Из истории масонства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:39, реферат

Описание работы

Вопрос о сущности масонства и его подлинной роли в истории человечества вызывает самые разноречивые оценки среди специалистов: от определения его как общественной организации, выдвигающей задачу морального раскрепощения людей, обеспечения свободы и братства, до тайной интернациональной мировой революционной организации, ведущей бескомпромиссную борьбу с Богом, церковью и национальной государственностью.
Целью же данной работы является попытка рассмотреть основные идеи масонства в России XVIII – первой четверти XIX века, а также связь с декабристами.

Файлы: 1 файл

Реферат по масонам.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)
t-indent:35pt;line-height:18pt">Из членов масонской ложи "Трех добродетелей"  вышла первая декабристская  организация "Союз спасения" (1816 г.). Характерно, что уже изначально она  создавалась по образцу прусского  тайного союза "Тугенбунд" (Друзья добродетели) - полумасонская структура патриотической направленности, образованная в 1808 году в Кенигсберге. Устав "Союза спасения", объединявшего в своих рядах несколько десятков офицеров, был разработан П.И.Пестелем. Согласно показаниям С.П.Трубецкого, уже изначально организация ориентировалась на широкое использование в целях революционной борьбы масонских структур - для прикрытия политических целей "Союза спасения". [896].

"Мирное завоевание" ложи "Трех  добродетелей", отмечал Н.М.Дружинин, совсем не исключало необходимости образования крепкого и спевшегося ядра, которое должно было внедриться в расплывчатую масонскую организацию и "переделать ее по своему образу и подобию" [898]. Горячо поддерживал на первых порах идею придания тайному революционному обществу защитной оболочки в виде фактически легализированных правительством масонских лож известный руководитель декабристского движения - Павел Пестель.

Прочными были связи с масонством и второй тайной декабристской организации - "Союза благоденствия" (1818-1821 гг.), в полулегальный филиал которого превратилась масонская ложа "Избранного Михаила". Членами этой ложи были такие известные впоследствии декабристы, как Н.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, Г.Батеньков, М.Н.Новиков, А.Д.Боровков.

Не случайно и то, что эмблемой "Союза благоденствия" стал пчелиный улей - один из распространенных символов масонства. Связь "Союза благоденствия" с масонством отчетливо проявляется  и в истории ложи "Любви к  истине", основанной в 1818 году в Полтаве. Эта мастерская принадлежала союзу  Великой ложи "Астреи".

Управляющим мастером ее был Михаил Новиков, член первых декабристских  организаций "Союза спасения" и "Союза благоденствия". Наместным мастером ложи был С.Н.Кочубей.

Среди членов - члены "Союза благоденствия" В.А.Глинка и В.С.Лукашевич.

В 1819 году ложа была закрыта. Справедливости ради следует сказать, что далеко не все участники тайных декабристских  кружков были такими уж горячими поклонниками масонства. Некоторые из них, как например декабристы В.И.Штейнгель, И.Д.Якушкин, так те и вовсе относились к масонству враждебно. Однако они были все же в меньшинстве.

Влияние декабристов на масонские  ложи было, конечно же, весьма и весьма значительным. На их основе ими были созданы управы Союза благоденствия  в Полтаве и Нижнем Новгороде. Полностью в руках декабристов  находились масонские ложи Кишинева, Одессы, Киева и ряда других городов. В ряде случаев эти масонские  ложи можно рассматривать как  филиалы «Союза благоденствия» [902]. Материала на эту тему набирается столько, что это позволяет ставить вопрос о декабристах как радикальном направлении в русском масонстве после 1815 года [903].

Будущих декабристов в это время  можно было встретить практически  во всех масонских ложах: И.Ю.Поливанов ("Елизаветы к добродетели", Петербург), Е.С.Мусин-Пушкин ("Орла российского", Петербург), К.Ф.Рылеев ("Пламенеющей звезды", Петербург), И.Г.Бибиков ("Тройственного благословения", Москва), В.М.Бакунин ("Орла российского", Петербург) и другие [904].

Однако отношение будущих декабристов  к масонским работам было неоднозначно.

Любопытен в этой связи отрывок  из письма масона Н.И.Тургенева к брату Сергею от 11 февраля 1818 года: "Князь Баратаев пишет мне, что завел ложу в Симбирске, "Ключ к добродетели", и предлагает мне титло почетного члена и представителя их ложи у здешней директориальной ложи. Я от сего отказался, видя, что масонство у нас процветать теперь не может ... В здешних ложах я также не бываю, да оне того в теперешнем их церемониальном ничтожестве и не стоят"[905].

Однако самое важное здесь - это  то, что не оправдывала себя из-за жесткого правительственного контроля над ложами первоначальная установка  организаторов первых декабристских  кружков на широкое использование  их в революционных целях. "По справедливости следует заключить, - отмечала в связи с этим Т.О.Соколовская, - что ко времени образования ложи "Трех добродетелей" все ложи того союза, к которому принадлежала ложа "Трех добродетелей" для правительства не были тайными" [906].

Смущали будущих декабристов и  господствовавший в мастерских Великой  провинциальной ложи мистицизм и  обскурантизм. Убедившись в безнадежном  консерватизме большинства своих "братьев" и явном несоответствии масонских работ своим собственным  видам, большая часть будущих  декабристов уже в 1818-1819 гг. покинула ложи.

