Конституция Испании 1978 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Конституция Испании прошла длительное государственно-правовое развитие. Самая первая конституция была провозглашена 19 марта 1812 года Кадисскими кортесами Испании, собравшимися во время Пиренейской войны во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX в. было пять революций, породивших различные акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. В истории страны известны лишь две республики с непродолжительным сроком существования: Первая - в 1873-1875 гг., Вторая - в 1931-1939 гг.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 167.78 Кб (Скачать файл)

     За монархическую форму правления  высказались наиболее значительные  политические партии страны, включая  Коммунистическую. Они приводили  несколько доводов: прежде всего, монархия является традиционной формой правления страны; существование монархии не противоречит принципам демократии и принципу национального суверенитета, и лучшим тому подтверждением является практика ряда западноевропейских стран, в которых наиболее развитый демократизм существует при очень "старых" по времени монархиях. Кроме того, на референдуме по закону о политической реформе и на выборах Кортесов 1977 г. большинство избирателей благоприятно отнеслись к монархии, и речь, таким образом, шла не о монархии в традиционном смысле, а о монархии нового типа, которую затем испанский народ одобрит при принятии Конституции. Кроме того, нельзя было не учитывать и того немаловажного факта, что Король сыграл весьма важную роль сразу же после смерти Ф.Франко при переходе к демократическому пути развития страны. Многие из конституционных положений 1978 г. о Короне были перенесены из предшествующих Основных законов. Так, нормы о вакантности трона (п. 3 ст. 57) дословно взяты из акта 1812 г., повторенного в последующих Основных законах. Институт регентства и опеки воспроизведен из акта 1845 г. и т.д.

     Испанский парламент - Генеральные  кортесы, включающие Конгресс депутатов  и Сенат, - в целом следует западноевропейской  модели и коренным образом  отличается от квазипарламента, существовавшего при Ф.Франко. Члены Кортесов - прокурадоры - принадлежали к пяти основным категориям, из которых только одна избиралась прямым голосованием:

     1) члены по праву (всего 125 или  почти четверть палаты); в эту  группу входило 19 членов Правительства, 99 национальных советников, председатели  Высшего трибунала юстиции, Государственного  совета, Высшего совета военной  юстиции, Счетного трибунала и  Совета национальной экономики, президенты Испанского института  и Высшего совета научных исследований;

     2) 25 членов, назначавшихся главой  государства;

     3) 114 представителей территориальных  коллективов (муниципалитетов и  провинциальных депутаций), которые, следовательно, избирались косвенным  путем;

     4) 196 представителей "органических  единиц" - профсоюзов (150 представителей), профессиональных корпораций, Испанского  института, Высшего совета научных  исследований, ректоры университетов;

     5) 104 представителя от семей. Они  были единственными, кто избирался  прямым голосованием, но не всеми  избирателями, а только главами  семей и замужними женщинами.

     Испанские Кортесы по Конституции 1978 г. формируются всеобщими, прямыми и равными выборами при тайном голосовании, причем нижняя палата - Конгресс депутатов - избирается по пропорциональной системе, а Сенат - палата территориального представительства - по такой же системе, но верхняя палата является представителем не автономных сообществ, а провинций; каждая из них представлена четырьмя сенаторами, а некоторые острова имеют иное представительство.

     Из особенностей организации  палат Генеральных кортесов следует  указать на существование в  них постоянных депутатских комиссий  из 21 члена в каждой из них. В данном случае была "уважена" одна из исторических конституционных  традиций страны: такие комиссии  предусматривались Конституцией 1812 г. и республиканской Конституцией 1931 г. Эти комиссии обеспечивают непрерывность существования Генеральных кортесов (ст. 78). Они осуществляют полномочия палат, когда те распущены, или их полномочия истекли, или палаты не созваны. Хотя считается, что эти комиссии обладают равными полномочиями с палатами Кортесов, но на самом деле их полномочия ограничены. Например, постоянные депутатские комиссии могут отменить или утвердить какой-либо декрет-закон, принятый Правительством, но они не могут этого же сделать в отношении принятого парламентом закона, поскольку такое решение входит в компетенцию пленарных заседаний палат.

Король имеет право приостанавливать и распускать Кортесы, а также открывать и закрывать их сессии, созывать чрезвычайные Кортесы, назначает выборы на определённых действующей конституцией условиях. Однако, по сути, созыв чисто символический, так как Основной закон четко устанавливает время открытия заседания палат. После проведения выборов конгресс депутатов должен быть созван в течение 25 дней, а на очередные сессии палаты собираются дважды в год: на первую – с сентября по декабрь, на вторую – с февраля по июнь.  Монарх торжественно открывает легислатуру, обращаясь к кортесам, созванным на заседание, с посланием. Действующая Конституция предусматривает 3 случая роспуска представительного органа. Так, король автоматически распускает кортесы, если о истечении двухмесячного срока с момента голосования о назначении председателя правительства ни один из кандидатов не получит одобрения конгресса. Роспуск министров после предварительного обсуждения  может быть инициирован его председателем. Король также распускает кортесы, если положение о пересмотре конституции получило одобрение необходимого большинства.

