Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 15:25, реферат
Тридцатые годы XX века отличаются большой уплотнённостью событий, быстрым переходом одного состояния в другое, своеобразием контекста в мировой политике. Этот период вобрал в себя беспрецедентную по темпам и размерам реконструкцию промышленности и срывы производственных программ начала и конца десятилетия, широкомасштабное перераспределение собственности в сельском хозяйстве, наступление на кулака, голод и частичную стабилизацию экономики в середине 30-х годов, маргинализацию общества и подавление как левой, так и правой оппозиции.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАЧАЛО КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
....................................................................................................... 5 3. АНТИКУЛАЦКИЕ МЕРЫ:
3. 1. ВЫДЕЛЕНИЕ КУЛАКОВ
............................................................................................................. 8 3. 2. ВЫСЕЛЕНИЕ КУЛАКОВ
............................................................................................................... 9 4. "УСПЕХИ"
............................................................................................................................................................... 12
5. СОПРОТИВЛЕНИЯ КРЕСТЬЯН
...................................................................................................... 13 6. ПИСЬМА. ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАСТЯМ
6. 1. ПИСЬМО Л. И. ЖУРАВЛЁВА ........................................................................................... 15 6. 2. ПИСЬМО М. М. ТАВЛУЯ ...................................................................................................... 16 6. 3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПИСЬМУ М. М. ТАВЛУЯ ............ 17 7. "ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ" ..................................................................................... 18 8. ИТОГИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
......................................................................................................... 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отсюда задача партии: закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего продвижения вперёд. Несколько фактов.
Успехи нашей колхозной политики объясняются, между прочим, тем, что она, эта политика, опирается надобровольность колхозного движения и учёт разнообразия условийв различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства. Нельзя механически пересаживать образцы колхозного строительства в развитых районах в районы неразвитые. Это было бы глупо и реакционно. Такая "политика" одним ударом развенчала бы политику коллективизации. Надо тщательно учитывать разнообразие условий в различных районах СССР при определении методов и темпа колхозного строительства. Ясно, что принцип учёта разнообразия условий в различных районах СССР наряду с принципом добровольности является одной из серьёзнейших предпосылок здорового колхозного движения.
А что иногда происходит
у нас на деле? Можно ли сказать, что принцип
добровольности и учёта местных особенностей
не нарушается в ряде районов? Нет. Нельзя
этого сказать, к сожалению. Известно,
например, что в ряде северных районов
потребительские полосы, где благоприятных
условий для немедленной организации
колхозов значительно меньше, чем в зерновых
районах, стараются нередкоподменитьподготовительн
Одно из величайших достоинств политической стратегии нашей партии состоит в том, что она умеет выбирать в каждый данный моментосновное звенодвижения, уцепившись за которое она тянет потом всю цепь к одной общей цели для того, чтобы добиться разрешения задачи. Можно ли сказать, что партия выбрала основное звено колхозного движения в системе колхозного строительства? Да можно и нужно.
Основное звено колхозного
движения, его преобладающую форму в данный
момент, за которую надо теперь ухватиться,
представляетсельскохозяйственн
Чтобы выправить линию нашей работы в области колхозного строительства, надо положить конец этим настроениям. В этом теперь одна из очередных задач партии.
Искусство руководства есть серьёзное дело. Нельзя отставать от движения, ибо отстать - значит оторваться от масс. Но нельзя и забегать вперёд - значит потерять массы и изолировать себя. Кто хочет руководить движением и сохранить вместе с тем связи с миллионными массами, тот должен вести борьбу на два фронта - и против отстающих и против забегающих вперёд.
Партия наша сильна и непобедима потому, что, руководя движением, она умеет сохранять и умножать свои связи с миллионными массами рабочих и крестьян. "Правда" №60, 2 марта 1930 год
Всю вину за создавшееся положение он возглавляет на исполнителей, на местных работников. Сотни статей, восхвалявших Сталина, не сделали столько для превращения его- в глазах советских граждан - в Вождя, Хозяина, крестьяне, загнанные в колхозы, прочли её как конец коллективизации. Разве не писал Сталин: "Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. " Разве не писал он: "Кому нужны эти искривления, это чиновничье декретирование колхозного движения, эти недостойные угрозы по отношению к крестьянам? Никому , кроме наших врагов". Колхозы разваливаются после статьи, как карточные домики". Колхозы разваливаются после статьи, как карточные домики. В ЦЧО, где к марту было коллективизировано 82% хозяйств, к маю осталось в колхозах 18%. Сталин становится в представлении крестьян Верховной Доброй Справедливой Властью. Вся же беда- от исполнителей.
