Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:12, Не определен
1. Социальная среда формирования личности Ивана Данииловича Калиты.
2. Основные черты характера Ивана Калиты.
3. Участие Ивана Данииловича политических событиях эпохи.
4. Мнение современников о Великом князе Иване Данииловиче.
5. Мнение историков об Иване Калите.
6. Вывод.
7. Список используемой литературы.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
Тамбовский государственный
университет
им. Г.Р. Державина
Академия
гуманитарного и
социального образования
Реферат по Истории России
на тему:
«Иван
Даниилович Калита».
Выполнила: Серебрякова О.А.
Проверила:
Зайцева О.М.
Тамбов
2010
План:
Социальная среда формирования личности Ивана Данииловича Калиты.
Основатель московской династии и отец Ивана Калиты князь Даниил Александрович — самый неприметный из правивших тогда в Северо-Восточной Руси потомков Всеволода Большое Гнездо. Он родился в 1261 году и был младшим сыном Александра Невского. Точная дата его появления на свет неизвестна, но можно думать, что случилось это в самом начале зимы. Преподобный Даниил Столпник, в честь которого он получил свое имя, по старым месяцесловам праздновался 11 декабря.
В ноябре 1263 года, когда в возрасте 43 лет умер его отец, Даниилу не исполнилось и двух лет. Согласно завещанию отца он получил весьма скромный удел — основанную Юрием Долгоруким Москву с прилегающими к ней землями. Когда родился княжич Иван — достоверно неизвестно. Летописцы не отметили такое малозначительное событие, как появление на свет еще одного, четвертого сына в семье Даниила Московского (имел ли Иван Калита сестёр — неизвестно). Вероятно, это произошло около 1288 года. К этой дате приводят наблюдения над некоторыми последующими событиями. В 1296 году в результате договоренности между сильнейшими русскими князьями на съезде во Владимире великий князь Андрей Александрович уступил своему младшему брату Даниилу новгородский стол. Это решение великого князя было вынужденным. Недовольные Андреевым правлением новгородцы незадолго перед тем изгнали из города его наместников и послали к Даниилу в Москву своих послов с предложением занять новгородский стол. Не имея достаточно сил для борьбы с тремя противниками одновременно — Даниилом Московским, его союзником Михаилом Тверским и Новгородом, — великий князь счел за лучшее временно уступить.
В одной древней новгородской рукописи имеется уникальная запись, проливающая свет на эти события. «В лето 6804 (1296) индикта 10 при владыце Клименте, при посаднице Андрее съгониша новгородци наместников Андреевых с Городища (место близ Новгорода, где находилась княжеская резиденция), не хотяше князя Андрея. И послаша новгородци по князя Данилья на Москву, зовуще его на стол в Новгород на свою отчину. И приела князь переже себе сына своего в свое место именем Ивана».
Князь Даниил недолго сидел на новгородском столе. Политическая ситуация менялась в те годы очень быстро. Известно, что в 1298 году в Новгороде уже вновь был принят великий князь Андрей Александрович. Вначале он сам приехал на берега Волхова, а затем оставил здесь вместо себя своего сына Бориса. Даниил Московский не попал даже в летописный список новгородских князей. И все же за эти год-два княжич Иван успел впервые появиться на исторической сцене и получить полезный жизненный опыт. Знаменательно, что его дебют состоялся в Новгороде — городе, который позднее всегда будет находиться в центре внимания князя Ивана.
Конечно, в 1296 году Иван еще не играл самостоятельной роли в новгородских делах. Его пребыванием на Волхове Даниил лишь как бы обозначал свое политическое присутствие здесь. Все дела со знатью Новгорода (источники называют ее «триста золотых поясов») вели бояре из свиты московского княжича. Такую символическую миссию в Новгороде княжеские сыновья могли исполнять в возрасте не ранее 7 лет. Так, например, Александр Невский был оставлен отцом в Новгороде, когда ему было около 8 лет, а сам Невский послал в Новгород сына Дмитрия в возрасте около 9 лет. Примерно столько же было, по-видимому, и княжичу Ивану в 1296 году.