     Хотя Конституция 1978 г. основана  на принципе представительного  правления, она предусмотрела и  институты непосредственной демократии. Испания не знала таких институтов  до установления Второй республики. Только в Основном законе 1931 г. был впервые введен институт референдума на национальном и областном уровнях и народная законодательная инициатива. В период франкистской диктатуры существовал специальный Закон о народном референдуме от 22 октября 1945 г., согласно которому такое голосование могло быть, "когда особая важность определенных законов того требовала" и когда это было "необходимо в публичных интересах". Глава государства мог "для лучшего служения нации передать на референдум законопроекты, выработанные Кортесами". Другими словами, вводился законодательный ратифицирующий референдум, инициатором которого выступал глава государства. Кроме того, ст. 10 Закона о наследовании поста главы государства референдум признавался необходимым, помимо согласия Кортесов, для отмены или изменения хотя бы одного из основных законов государства. За период диктатуры было проведено два референдума: первый - в июле 1947 г. во время международной изоляции Испании в отношении Закона о наследовании поста главы государства. Второй раз избиратели участвовали в референдуме 14 декабря 1966 г., по поводу органического закона государства, установившего структуру органов власти.

     Референдум и народная законодательная  инициатива, закрепленные в Конституции 1978 г. на национальном уровне, а  также референдумы на уровне  автономных сообществ стали одним из элементов нового политического режима. После принятия Основного закона был создан довольно обстоятельный юридический механизм приведения в действие названных процедур. В преамбуле Органического закона 8/1984 от 26 марта 1984 г. о народной законодательной инициативе устанавливается место институтов непосредственной демократии среди других государственных институтов: "Конституция определила политический режим Испании как парламентскую монархию и, следовательно, представительную демократию. Участие народа в управлении государством и общественными интересами выражается, таким образом, преимущественно посредством назначения представителей народа в органы управления и особенно посредством парламентских выборов, в соответствии с которыми народ посылает своих представителей в Генеральные кортесы"*(4). Другими словами, в этой преамбуле указана доминанта участия избирательного корпуса в государственной организации страны, а непосредственное участие народа в принятии решений весьма ограничено. В Конституции предусматривается консультативный референдум (ст. 92) и такое же голосование при ее изменении (ст. 167). Статья 87 предусматривает народную законодательную инициативу, исходящую не менее чем от 500 тыс. избирателей. В этой же статье, однако, делаются и существенные оговорки: такая инициатива-предложения не может вноситься в отношении областей и норм, не регулируемых органическими законами (т.е. согласно п. 1 ст. 81 Конституции в отношении основных прав и свобод, статутов автономных сообществ, всеобщего избирательного права и иных областей, предусмотренных Конституцией), в отношении налоговых вопросов, вопросов, имеющих международный характер или связанных с помилованием. Кроме того, ст. 166 Основного закона исключает возможность народной инициативы при его изменении. Закон о народной законодательной инициативе добавил (ст. 2) вопросы, указанные в ст. 131 и в п. 1 ст. 134 Основного закона, т.е. планы экономического развития и общий государственный бюджет страны, по которым не допускается такая инициатива. Эти две статьи устанавливают, что инициатива в этих областях принадлежит Правительству. Действительно, хотя эти две области не включены в перечень упоминавшейся ст. 87 (п. 3) Конституции о народной законодательной инициативе, но нормы ст. 131 и п. 1 ст. 134 Основного закона, вероятно, мешали бы воспользоваться такой инициативой.

     Наиболее прогрессивным новшеством  в Конституции 1978 г. считается учреждение  Конституционного суда, продолжившего  традиции соответствующего органа  Второй республики. Основной закон 1931 г. создал Суд конституционных  гарантий, деятельность которого  была прервана гражданской войной. Конституционный суд коренным  образом отличается от института  надзора, образованного Ф.Франко  в 1967 г., особенностью которого было  не наблюдение за соподчиненностью  и соответствием юридических  норм Основному закону страны, а наблюдение за соответствием  таких норм идеологическим установкам  франкизма. Высшим органом надзора  был Совет королевства, который доводил рассматриваемое дело до сведения главы государства (т.е. Ф.Франко).

