Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 23:07, реферат
Мустафа́ Шока́й (Чокай, Чокаев, Чокай-оглы; каз. Мұстафа Шоқай(ұлы)) (25 декабря 1890, Аулие́-тарангыл, Туркестанский край, Российская империя — 27 декабря 1941, Берлин, Третий рейх) —казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана. С гражданской войны в России и до Второй мировой войны(1921 - 1941), находился в вынужденной эмиграции во Франции.
Биография ________________________________________________________________3
Деятельность в Петербурге___________________________________________________3
Позиция Мустафы Чокая по национальному вопросу______________________________4
Мустафа Чокай о национальной политике, проводимой коммунистами в Туркестане___6
Оценка Мустафой Чокаем международной обстановки перед Второй мировой войной_9
Мустафа Чокай о соперничестве фашизма и коммунизма_________________________12
Список используемой литературы ___________________________________________ 15
Советская Россия, отошедшая от европейских дел в годы Первой мировой войны, вновь появилась на политической арене этого континента. Москва и Лондон обсуждают условия включения советской России в программу защиты от возможной агрессии со стороны приверженцев войны. Мустафа Чокай отмечает, что "в тот самый момент, когда уже вот-вот должен был быть известен результат переговоров, из Москвы поступает известие о том, что Литвинов покинул пост министра иностранных дел СССР, а вместо него Сталин назначил своего самого преданного сотрудника - Молотова. Литвинов делал всё, чтобы достичь сближения России с Англией. Были намерения о создании военного блока между Францией, Англией и советской Россией. А теперь смещение Литвинова с его поста наводит главы европейских государств на определённую мысль" [95].
На какую конкретно наводит мысль, поясняет английский историк, ведущий эксперт британской военной разведки Лен Дейтон: "Министр иностранных дел СССР Максим Литвинов был образованным и опытным дипломатом. По национальности еврей, он был женат на уроженке Великобритании. Литвинов неизменно выступал за усиление связей СССР с Великобританией и Францией. Теперь Литвинов предлагал заключить договор между СССР, Великобританией и Францией на пяти- или даже десятилетний срок, обеспечивающий взаимные гарантии на случай агрессии со стороны Германии" [96].
В момент замены Литвинова Молотовым Москва вела переговоры с Англией и Францией. Мустафа Чокай отмечает повышенное внимание мирового сообщества к переговорам и что чем больше Англия и Франция прилагают усилий в поисках взаимопонимания с советской стороной, тем больше торгуются Советы, пытаясь набить цену своей дружбе с европейскими государствами. Причина всего этого, по мнению Мустафы Чокая, кроется в том, что Англия не питает доверия к большевикам, а большевики, в свою очередь, используют самые невероятные средства для ещё большего обострения отношений между двумя соперничающими в Европе группировками (Англией и Францией, с одной стороны, а также Италией и Германией - с другой), желая тем самым отрезать все пути для их сближения" [97].
С позиции Англии эту же ситуацию Лен Дейтон поясняет следующим образом. Предложение Литвинова о заключении договора между СССР, Великобританией и Францией на пяти- и даже десятилетний срок, обеспечивающий взаимные гарантии на случай агрессии со стороны Германии, "повергло в ужас английских министров", которые, так же как и Премьер-министр Чемберлен, испытывали глубокое недоверие к коммунистической России. По мнению Лена Дейтона, дело было не только и не столько в этом чувстве недоверия. А в том, что "Сталин, у которого были шпионы в высших правительственных кругах практически всех европейских стран, пришёл к убеждению, что Великобритания и Франция вступят в боевые действия только в том случае, если сами подвергнутся агрессии". Поэтому, как утверждает британский исследователь, Сталин решил, что спасение для России может принести только договор с нацистской Германией. А назначение на пост министра иностранных дел Молотова было сигналом нацистам, что отныне они будут иметь дело не с евреем, а с человеком, полностью зависимым от мыслей и взглядов Сталина [98].
Что же касается отношений между Россией и Польшей, то Мустафа Чокай указывает, что Россия во все времена воспринималась Польшей как враждебная страна, и это чувство исторического недоверия в сознании поляков истребить нелегко [99].
Мустафа Чокай о соперничестве фашизма и коммунизма
С приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера по указанию Сталина германская коммунистическая партия считала своим главным врагом не гитлеровскую национал-социалистическую (НСДАП), а социал-демократическую партию. Красная армия и рейхсвер сотрудничали в области подготовки офицеров, обменивались информацией и занимались совместно выпуском оружия на территории Советского Союза [100].
Руководителей обоих государств особенно сблизило "дело" Тухачевского. По мнению Шелленберга, "дело маршала" стало "поворотной точкой отсчёта, повлиявшей на решение Гитлера атаковать Запад, прежде чем напасть на Россию".
Сталин считал необходимым поддерживать германский национализм: согласно своей "теории ледокола", он пребывал в уверенности, что германский милитаризм повернёт свои штыки в сторону победителя в Первой мировой войне и потребует пересмотра границ между Востоком и Западом, а также предъявит свои притязания на Гданьск. Тем самым милитаристский рейх станет ледоколом, который разрушит арматуру мирового капитализма, а Советскому Союзу останется лишь направить корабль социализма в проём, расчищенный Германией. Эту мысль В. Александрова, изложенную им в мартовском 1962 года номере французского журнала "Aux carrefours de l'histoire" [101], Мустафа Чокай высказал в 1936 году. На основании проделанного им анализа он утверждал, что советское правительство живёт ожиданием военного конфликта без участия СССР, что позволит Советам избавиться от германской угрозы [102] .