Не вполне понятно, почему Даниил отправил на Волхов именно Ивана, тогда как у него имелись три более взрослых сына — Юрий, Александр и Борис. В. А. Кучкин объясняет это тем, что Иван был не четвертым, как принято думать, а вторым сыном Даниила. Историк предполагает также, что Юрий Данилович в 1296 году находился в Орде у Ногая и потому в Новгород пришлось посылать не его, а следующего по старшинству Даниловича — Ивана. Однако данное построение не находит подтверждения в источниках, которые единодушно называют Ивана четвертым сыном Даниила Александровича.
По-видимому, Даниил особо выделял Ивана среди своих сыновей и готовил именно его (а не старшего сына, как это было принято) для трудной роли новгородского князя. То ощущение собственной богоизбранности, которое воодушевляло князя Ивана на протяжении всей его жизни, зародилось в нём ещё в детстве.
Помимо
поездки княжича Ивана в
В жизни Ивана Калиты огромную роль сыграл его старший брат Юрий. Трагическая судьба Юрия стала для умного и наблюдательного Ивана незабываемым жизненным уроком.
В год смерти отца Юрию исполнилось 22 года. В нем кипела молодая хмельная сила. Мир казался ему огромным ристалищем, где главное — первым нанести удар. Ему нравилась та злая, беспощадная борьба за власть, которую под конец жизни начал Даниил. Однако если отец все же умел остановиться у какой-то незримой черты, за которой обычное зло, неотделимое от власти, превращается в злодеяния, — то Юрий сначала по молодости лет, а позднее по недостатку ума не понимал этой тонкой разницы. Для него не существовало непреодолимых нравственных преград.
Впрочем, Юрий, конечно, не родился злодеем. К несчастью для молодого московского князя, период его умственного и нравственного созревания совпал с самым жестоким временем в истории Северо-Восточной Руси.
Напомним,
что в момент смерти отца — 5 марта
1303 года — Юрий находился в Переяславле-
Судьбу переяславского княжества после смерти Даниила надлежало решить на съезде князей в Переяславле-Залесском осенью 1303 года. Летопись сообщает: «Съехашася на съезд в Переяславль вси князи и митрополит Максим, князь Михайло Ярославич Тферскыи, князь Юрьи Данилович Московский с братьею своею; и ту чли грамоты, царевы ярлыки, и князь Юрьи Данилович приат любовь и взял себе Переяславль, и разъехашася раздаю».
Основные черты характера Ивана Калиты.
Крестьянская жилка - собрать, скопить, сохранить - в характер Ивана Данииловича была сильнее других черт. Он понимал, что сила народа не в драках и войнах, а в хорошем добротном хозяйстве. Сев на московский престол, Иван Даниилович увидел мир сверху. Орда занимала Нижнюю Волгу и владела огромными землями. Юго-западная Русь была в руках Польши, Литвы, Венгрии. Литва захватила также Белоруссию и Смоленск. На севере Швеция заглядывалась на Псков и Новгород. Соседка Тверь - соперница Москвы - не давала покоя. Осмотрительный, осторожный и неторопливый Иван I жил по пословицам:
«Мир - высшее благо».
«Обеспечить мир своему веку - высочайшая доблесть». Как сделать?
Князь Иван Даниилович был не гордец. Он откровенно не брезговал дружбой с Ордой: под любым предлогом спешил на поклон к ханам, месяцами жил в Сарае, осыпая подарками ханш и вельмож. Исправно платил татарам дань, которой были обложены все русские княжества, предпочитая не вступать в пререкания со сборщиками дани - баскаками.
Когда баскаки являлись в то или иное княжество, к ним присоединялись люди князя Ивана - сам он обнаруживал перед баскаками огромные способности в сборе дани. Этот талант был замечен в Орде, и Узбек сделал главным баскаком самого Ивана Данииловича.
Князь Московский не упускал случая аккуратно, не придерешься, всегда утаивать для себя часть собранной дани. Он богател. Жадный, хитрый, скопидом, - так втихомолку между собой называли его соседи-князья, но в лицо льстили и заигрывали. «Калита - кошель с деньгами» - прозвали его. Прозвище было связано еще и с привычкой раздавать деньги нищим: Иван для этого всегда носил с собой большой кошель.