Шаг назад был сделан
лишь для того, чтобы сделать десяток шагов
вперёд . В сентябре 1931 года коллективизировано
было снова около 60% хозяйств. В 1934 году-
75%. Однако, вступление в колхоз, создание
колхозов не означало ещё прекращения
антикрестьянских репрессий. Коллективизации
имела целью "решение зерновой проблемы",
колхозы были организованы для удобства
государства. Не сразу была найдена форма
контроля. Вводится система обязательных
поставок (" первая заповедь колхозника"),
обязательство колхозов отдавать государству
по "твёрдой цене ", установленной
государством, 25-33% продукции. Колхозы
лишаются сельскохозяйственных машин,
лишаются тех самых тракторов, обладание
которыми должно было побудить крестьян
сказать: "Я за коммунию ". Колхозы
располагали землей и рабочей силой. Машины
давали государственные машинно-тракторные
станции (МТС) созданные декретом от 5 июня
1929 года. За свою работу МТС брали натурой-
ещё 20% урожая. От МТС, которые обрабатывали
поля, нельзя было укрыть урожай. Они контролировали
производственную часть колхозов.
ИТОГИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
Колхозная жизнь строилась в таких формах, что одновременно с обогащением и механизацией средств производства снижалось, если так можно выразиться, качество главной производительной силы сельского хозяйства- крестьянского умения и крестьянского желания вести хозяйство на земле. Уже в самый момент создания колхозов массовое раскулачивание, захватившее и значительную часть середняков, выбросило из деревни миллионы наиболее крепких, опытных, ведущих сельских хозяев. Их исчезновение (как бы ни оценивалось уничтожение кулачества в любом другом отношении), несомненно, понизило квалификацию совокупного сельскохозяйственного работника нашей страны.
Впоследствии, когда
колхозная жизнь установилась, многие
её черты также способствовали раскрестьяниванию,
ослаблению в крестьянской среде ряда
крайне важных слагаемых сельской квалификации.
Централизм, детальное разделение труда,
отсутствие связи заработка с конечным
результатом вели к тому, что оставалось
неиспользованной, а затем и вовсе терялась
бесценная способность крестьянина быть
хозяином земли, принимающем в расчёт
гигантское разнообразие условий, с которыми
надо считаться в сельском хозяйстве.
"Теперь, - говорил со странным удовлетворением
И. В. Сталин, - крестьяне требуют заботы
о хозяйстве и разумного ведения дела
не от самих себя, а от руководства колхоза".
Впрочем, в рамках административно-приказной
системы и у колхозных руководителей исчезали
возможности проявлять инициативу и брать
на себя ответственность. Прежде столь
распространённый в деревне тип работника-хозяина,
поглощенного, говоря толстовскими словами,
"неотступным думанием" о своём деле,
постепенно стал едва ли не редкостным
исключением. На смену ему в качестве массовой
социальной фигуры пришёл исполнитель
- в одних случаях добросовестный, трудолюбивый,
дисциплинированный, в других - расхлябанный,
ленивый, склонный к пьянству и обману,
но во всех случаях не обладающий хозяйским
чувством инициативы и зачастую не стремящийся
иметь его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коллективизация 30 - 40-х годов не подняла сельское хозяйство и не привела крестьянство к зажиточной жизни. С экономической точки зрения всё, чего она достигла, - это возможность кормить народ: чаще - впроголодь, реже сытно, но всё-таки кормить и одновременно изымать на нужды индустриализации, а потом войны и послевоенного восстановления огромную часть людских и материальных ресурсов деревни. Не больше. Но и не меньше.
Бори Пастернак писал в Докторе Живаго: "Я думаю, коллективизация была ложной неудавшейся мерой, и в ошибке нельзя было признаться. Чтобы скрыть неудачу, надо было всеми средствами устрашения отучить людей судить и думать, и принудить их видеть несуществующее и доказывать обратное очевидности". Для Сталина коллективизация не была ошибкой. Она была его великой победой.
Мы идём на всех парах по пути индустриализации - к социализму, оставляя позади нашу вековую "рассйскую" отсталость.
Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации.
И когда посадим СССР
на автомобиль, а мужика на трактор, - пусть
попробуют догонять нас почтенные капиталисты,
кичащиеся своей "цивилизацией".
Мы ещё посмотрим, какие из стран можно
будет тогда "определить" в отсталые
и какие в передовые.
"Правда" № 259, 7 ноября 1929 год
ЛИТЕРАТУРА
1. М. ГЕЛЛЕР А. НЕКРИЧ "История России (1917 - 1995) 499 стр. Издательство "МИК", Издательство "Агар" Москва - 1996
2. И. СТАЛИН "Вопросы
ленинизма" 11-ое издание 651 стр. Государственное
издательство политической
Ленинград - 1952
3. А. Ф. КИСИЛЁВ Э. М. ЩАГИН "Хрестоматия
по отечествен
ной истории (1914 - 1945) 896 стр. Москва - 1996
Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС"
4. Л. И. ЛАРИНА "История отечества в документах (1917 - 1993) Часть вторая (1921 - 1939) 207 стр.