     Конституционный суд обладает  широкой компетенцией и рассматривает  не только соответствие актов (органических законов, простых законов, статутов автономных сообществ, международных договоров, регламентов  палат Генеральных кортесов, законов, актов и нормативных положений, имеющих силу закона, автономных  сообществ) Конституции, но и жалобы  и ходатайства граждан на нарушение  их конституционных прав и  свобод. Суд разбирает конфликты о распределении компетенции между государством и автономными сообществами или различными сообществами, а также конфликты между конституционными органами государства (последняя компетенция предоставлена Органическим законом от 3 октября 1979 г.), т.е. между Правительством, Конгрессом депутатов, Сенатом, Генеральным советом судебной власти, и обладает некоторыми другими полномочиями (например, в предварительном порядке рассматривает проекты статутов автономных сообществ).

     В Конституции 1978 г. достаточно широко  представлены нормы, регулирующие  отношения Испании в международной  сфере. Кроме специального раздела (ст. 93-96) "О международных договорах" она содержит и другие положения. Правда, Конституция в весьма  лапидарной форме выразила свои  руководящие внешнеполитические  принципы, указав в преамбуле  о стремлении испанского народа "сотрудничать с народами Земли  в укреплении мирных отношений  и совместных действий". Такая  форма указывает на борьбу  при выработке Конституции. Вместе  с тем Основной закон 1978 г. достаточно  подробно для документа такого  уровня регулирует процедуру  заключения международных договоров, говорит о правовом положении  иностранцев, об экстрадиции и  праве убежища (ст. 13), устанавливает  правила о соотношении международно-правовых  и внутригосударственных норм. Специально  отметим, что Основной закон 1978 г. в ст. 93 указал: "В зависимости  от обстоятельств на Генеральные  кортесы или Правительство возлагается  обязанность обеспечивать исполнение этих договоров и решений, исходящих от международных или наднациональных организаций, которым была передана соответствующая компетенция". Другими словами, было установлено правовое обеспечение участия Испании в такого рода международных организациях, в том числе в Европейском союзе, Европейских сообществах, Совете Европы. Статья 96 определила, что законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, указанном в самих договорах или в соответствии с общими нормами международного права. В то же время Конституция 1978 г. (ст. 95), следуя французскому примеру, установила, что заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать ее предварительный пересмотр. Правительство или любая из палат Генеральных кортесов может обратиться в Конституционный суд с запросом о том, имеется ли такое противоречие. Другими словами, был установлен примат конституционного права по отношению к международному праву.

     В целом Основной закон 1978 г. отразил  основные тенденции конституционного  развития послевоенной Европы, нововведения  заметны во всех частях Конституции: о правах и свободах граждан, о структуре центральных органов  власти, о взаимоотношениях парламента  и Правительства, об учреждении  и компетенции органа конституционной  юстиции, о включении международно-правовых  положений. В то же время этот  акт и содержит национальные  черты, и решает проблемы собственно  испанского происхождения (например, национальный вопрос), дарства и  экономики.

 

 

 

 

 

Заключение

В итоге можно сделать вывод о том, что испанский народ в результате долгой политической борьбы, после многочисленных  государственных и социально-экономических изменений смог создать демократическое государство и принять конституцию, утверждающую независимость и верховенство власти,   защищающую права, интересы и свободы своих граждан. Её создание прошло несколько этапов, от создания новых органов власти до принятия на референдуме самого текста.  Конституция основывается на правовых традициях Испании, учитывая многовековой опыт как свой, так и других стран.  Конституция утвердила форму правления, форму территориального устройства, отношения между публичной властью и народом, права и свободы людей.  Важно сказать, что огромную роль сыграли первая конституция 1812 года, ставшей одной из самых прогрессивных для своего времени,  и конституция Франко, принятая в 1967 году. Они оказали огромное влияние на содержание новой, одной из новейших конституций, действующих до сих пор и отражающую сущность государства. Благодаря данным конституциям были сформированы основные положения, учтены старые ошибки и сформированы новые ценности и ориентации,  которые стали основой нового демократического общества. Законодательная власть теперь принадлежит парламенту (Кортесам), состоящему из двух палат: конгресса и сената. Исполнительная власть принадлежит правительству, Конституционный суд - орган конституционной юстиции, полномочия главы государства принадлежат Королю. В настоящее время Испания является конституционной монархией.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.​ Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. — М., 1998.

2.​ Кожановский А.Н. Народы Испании во второй половине XX в. Опыт автономизации и национального развития. – М., 1993. – 187 c.

3.​ Конституции  государств Европы / Под общ. ред. J1.A. Окунь- кова. — В 3-х т. – М.: Норма, 2011.

4.​ Конституции  государств Центральной и Восточной  Евро​пы / Отв. ред. Н.В. Варламова. – М., 1997.

5.​ Конституции  зарубежных государств / Сост. В. В. Маклаков. – М., 2003.

Информация о работе Конституция Испании 1978 года