И хотя массовому исходу их из петербургских  лож во многом, как теперь оказывается, способствовали чисто житейские обстоятельства - перевод их как офицеров на новые места службы, в принципиальном плане это дела не меняет. Очевидно, что дороги декабристов, вставших на путь военного заговора, и дороги вольных каменщиков к началу 1820-х годов явно разошлись.

Убедившись в этом, П.И.Пестель, как один из наиболее дальновидных декабристов, перестал поддерживать организационную связь с петербургскими масонами еще в 1818 году. Это повлекло его автоматическое выбытие сначала из  ложи "Сфинкса" (1818 год), а затем, 5 ноября 1819 года, и из ложи "Трех добродетелей" [907]. Еще раньше, в 1818 году покинули ложу "Трех добродетелей" И.А.Долгорукий и Н.Муравьев.

В 1819 году были исключены из списка членов ложи С.И.Муравьев-Апостол и Н.М.Муравьев, в 1820-м такая же участь постигла Ф.Шаховского и М.Муравьева-Апостола [908]. В то же время следует иметь в виду, что часть будущих декабристов сохранила верность масонским ложам и продолжала свои работы в них вплоть до официального их закрытия в 1822 году. Среди них: М.С.Лунин, Н.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, К.Ф.Рылеев.

О том, какое значение имел для декабристского движения масонский фактор, можно  судить на основании следующих данных. Из 121 преданного Верховному уголовному суду декабриста в масонских ложах состояло по крайней мере 23 человека: П.И.Пестель (1812-1819), А.Н.Муравьев (1811-1818), братья Матвей Иванович (1816-1820) и Сергей Иванович (1817-1818) Муравьевы-Апостолы, Н.М.Муравьев (1817-1818), князь С.П.Трубецкой (1816-1819), Ф.П. фон Визин (1820), князь С.Г.Волконский (1812), М.Ф.Митьков (1816-1821), Ф.П.Шаховской (1817), М.С.Лунин, Н.Бестужев (1818), братья Вильгельм (1819-1822) и Михаил (1818) Кюхельбекеры, Г.С.Батеньков (1818), А.Ф. фон дер Бригген (1817), Янтальцев (1816), С.Г.Краснокутский (1816-1818), Н.И.Тургенев (1814-1817), К.Ф.Рылеев (1820-1821), Е.Мусин-Пушкин (1821), И.Юрьев. Кроме того известно, что членами заграничных масонских лож были декабристы В.А.Перовский, П.П.Каверин и Н.И.Лорер.

Можно утверждать, что по крайней мере пятая часть, т.е. 20% декабристов, преданных Верховному уголовному суду, были членами масонских лож. Кроме того, масонами был еще целый ряд лиц - членов декабристских тайных обществ, привлеченных к следствию в качестве свидетелей. Среди них: П.Я.Чаадаев, князь И.А.Долгоруков, М.Н.Новиков, Ф.Н.Глинка, князь П.П.Лопухин, П.И.Колошин, граф Ф.П.Толстой, генерал П.С.Пущин, В.Глинка, И.Бибиков, В.Н.Бакунин, барон Г.Корф, Н.В.Мейер, А.Скалон, Ф.В.Гурко, И.Н.Хотяинцев, В.Ф.Раевский, князь С.П.Трубецкой, В.Л.Лукашевич, Г.Ф.Олизар, князь М.Баратаев, В.П.Зубков, С.Проскура, граф П.И.Мошинский.

Таким образом, даже по самым минимальным  подсчетам масонов среди декабристов  было не менее 50 человек. "Дальнейшие исследования, - выражал надежду  впервые введший в научный  оборот эти цифры историк В.И.Семевский, - нужно думать, еще более увеличат численность лиц, в которых проявилась непосредственная связь русских политических тайных обществ с масонскими" [909].

Так и произошло. Согласно последним данным А.И.Серкова, с некоторыми допущениями число декабристов-масонов может быть увеличено до 120 человек [910]. О 121 декабристе-масоне пишет со ссылкой на материалы Т.А.Бакуниной из Особого архива в Москве и Олег Платонов [911].

Попытку разобраться в столь  запутанном вопросе предпринял в  последние годы О.П.Ведьмин. Всего, согласно его подсчетам, к следствию по делу декабристов было привлечено 83 масона. Однако 25 из них (М.П.Баратаев, Л.В.Дубельт, С.М.Кочубей, Эрнст-Вениамин Соломон Раупах и другие) никакого отношения к декабристскому движению не имели. Таким образом, в масонском декабристском списке остается всего 58 человек [912].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Можно констатировать, что не будь в России Александровского времени  масонских лож, не было бы, скорее всего, и самого восстания. С другой стороны, по мнению ряда исследователей, именно с будущими декабристами связано возникновение и такого нового для первой четверти XIX века явления в русском масонстве, как появление в нем, наряду с либеральным и консервативным еще и так называемого радикального крыла, нацеленного на коренное изменение политического строя и проведение революционно-демократических преобразований в стране.

 

Информация о работе Из истории масонства в России