенных колючей проволокой лагеря: крупнейший - в нескольких километрах от райцентра Озаричи, еще два - возле деревень Подосинники и Дерть. За колючую проволоку было согнано около 50 тысяч человек: мирные жители из Смоленской, Орловской, Брянской областей, которых еще с 1943 года фашисты гнали перед собой как живой щит, жители Мозыря, Жлобина, но большинство - из близлежащих к Озаричам деревень и поселков. Женщины, старики, более 16 тысяч детей... 
Голод и отсутствие медицинской помощи способствовали развитию на оккупированной территории эпидемий. Одним из инфекционных заболеваний, уносивших больше всего жизней, был сыпной тиф. Больных тифом в лагеря свозили из окрестных больниц.  
Здоровых узников немецкие врачи заражали тифом по средством вакцинации; люди заражались сами, вступая в контакт с больными. Практически неизлечимая в то время болезнь в условиях скученности (площадь крупнейшего из трех лагерей под Озаричами составляла, как рассказывают краеведы, около 5 гектаров) распространялась, как пожар: сотни людей заболевали буквально за несколько часов. Лагеря просуществовали менее трех недель (первые партии были согнаны в них в первых числах марта, а освободили узников советские войска в ночь с 18 на 19 марта), но за этот недолгий срок в них погибло более 9 тысяч человек. Выжили в основном те, кто пробыл за колючей проволокой лишь несколько дней.

Список использованной литературы: 
1. Ботвинник М. «Памятники геноцида евреев Белоруссии» .

2. «Великая Отечественная война советского народа : в контексте Второй мировой войны» : учеб. пособие для 11 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования , под ред. А.А. Ковалени, Н.С. Сташкевича .

3. «Справочник о местах принудительного содержания гражданского населения на оккупированной территории Беларуси 1941–1944 гг».  


Информация о работе Контрационные лагеря