Главным оппонентом этой сталинской теории был маршал Тухачевский, который настаивал на необходимости превентивной войны против нацистской Германии. В 1936 году Тухачевский на основании собственного анализа пришёл к следующему выводу: или Гитлер предпримет нападение на Запад и Советский Союз, или же СССР и Запад должны будут предпринять совместную попытку сокрушить Гитлера. Исследователь В. Александров полагает, что именно эта позиция Тухачевского стала причиной решения Сталина избавиться от несговорчивого маршала. По указанию Сталина советские спецслужбы при посредничестве белого русского генерала Скоблина фабрикуют совместно с немецкими коллегами "улики", якобы доказывающие участие Тухачевского в организации совместного с немецким генштабом заговора против сталинского режима [103].
Мустафа Чокай отмечает в этой связи, что приезд Тухачевского в Париж в 1936 году дал формальное основание Сталину объявить советского маршала также и французским шпионом и что такого рода бредни настораживают страны Европы [104].
В дальнейшем соперничество двух диктаторов продолжало обостряться, и это обострение впервые открыто проявилось в Испании.
Анализируя причины гражданской войны в Испании, Мустафа Чокай возлагает ответственность за этот кровавый конфликт на испанское республиканское правительство, подстрекаемое Москвой: "Именно большевики внедрили в Испанию агентурную сеть ЧК, прикрываясь лозунгом борьбы против фашизма в Европе... Испания стала ареной столкновения двух противоборствующих идеологий: коммунизма и фашизма. По этой причине гражданская война в одной стране взволновала всё мировое сообщество и привела в движение различные политические силы в самых разных странах"[105].
В свете задачи борьбы с властью капитала через организацию мировой революции сталинская администрация работает на укрепление Коминтерна и организацию широкой агентурной сети за рубежом.
Конгресс III Коминтерна, состоявшийся в июле-августе 1935 года в Москве, призвал все антифашистские силы к объединению в единый рабочий и народный фронт против фашизма. Данный факт лишь укрепил Европу в реальности советской угрозы. Приводя доводы французской прессы, в частности, газет "Le Temps" (орган МИД Франции) и "Le Populaire", Мустафа Чокай указывает, что в Европе складывается взрывоопасная ситуация и что Германия больше всех встревожена расширением в Европе коммунистической пропаганды: "Стоит заглянуть в содержание любой советской газеты, и вы обязательно найдете призывы к борьбе с германским фашизмом. Более того, благодаря усилиям Москвы вопрос о германской угрозе поднимается испанскими и французскими коммунистами. В результате, Адольф Гитлер продлил на один год срок воинской службы, а Советы увеличили набор в армию" [106].
Такой ход событий в Европе дает основание Мустафе Чокаю прийти к выводу в 1936 году об отчетливо наметившейся тенденции раздела Европы на два идеологических фронта: коммунистический и фашистский. Мустафа Чокай уверен, что вопреки всем усилиям ожидаемой большевиками мировой революции не будет [107].
В 1939 году, когда к власти в Испании пришёл генерал Франко, сразу же получивший поддержку со стороны Италии и Германии, Мустафа Чокай отметил: "Гражданская война в Испании, переросшая в войну между большевизмом и Европой, закончилась победой фашизма" [108]. Он вновь подтвердил, что мир стоит перед новым витком противоборства двух соперничающих за мировое господство идеологий - большевизма и фашизма: "Европа идёт к войне. Если ответственные лица, главы государств, не остановят в срочном порядке военную машину, Европу ожидает катастрофа, которая по своей разрушительной силе превзойдёт события тридцатипятилетней давности" [109].
Воодушевлённый победой фашизма в Испании, Гитлер мечтает создать с помощью Великобритании так называемое "евро-африканское пространство", которое должно было стать центром сопротивления Востоку. Эта идея осталась неосуществлённой из-за отсутствия поддержки со стороны Великобритании. Затем "он переименовал эту идею в "евроазиатское пространство", мечтая одним махом объединить порабощённые народы под эгидой Германии и обосновать на Востоке новые колонии, но уже без англичан" [110].
Таким образом, на европейской политической арене вожди нацизма и коммунизма сумели подчинить ситуацию своим культовым амбициям, превратив политику в политическую игру двух диктаторов. Манипуляция судьбами народов не только своих, но и других стран подогревала самолюбие каждого из вождей, что, в результате, поставило мир на грань катастрофы.
Мустафа Чокай не только предвидел и предсказал возможность Второй мировой войны и определил её зачинщиков. Она оказалась, как он и предполагал, самой масштабной из всех войн за всю многовековую историю человечества.
Список используемой литературы
www.khabar.kz/
Газета «Казправда» июнь, 2007 год.
Интернет газета «Диапозон» май, 2006 год.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1994.
Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. М., 1992.
Алма-Ата. 1986. Декабрь. Книга-хроника. Алматы, 1991.
3. Алма-Ата 1986. Декабрь. Книга-хроника (вторая). Алматы, 1992.