Непонятный, ни на кого не похожий князь. Что стояло за его странным поведением? Иван Калита всей душой хотел вырваться из унизительной кабалы, вытащить из нее Москву и всю Русь. Он понимал - это могут сделать только деньги.
Характер Ивана Калиты совпал с характером эпохи, в которой миром можно было сделать больше, чем войной. Он обладал такими качествами, как терпение, упрямство.
Предусмотрительный Иван в своих духовных грамотах распределял нажитые богатства между членами семьи, дабы помнили, что кому принадлежит, и не дрались между собой:
«Сыну большему Симеону - село Копотенское, сельце Микулинское, село Молаховское, село Напрудное, сыну Ивану среди других владений – село Вяземское, сыну Андрею - село Трифоновское, Коломенское, Нагатинское и еще Ясиневское, княгине с меньшими детьми село Дегунинское, село Михайловское на Яузе, два села Коломенские...»
Сына и наследника своего Симеона женил князь на дочери Гедимина: Августа литовская стала Анастасией. Дочерей - особый товар в княжеских семьях - Иван I определял в замужество так, чтобы их браки крепили союз Москвы с соседними княжествами. Мария, Феодосия, Евдокия Ивановны были замужем за ростовским, белозерским, суздальским князьями. Отец ничего не жалел для детей.
«А из порт моих сыну моему Симеону: кожух черный, жемчужный, шапказолотая. А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь с жемчугом... Андрею, сынумоему: бугаи собольи с наплечики с великим жемчугом с каменьем...»
Из далеких времен учил он своим примером, как должен отец распределять меж детьми нажитое им добро. Расчетливый и сметливый, он, получив особое разрешение от Золотой Орды, в разных русских княжествах сам покупал земли и помогал своим боярам скупать землю на правах частной, наследственной собственности.
Оценка деятельности Ивана Калиты в исторической литературе неоднозначна и колеблется от признания ее объективной необходимости в интересах централизации государства до обвинения московского князя в измене народным интересам и укреплении личной власти «любой ценой», задержавших освобождение страны от монгольского господства.
Участие Ивана Данииловича политических событиях эпохи.
Московско-тверская распря начала XIV века, грозившая расколоть всю Северо-Восточную Русь на два противостоящих лагеря коснулась так или иначе всех княжеств. Но самые драматические события этих смутных лет разыгрались в Переяславле Залесском. Здесь в 1304 году впервые проявил себя наш герой — князь Иван Данилович. Засев в городе по приказу Юрия, Иван ждал своего часа.
«И бысть ему весть тайно изо Твери, яко хотят на него изгоном прийти ратью тверичи к Переславлю; он же укрепи всех своих бояр и переславцев, и к Москве посла совокупляа рать. И прииде на него изгоном (то есть внезапным набегом. — Н. Б.) под Переславль боярин тверьский Акинф... И выиде противу его князь Иван Данилович, с ним же пере-славьская рать единомыслено бе и крепко стоаше, к тому же приспела и московьская рать, и бишася зело крепко, и поможе Бог великому князю Ивану Даниловичю (ошибка летописца: князь Иван еще не был тогда «великим князем»), и убиен бысть тут под Переславлем Акинф и зять его Давид, и много тверич избиено бысть ту; а дети Акинфовы Иван да Федор вмале убежаша во Тверь, и бысть в Твери печаль и скорбь велиа, а в Переславле веселие и радость велиа».
Из летописного сообщения можно восстановить общие контуры событий. Боярин Иакинф (в просторечии — Акинф), перешедший к Михаилу Тверскому вместе в другими знатными людьми из свиты прежнего великого князя Андрея Александровича, был послан своим новым хозяином, чтобы смелым налетом захватить Переяславль-Залесский. Однако московская разведка в Твери и на этот раз вовремя сделала свое дело. Получив весть из Твери, сидевший в Переяславле юный Иван Данилович предпринял энергичные и разумные меры. Он заставил не только переяславцев, но и своих собственных бояр поцеловать крест на верность московскому делу. Это говорит о том, что возможность измены была вполне реальной.